| |||
Влас Михайлович Дорошевич. В старое время • Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич. Влас Михайлович Дорошевич. В старое время Видел я Живокини или не видал? Вероятно, видел. Мое первое воспоминание о театре смутно и ярко в одно и то же время. Мне года 4, лет 5. Большой театр. Мы сидим в ложе. Я видел какой-то странный спектакль. Царь в короне, остался за опущенным занавесом и кричал: -- Караул. Какая-то молодая дама, которая мне показалась очень красивой, лежала на кушетке. А потом ее увез какой-то очень красивый молодой человек. Но больше всех мне понравился Орест. Он был меньше всех. Ходил впереди всех. И мне это очень нравилось. Я думал, что он такой же маленький мальчик, как и я. И мне казалось; -- Что он самый главный! Я, кажется, этим даже гордился. Затем, когда мне было лет десятьдвенадцать... Мальчики в 10--12 лет глубоко презирают себя пятилетних... Я относился к этим воспоминаниям, как к вздору. "Младенцу приснилось". Ну, где же это цари в коронах кричат "караул"? Затем, когда мне было лет пятнадцать и я у Лентовского увидел "Прекрасную Елену", я: -- Всех узнал. Я видел в Большом театре "Прекрасную Елену". И судя по тому, что Менелай в финале оставался за опущенным занавесом и продолжал кричать "караул", когда спектакль уже кончился, -- "Елена" шла в исполнении богов Малого театра с "трюками" и "фортелями" невообразимыми. Кого играл Живокини, я, конечно, не помню и не знаю. Но, наверное, играл. Одни и те же актеры играли тогда: -- В Большом театре оперетку, в Малом -- Островского. И играли превосходно. Ведь это был "золотой век" Малого театра. Искусство перевоплощения стояло, значит, необыкновенно высоко. Попробуйте сейчас и скажите: -- Господа, через неделю сыграйте "Гамлета", Невозможно! Этот не умеет носить костюма. Этот -- шпаги. Этот не умеет читать стихов. Этот не может петь. Эта говорит: -- Помилуйте, только все время и думай: не упала бы корона! Какая тут игра?! Ни техники. Ни искусства перевоплощения. Актер играет самого себя. Себя с усами, себя с бородой. Себя в пиджаке, себя во фраке, себя в сюртуке. Одна и та же манера держаться, говорить, объясняться в любви. Одни и те же жесты, одна и та же манера "трагически вращать глазами". Афиша не нужна. Вы сразу видите: -- Кто это? И знаете, что он сделает, как повернется, сядет, поцелует руку. Все! До тошноты! Случая, который был с Решимовым, когда его, в бенефис, в "Вакантном месте", публика не узнала и потому не встретила аплодисментами, -- сейчас не повторится. Мы изгнали из театра: -- Разнообразие. Изгнали водевиль, веселую комедийку "для финала". Прежде актер играл трагедию, оперетку, драму, водевиль, комедию, то, что сейчас мы называем фарсом, -- вроде "От преступления к преступлению". И был превосходен в Оффенбахе и в Островском. Талант гранился, как брильянт. 58 граней. И каждая грань горела. Теперь он гранится, как алмаз. И получается плоским, тусклым. Вот то, что приходит в голову: -- Как посравнишь век нынешний и век минувший. Теперь в театре вас не ждет "неожиданности". Никогда и никакой. Вы все знаете вперед, что будет и как будет. Достаточно прочитать афишу.
1914 Не пропустите: • Влас Михайлович Дорошевич. Зеркало жизни (очерк) • Влас Михайлович Дорошевич. Человек, которого интервьюировали (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. Очаровательное горе (Маленькая, но глубокая трагедия) (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. Замечательнейший город в мире (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. О чём говорят в Коломне? (рассказ) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |