| |||
Николай Александрович Лейкин. После спектакля • Все авторы -> Николай Александрович Лейкин. Николай Александрович Лейкин. После спектакля В летнем помещении Приказчичьего клуба кончился спектакль. Давалась, между прочим, пьеса "Простушка и воспитанная", в которой особенный эффект произвел актер, плясавший вприсядку. "Дербалызнувшие" в антрактах купцы пришли в неописанный восторг и заставили повторить пляску два раза. Некоторые не могли прийти в себя от восторга и после спектакля и все еще время от времени восклицали: "Ах, волк его заешь, как ловко он эту самую дробь делал!" В особенности умилялась значительно подгулявшая компания, сидевшая на балконе и распивавшая "шато-марго пополам с пятирублевым шипучим квасом". Тут была пара пожилых купцов, был один средних лет купец и один молодой. По фуражкам, надетым вместо шляп, и по пестрым "глухим" жилеткам можно было сейчас догадаться, что это приезжие. На диво постоянным посетителям клуба пробки "пятирублевого квасу" так и хлопали у них на столе. Было шумно. Кто-то из компании даже спрашивал: -- А что, ежели этой самой бутылкой шваркнуть вон в энту березу? В это время через балкон прошел актер, плясавший вприсядку, и направился в буфет. -- Вон он! Вон он идет!-- зашептали купцы и начали указывать пальцами. -- Уж и ловкач же, лягушка его заклюй! Сеня! Нельзя ли его к нашему шалашу приалтынить, чтоб он нам потом в отдельной комнате эту самую дробь сдействовал? -- обратились они к молодому купцу. -- Да неловко, дяденька, Парамон Захарыч. Тут в Питере все актеры с купоросом. Может обидеться и к черту под халат послать. -- Ничего, трафь! Ежели драка -- выручим!-- ободряли его купцы. Молодой хватил для храбрости стакан вина и направился в буфет. Там около стойки стоял актер и закусывал выпитую рюмку водки бутербродом. Купец остановился против него, подпер руки в боки и стал смотреть ему прямо в глаза, время от времени улыбаясь. Смотрел на него и актер. Купец кивнул ему головой и сказал: -- Актер? Актеры будете? -- Ну да, актер. Что ж из этого?-- недоумевал тот. -- Ничего, так... Ловко даве дробь эту самую делали,-- пробормотал купец и одобрительно потрепал его по плечу.-- Послушайте, нас там компания на балконе...-- прибавил он после некоторогго молчания.-- Шипучий квас пьем... Пойдем к нам. Купцы просят. И чтоб перед нами эту самую дробь... -- Какую дробь?-- выпучил на него глаза актер. -- Ну, эту самую дровь ногами, что даве вы в театре-то делали. Там у нас и вино. Небось мы заплатим. -- Вы хотите, чтоб я перед вами на балконе плясал? Да за кого же вы меня считаете?-- возмутился актер. -- Тише, тише! Не буянь!-- остановил его купец.-- Мы с дружеством пришли, а не для того, чтоб на ссору лезть. Ну, что тебе стоит на шабаш дробь эту самую для нас сделать? По крайности на спиньжак себе заработаешь. Право, пойдем! Там у нас все купцы обстоятельные, не надуют. И деньги тебе сейчас в шляпу. -- Да ты, должно быть, почтенный, совсем с ума спятил, коли думаешь, что я перед вашей пьяной компанией на балконе плясать буду!-- крикнул на него актер. -- Что ж, у нас в Рыбинске актеры перед нами плясали и завсегда довольны оставались,-- отвечал купец.-- А раз у Макарья один актер целые сутки в номерных банях с нами гулял и все рассказы рассказывал да куплеты пел. Актеру сделалось смешно. -- Так такого себе и теперь поищи, а я не такой, чтоб на балконе плясать,-- сказал он. -- Ой! Уж будто и не такой, чтоб на балконе... А ты гордость-то брось! Тебя купцы просят. За молодым купцом стоял уже старый купец, явившийся ему на подмогу, и улыбался. -- Да не на балконе. Совсем не ту антресоль толкуешь,-- поправил он.--Господину актеру почтение! -- прибавил он, взял актера за руку и обнял его за плечи.-- Вот, видишь ли, в чем дело,-- шепнул он.-- Намухоморились мы теперь и хотим перемену места для плезиру сделать, едем Палестины обозревать, так сделай нам дробь в отдельной комнате. Понял? Ну, на синенькую вперед. Пожилой купец полез за бумажником. Актер презрительно скосил на него глаза. -- Как посмотрю я на тебя, борода у тебя седая выросла, а ума не вынесла,-- сказал он. -- Что?-- заорал купец, поплевал на руки и ринулся на актера. -- Дяденька, Парамон Захарыч, оставьте!-- схватил его за руки молодой купец.-- Ну, бросьте его, коли он такой шаршавый. Мы к цыганам лучше поедем. Те нам с вывертом танец докажут. -- У меня борода ума не вынесла?-- горячился пожилой купец.-- Ах ты пес! Да знаешь ли ты, что я потомственный почетный гражданин и медали имею! -- Дяденька, Бога ради, бросьте! Ну, плюньте на него! Что тут! Здесь ведь не Рыбинск, а Питер. Сочинителев на каждом шагу и не оберешься. Сейчас подслушают, опишут и смотришь -- наутро со всей своей фамилией в газету влетел. Ну, что за радость, ежели эдакий альбом про вас у нас в Рыбинске прочтут? Вон он, сочинитель-то, в углу стоит и смотрит. Мне даве его показывали. Пожилой купец присмирел. -- Сочинитель?-- переспросил он.-- Который? -- А вон энтот, что нос-то набалдашником и один глаз на вас косит. Здесь этих сочинителев, что собак нерезаных! -- Вот дурак-то!-- шептал актер, отходя в сторону. Пожилой купец чесал затылок, посматривал в угол на сочинителя и что-то соображал. Минуты через две он вынул из бумажника десятирублевую бумажку и, скомкав ее, понес в угол, к смотрящему на него во все глаза пожилому мужчине. -- Бери отступного, господин сочинитель, а только нас не трожь,-- сказал он, суя ему в руку деньги. -- Позвольте, что вам угодно? В чем дело?-- недоумевал тот и спрятал руки за спину. -- Бери, коли дают! Ведь ты сочинитель?-- спросил его пожилой купец. -- Ошибаетесь. Я титулярный советник! Восемнадцать лет верой и правдой служу!-- обидчиво отвечал мужчина и, обернувшись к купцу спиной, стал уходить.
1906 Не пропустите: • Николай Александрович Лейкин. Птица (рассказ) • Николай Александрович Лейкин. После светлой заутрени (рассказ) • Николай Александрович Лейкин. Самоглот-Загребаевы (рассказ) • Николай Александрович Лейкин. Кустодиевский (рассказ) • Николай Александрович Лейкин. Именины старшего дворника (рассказ) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |