| |||
Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Петербургские типы • Все авторы -> Максим Горький. Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Петербургские типы В эту весну, с первых же её тёплых дней, на улицы Петербурга выползли люди фантастические, люди жуткие. Где и чем жили они до сей поры? Воображаешь, что в какой-то трущобе разрушен огромный, уединённый дом, там все эти люди прятались от жизни, оскорблённые и отверженные ею. Навязчиво думается: они что-то забыли и вспоминают, тихо ползая по городу. Они оборваны, грязны, видимо очень голодны, но -- не похожи на нищих и не просят милостыни. Молчаливые, они ходят осторожно, смотрят на обыкновенных горожан с недоверчивым любопытством. Останавливаясь пред витринами магазинов, они рассматривают вещи глазами людей, которые хотят догадаться или вспомнить: зачем это нужно? Автомобили пугают их, как пугали деревенских баб и мужиков двадцать лет тому назад. Высокий, темнолицый старик с провалившимися глазами, кривым носом и зеленоватой бородою, вежливо приподняв измятую шляпу, с дырой на тулье, спрашивает прохожего, указывая длинной рукой вслед автомобилю: -- Электричество? Ага... Благодарю. Ходит он выпятив грудь, гордо подняв голову, никому не уступая дороги; смотрит на встречных отталкивающим взглядом прищуренных глаз. Он -- босой и, касаясь ступнями камня панелей, подгибает пальцы, словно пробуя прочность камня. Празднично настроенный, бойкий юноша спросил его: -- Вы -- кто? -- Вероятно -- человек. -- Русский? -- Всю жизнь. -- Военный? -- Возможно. И, оглянув юношу, он сам спрашивает: -- Делаете революцию? -- Сделали! -- Ага... Старик отвернулся и стал разглядывать витрину букиниста, взяв себя за бороду левой рукою. Юноша, вертясь около него, спросил ещё что-то, но старик, не взглянув на него, сказал спокойно, негромко: -- Идите прочь.
На Семионовской улице, прижавшись к церковной ограде, стоит женщина лет сорока; жёлтое лицо её опухло, глаз почти не видно, рот полуоткрыт, точно она задыхается. Её голые ноги всунуты в огромные башмаки, на башмаках толстая корка сухой грязи. Она окутана в нанковый мужской халат {нанка -- грубая хлопчатобумажная ткань, начально китайская, по имени города Нанкин -- Ред.}, руки её сложены на груди, голову украшает соломенная шляпа с измятыми листьями и одной ягодой вишни; ягод была целая гроздь, но осталась только одна, голые стебли и какие-то осколки, блестящие, как стекло. Сдвинув густые, красиво изогнутые брови, она внимательно смотрит, как люди втискивают друг друга в вагоны трамвая, как они выпрыгивают, вываливаются с площадок вагонов и бегут во все стороны. Губы женщины вздрагивают, точно она считает людей. А может быть, ожидая кого-то, припоминает слова, которые необходимо сказать при встрече. В красных, узеньких щёлках опухших глаз её светится что-то недоброе, сухое и режущее. Она брезгливо сторонится мальчиков и девочек, торгующих папиросами, раза два, три она даже отталкивала их движениями то локтей, то бедра. Её тихонько спросили: -- Может быть, вы нуждаетесь в помощи? Смерив спросившего сердитым взглядом, она ответила так же тихо: -- С чего это вы взяли? -- Извините. Рядом с нею стояла чистенькая старушка в кружевной наколке, продавая какие-то пеньковые или глиняные лепёшки. Женщина спросила её: -- Вы -- дворянка? -- Купчиха. -- А... Сколько жителей в этом городе? -- Не знаю. Много. -- Ужасно много! -- Вы -- приезжая? -- Я? Нет. Я здешняя. Покачнулась и, кивнув старушке смешной головою, пошла к цирку, шаркая по камням тяжёлыми башмаками; они спадали с голых, грязных ног её. ...Она сидит на скамье в саду за цирком, рядом с нею, опираясь на палку, тяжело дышит большая, грузная старуха с каменным лицом, в круглых, чёрных очках, одетая в остатки шубы, в клочья шёлка и серого меха. Проходя мимо, я слышу хриплый голос, резкие слова: -- Последний порядочный человек в этом городе умер девятнадцать лет тому назад... А старуха кричит, как глухая: -- Окружный суд сгорел, ходила смотреть, одни стены остались. Сгорел. Наказал бог... Женщина в огромных башмаках говорит в ухо ей: -- Мои -- в тюрьме. Все. Мне послышалось, что она смеётся.
Быстро, мелкими шагами ходит, почти бегает маленький, очень волосатый человечек с лицом обезьяны, с раздавленным носом. Тёмно-синие зрачки его глаз беспокойно расширены, их окружает тоненькое, опаловое колечко белков. Парусиновое пальто не по росту ему, полы обрезаны неровно и висят бахромой, -- точно собаки оборвали их. На ногах у него растоптанные валенки. Он без шляпы, на голове торчат серые вихры, густая, сильно поседевшая борода растрёпанно растёт из-под глаз, под скулами, из ушей. Он бегает и тревожно бормочет что-то, размахивая руками, часто и крепко переплетая пальцы их. На бульваре, около Народного дома, он говорил солдатам: -- Поймите, -- вам особенно нужно понять это! -- человек счастлив только тогда, когда помнит, что он -- человек ненадолго, и мирится с этим... Говорит он тихонько, тонким голоском, а по внешнему его виду ждёшь, что он должен бы рычать. Он качается на ногах, одна его рука прижата к сердцу, кистью другой он дирижирует, -- руки у него тоже волосатые, на пальцах тёмные кустики. Пред ним, на скамье, трое солдат грызут семечки, сплёвывая шелуху в живот и на ноги человека, четвёртый солдат -- с красной ямой на щеке -- курит и старается вдунуть струю дыма в рот и нос оратора. -- Утверждаю: бесполезно возбуждать в нас, людях, надежды на лучшее, это даже бесчеловечно и преступно, это значит -- поджаривать людей на огне... Солдат заплевал окурок папиросы, подбросил его щелчком пальца в воздух и, вытянув ноги, спросил: -- Кем нанят? -- Что? Я? -- Ты. Кем нанят? -- Что значит -- нанят? -- То и значит. Буржуями нанят, жидами? Человек, растерянно улыбаясь, замолчал, а один из трёх солдат лениво посоветовал допросчику: -- Дай ему пинка в брюхо. Другой сказал: -- У него и брюха-то нет. Человечек отступил на шаг, сунул руки в карманы, потом вырвал их оттуда, крепко сжал: -- Я говорю от себя. Я -- не нанят. Я тоже думал и читал, верил. Но теперь я знаю: человек -- ненадолго, всё разрушается, и он... Солдат с ямой на щеке крикнул свирепо: -- Брысь! Человечек побежал прочь, поднимая валенками пыль, а солдат сказал товарищам: -- Стращает, сволочь. Будто мы его не понимай. А мы -- всё понимай... Вечером этого же дня человечек рассуждал, сидя на скамье у Троицкого моста: -- Поймите: в сущности, человек большинства, простой человек, тот, кого мы считаем дураком, он-то и есть настоящий строитель жизни. Большинство людей -- глупо... Его слушали: рябой, кривоногий матрос, широкий и тяжёлый, милиционер, толстая женщина в синем платье, трое серых людей -- видимо, рабочие, и юноша-еврей, зашитый в чёрную кожу. Юноша горячился; он ехидно спрашивал: -- Может быть, и пролетариат -- дурак, а? -- Я говорю о людях, которые хотят очень немногого и прежде всего, чтоб им не мешали жить, как они умеют... -- Это -- буржуи, да? -- Стойте, товарищ! -- тяжело сказал матрос. -- Пускай говорит... Оратор мотнул головою в сторону матроса: -- Благодарю вас. -- Не на чем. -- Человек глуп только с нашей книжной точки зрения, но сам он вполне доволен количеством разума, данного ему природой, и хорошо владеет им... -- Верно! -- сказал матрос. -- Дуй дальше! -- Он -- человек ненадолго, знает это и не смущается тем, что через некоторое время ему нужно будет лечь в могилу... -- Все умрём, верно! -- повторил матрос, подмигнув кожаному юноше, и широко усмехнулся, заставив этим подумать, что он твёрдо уверен в личном бессмертии своём. А волосатый оратор продолжал всё так же тихо, очень странным тоном, как будто он просил, умолял верить ему: -- Он не хочет беспокойной жизни надеждами, его удовлетворяет медленно текущая, тихая жизнь под ночными звёздами. Я утверждаю: возбуждать несбыточные надежды в людях, которые вообще -- ненадолго, это значит: путать их игру. Что может дать коммунизм? -- Ага! -- сказал матрос, упёрся ладонями в колени, качнулся вперёд и встал на ноги: -- Н-ну, идём! -- Куда? -- спросил волосатый человечек, отступая. -- Я знаю куда. Товарищ, прошу и вас следом за мной... -- Ах, оставьте его, -- презрительно сказал юноша, отмахиваясь рукою. -- Прошу следовать! -- повторил матрос тише, но рябое лицо его побурело и глаза сурово мигнули. -- Я -- не боюсь, -- сказал волосатый, пожимая плечами. Баба, перекрестясь, пошла прочь, милиционер тоже отошёл, ковыряя пальцем замок винтовки, а трое остальных встали на ноги так машинально, так одновременно, как будто у всех троих была одна воля. Матрос и кожаный юноша повели арестованного к Петропавловской крепости, но двое прохожих, догнав их на мостике, стали уговаривать матроса отпустить философа. -- Не-ет, -- возражал матрос, -- ему, пуделю собачьему, надо показать, сколько недолго живёт человек. -- Я -- не боюсь, -- тихо повторил пудель, глядя под ноги себе. -- Но я удивляюсь, как мало вы понимаете. Он вдруг круто повернулся и пошёл назад, к площади. -- Глядите -- уходит! -- удивлённо и негромко сказал матрос. -- Идёт! Эй, куда? -- Ах, оставьте, товарищ, вы же видите -- ненормальный... Матрос свистнул вслед волосатому человечку и, усмехаясь, сказал: -- Чёрт, ушёл, и -- никакого шума! Храбрый, собака, действительно совсем без рассудка...
Около Народного дома шныряет, трётся между людей остроглазый старичок в порыжевшем котелке, в длинном драповом пальто с воротником шалью. Он останавливается у каждой группы и, склонив головку набок, ковыряя землю палкой с костяным набалдашником, внимательно слушает: что говорят люди? У него кругленькое, мячом, розовое личико, круглые мерцающие глаза ночной птицы, под ястребиным носом серые, колючие усы, а на подбородке козлиный клок светло-жёлтых волос, -- быстрыми движениями трёх пальцев левой руки он закручивает его, суёт в рот и, пожевав губами, выдувает изо рта: -- Пп! Ввёртывается плечом в тесноту людей, точно прячется среди них, и раздаётся его наяривающий голосок, быстрые, чёткие слова: -- Это я знаю, которые сословия нам особенно вредны и уничтожить надо дотла, чтобы даже косточки в пыль... Его очень внимательно слушают солдаты, рабочие, прислуга и "женщины для удовольствия", слушают, глядя ему в рот и как бы всасывая наяривающие слова. Говоря, он держит палку свою поперёк туловища и быстро перебирает пальцами по ней, как по флейте. -- Первое: чиновники всех чинов; сами знаете, какое это наказание и досада нам, -- чиновники, что злее их? Суды, тюрьмы, канцелярии -- всё в их руках. Каково? У них, как у фокусников, кабинеты разных тайн. Их в первую голову -- уничтожить... Какая-то рыжая девушка, видимо, горничная, сердито спросила: -- А сам-то кто? Тоже, поди, чиновник? Он торопливо и обиженно отрёкся: -- Никогда я ничем не занимался против бедного народа, никогда ничего не делал. Я -- гадатель, прорицатель, я будущую жизнь знаю... Ему предложили погадать. -- Это -- дело тайное, на людях нельзя! А на вопрос: "Что с нами будет?" -- он ответил, опустив глаза: -- Плохо будет, если, начав дело, сразу не кончим, плохо! Зубы рвать надо с корнем. Чиновников -- скосить. Также и учёную часть, и её, -- не служи ослеплению разума нашего, не выдавай копейку за рубль, да! Мы, дескать, учёные, вы, дескать, слушайте нас, мы вам законы напишем! Написали, наклеили везде закон: "Не пейте сырой воды!" А? Эхе-хе-хе... Он не то смеялся, не то вздыхал, выпуская из округлённого рта это яростное: -- Эхе-хе-хе-е... И, кривя личико, торжествуя, спрашивал: -- А мы -- как: пьём её, сырую-то, али не пьём, а? Публика, посмеиваясь, отвечала в несколько голосов: -- Пьём. -- Живы, а? -- Будто -- живы. -- То-то! Вот они, законы эти. Во-от! За это и -- скосить... И, убеждённый, что он сделал своё дело, человек этот вывёртывался из толпы, шагал прочь, помахивая палкой, а в новой группе снова наяривал: -- Два, два сословия особенно в язву нам, в боль и скорбь... Несомненно, он тоже вылез из какого-то тёмного угла, куда его затискала жизнь и где он годы одиноко торчал, корчился, накопляя злобу и месть.
Возбуждающих вражду против интеллигенции, видимо, не мало; мне кажется, что чаще всего это дворники, лакеи, кухарки, вообще -- домашняя прислуга. После одного из митингов в цирке "Модерн" краснолицая, толстая женщина рассказывала солдатам, "как живут господа", рассказывала остроумно и такими словами, что из десяти даже трёх не напишешь. Солдаты бешено хохотали и плевались смачно, слушая, как действовал доктор, специалист по женским болезням, как вела себя еврейка-дантистка и как "обрабатывал" своих учениц актёр. -- Бить эту сволочь, -- сурово сказал чёрный солдат с подвязанной челюстью, -- бить её до последнего колена... А в другой группе хромой человек лет сорока, безволосый, как скопец, кричал: -- Я всю жизнь в конюшне с лошадями, в навозе, а они в превосходных квартирах на мягких диванах с собачками играют. Нет, стой! Это я желаю с собачками играть, а вы -- марш в конюшню, да? Почему -- не так, почему, ну? Страшно и нещадно говорила молодая женщина, одноглазая, с лицом, сожжённым серной кислотой: -- Глядите в библию -- есть там господа? Нет господ в библии! Цари есть, судьи, пророки, а господ -- нет! И сам бог приказывал избивать племена, в которых господа были, поголовно всё такое племя истреблять велел, с жёнами и детьми, и с рабами даже. Потому что от господ и слуги испорчены, и слуги уже -- не люди, нет! -- Удавись, тётка, -- посоветовали ей из толпы. Но она, сжимая руками круглые высокие груди свои, кричала резко и звонко: -- Я одиннадцать лет в горничных жила, и видела я... Она видела много такого, чего не знал Октав Мирбо, когда писал "Дневник горничной", и, когда она говорила о том, что видела, её слушали без смеха, молча, мрачно. И только когда она ушла, вся красная и потная от возбуждения, курносенький солдатик сказал, глядя вслед ей: -- Не зря бабе этой рожу испортили... 1924 Не пропустите: • Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Отработанный пар (очерк) • Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Быт (очерк) • Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Из письма (очерк) • Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Митя Павлов (очерк) • Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. А.А. Блок (очерк) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |