| |||
Антон Павлович Чехов. Рано! • Все авторы -> Антон Павлович Чехов. Антон Павлович Чехов. Рано! В селе Шальнове звонят к заутрене. Солнце на горизонте уже целуется с землей, побагровело и скоро спрячется. В кабаке Семена, переименованном недавно в трактир -- титул, совсем не идущий избенке с ощипанной крышей и с парой тусклых окошек, -- сидят двое охотников-мужиков. Одного из них зовут Филимоном Слюнкой. Это старик лет 60, бывший дворовый графов Завалиных, по профессии слесарь, служивший когда-то на гвоздильной фабрике, прогнанный за пьянство и лень и ныне живущий на иждивении своей жены-старухи, просящей милостыню. Он тощ, хил, с облезлой бороденкой, говорит с присвистом и после каждого слова моргает правой стороной лица и судорожно подергивает правым плечом. Другой, Игнат Рябов, здоровенный, плечистый мужик, никогда ничего не делающий и вечно молчащий, сидит в углу под большой вязкой баранок. Дверь, открытая вовнутрь, бросает на него густую тень, так что Слюнке и кабатчику Семену видны только его латаные колени, длинный мясистый нос и большой чуб, выбившийся на волю из густой, нечесаной путаницы, покрывающей его голову. Семен, маленький, болезненный человечек с длинной жилистой шеей и с бледным лицом, стоит за прилавком, печально глядит на вязку баранок и смиренно покашливает. -- Ты таперича рассуди в своей голове, ежели в тебе есть ум, -- говорит ему Слюнка, моргая щекой. -- Вещь лежит у тебя без всякого действия, и нет тебе никакой пользы, а нам она надобна. Охотник без ружья всё равно, что пономарь без голоса. Это понимать надо в уме, а ты вот, вижу, не понимаешь, стало быть, в тебе настоящего ума-то и нету... Отдай! -- Ведь ты же заложил у меня ружье! -- говорит тоненьким, бабьим голоском Семен, глубоко вздыхая и не отрывая глаз от вязки баранок. -- Отдай рубль, что взял, тогда и бери ружье. -- Нету у меня рубля. Я тебе, Семен Митрич, как перед богом: дай ты мне ружье, похожу нынче с Игнашкой и опять тебе его принесу. Накажи меня бог, принесу. Ежели не принесу, чтоб мне ни на том, ни на этом свете счастья не было. -- Семен Митрич, дай! -- говорит басом Игнат Рябов, и в голосе его слышится страстное желание получить просимое. -- Да зачем вам ружье? -- вздыхает Семен, печально покачивая головой. -- Какая теперь охота? На дворе еще зима и акроме ворон да галок никакой твари. -- Какая ж зима? Нешто это зима? -- говорит Слюнка, выковыривая пальцем из трубки пепел. -- Оно, конечно, рано еще, да ведь вальшнепа не угадаешь. Вальшнеп такая птица, что его сторожить нужно. Неровен час, просидишь дома поджидаючи, ан перелет-то и прозевал, жди до осени... Такое дело! Вальшнеп не грач... В прошлом годе на Страстной уж он летел, а в третьем годе до Фоминой ждать пришлось. Нет, уж ты сделай милость, Семен Митрич, дай нам ружье! Заставь вечно бога молить. Словно на грех, и Игнашка свое ружье пропил. Эх, когда пьешь, не чувствуешь, а таперя... Эх, глядеть бы на нее, на водку проклятую, не хотел! Истинно, кровь сатанинская! Дай, Семен Митрич! -- Не дам! -- говорит Семен, складывая на груди свои желтые ручки, как перед молитвой. -- Надо по совести, Филимонушка... Из заклада вещь зря не берется, надо деньги платить... Да и то рассуди, к чему птицу бить? Зачем? Таперя пост, не станешь есть. Слюнка конфузливо переглядывается с Рябовым, вздыхает и говорит: -- Нам бы только на тяге постоять. -- А зачем? Всё глупости... Не такой ты комплекции, чтоб глупостями заниматься... Игнашка, так и быть уж, человек непонимающий, его бог обидел, а ты, слава тебе господи, старик, умирать пора. Вот ко всенощной бы шел. Напоминание о старости, видимо, коробит Слюнку. Он крякает, морщит лоб и молчит целую минуту. -- Послушай ты меня, Семен Митрич! -- говорит он горячо, поднимаясь и уже моргая не одной правой щекой, а всем лицом. -- Истинно, как перед богом... разрази меня создатель, после Святой получу от Степана Кузьмича за оси и отдам тебе не руб, а два! Накажи меня бог! Перед образом тебе говорю, только дай ты мне ружье! -- Да-ай! -- говорит воющим басом Рябов; слышно, как теснится его дыхание, и чувствуется, что он хотел бы сказать многое, но не находит слов. -- Да-ай! -- Нет, братцы, и не просите, -- вздыхает Семен, печально покачивая головой. -- Не вводите в грех. Не дам я вам ружья. Нет такой моды, чтобы вещь из залога вынимать и денег не платить. Да и к чему баловство? Идите себе с богом! Слюнка утирает рукавом вспотевшее лицо и начинает горячо клясться и просить. Он крестится, протягивает к образу руки, призывает в свидетели своих покойных отца и мать, но Семен по-прежнему глядит смиренно на вязку баранок и вздыхает. В конце концов Игнашка Рябов, дотоле не двигавшийся, порывисто поднимается и бухает перед кабатчиком земной поклон, но и это не действует! -- Подавись же ты моим ружьем, сатана! -- говорит Слюнка, моргая лицом и дергая плечами. -- Подавись, холера, разбойницкая душа! Бранясь и потрясая кулаками, он выходит с Рябовым из кабака и останавливается среди дороги. -- Не дал, проклятый! -- говорит он плачущим голосом, обиженно глядя в лицо Рябова. -- Не дал! -- басит Рябов. Окошки крайних изб, скворечня на кабаке, верхушки тополей и церковный крест горят ярким золотым пламенем. Видна уже только половина солнца, которое, уходя на ночлег, мигает, переливает багрянцем и, кажется, радостно смеется. Слюнке и Рябову видно, как направо от солнца, в двух верстах от села темнеет лес, как по ясному небу бегут куда-то мелкие облачки, и они чувствуют, что вечер будет ясным, тихим. -- Самая пора таперя, -- говорит Слюнка, моргнув лицом. -- Хорошо бы постоять часок-другой. Не дал, проклятый, чтоб ему... -- Ежели для тяги, то самое таперя и время... -- выговаривает, заикаясь, как бы через силу, Рябов. Постояв немного; они, ни слова не говоря друг другу, выходят из села и глядят на темную полосу леса. Всё небо над лесом усеяно движущимися черными точками -- это грачи летят на ночлег... Снег, кое-где белеющий на темно-бурой пашне, слегка золотится от солнца. -- В прошлом годе в эту пору я в Живках стоял, -- говорит после долгого молчания Слюнка. -- Трех вальшнепов принес. Опять наступает молчание. Оба долго стоят и глядят на лес, потом лениво трогаются с места и идут от села по грязной дороге. -- Надо думать, вальшнепа еще не прилетали, -- говорит Слюнка. -- А может, уж и есть. -- Костька сказывал, что еще нету. -- Может, и нету... Кто их знает! Год в год не приходится. Одначе грязь! -- А постоять надо бы. -- Стало быть, надо! Отчего не постоять? Постоять можно. Оно бы не мешало пойти в лес поглядеть. Ежели есть, Костьке скажем, а то и сами, может, достанем ружье и завтра выйдем. Эка напасть, прости господи, надоумил же меня нечистый ружье в кабак снести! Этакое горе, что и сказать тебе, Игната, не умею! Беседуя таким образом, охотники подходят к лесу. Солнце уже село и оставило после себя красную, как пожарное зарево, полосу, перерезанную кое-где облаками; цвет этих облаков не поймешь: края их красны, но сами они то серы, то лиловы, то пепельны. В лесу между густыми ветвями елей и под кустами березняка темно, и в воздухе ясно вырисовываются только крайние, обращенные к солнцу ветки с их пузатыми почками и лоснящейся корой. Пахнет тающим снегом и перегнивающими листьями. Тихо, ничто не шевелится. Издали доносится утихающий крик грачей. -- Теперь бы в Живках постоять, -- шепчет Слюнка, с ужасом глядя на Рябова. -- Там важная тяга. Рябов тоже с ужасом глядит на Слюнку, не мигая и раскрыв рот. -- Славное время, -- говорит дрожащим шёпотом Слюнка. -- Хорошую весну господь посылает... А надо думать, вальшнепа уже есть... Отчего им не быть... День теперь стоит теплый... Поутру журавли летели -- видимо-невидимо! Слюнка и Рябов, осторожно шлепая по талому снегу и увязая в грязи, проходят по краю леса шагов двести и останавливаются. Лица их выражают испуг и ожидание чего-то страшного, необыкновенного. Они стоят как вкопанные, молчат, не шевелятся, и руки их постепенно принимают такое положение, как будто они держат ружья с взведенными курками... Большая тень ползет слева и заволакивает землю. Наступают вечерние сумерки. Если поглядеть направо, то сквозь кусты и стволы деревьев видны багровые пятна зари. Тихо и сыро... -- Не слыхать, -- шепчет Слюнка, пожимаясь от холода и всхлипывая своим озябшим носиком. Но, испугавшись своего шёпота, он грозит кому-то пальцем, делает большие глаза и сжимает губы. Слышится легкий треск. Охотники значительно переглядываются и взглядами сообщают друг другу, что это пустяки, трещит сухая веточка или кора. Вечерняя тень всё растет и растет, багряные пятна мало-помалу тускнеют, и сырость становится неприятною. Долго стоят охотники, но ничего они не слышат и не видят. Каждое мгновение ждут они, что вот-вот пронесется в воздухе тонкий свист, послышится торопливое карканье, похожее на кашель осипшего детского горла, хлопанье крыльев. -- Нет, не слыхать! -- говорит вслух Слюнка, опуская руки и начиная мигать глазами. -- Знать, но прилетали еще. -- Рано! -- То-то, что рано... Охотники не видят лиц друг друга. Воздух темнеет быстро. -- Деньков пять еще подождать, -- говорит Слюнка, выходя с Рябовым из-за куста. -- Рано! Оба идут домой и молчат всю дорогу. Не пропустите: • Антон Павлович Чехов. Встреча • Антон Павлович Чехов. Тиф • Антон Павлович Чехов. Житейские невзгоды • Антон Павлович Чехов. На страстной неделе • Антон Павлович Чехов. Весной (Сцена-монолог) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |