Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Антон Павлович Чехов. Рано!


Все авторы -> Антон Павлович Чехов.

Антон Павлович Чехов.
Рано!

В селе Шальнове звонят к заутрене. Солнце на горизонте уже целуется с землей, побагровело и скоро спрячется. В кабаке Семена, переименованном недавно в трактир -- титул, совсем не идущий избенке с ощипанной крышей и с парой тусклых окошек, -- сидят двое охотников-мужиков. Одного из них зовут Филимоном Слюнкой. Это старик лет 60, бывший дворовый графов Завалиных, по профессии слесарь, служивший когда-то на гвоздильной фабрике, прогнанный за пьянство и лень и ныне живущий на иждивении своей жены-старухи, просящей милостыню. Он тощ, хил, с облезлой бороденкой, говорит с присвистом и после каждого слова моргает правой стороной лица и судорожно подергивает правым плечом. Другой, Игнат Рябов, здоровенный, плечистый мужик, никогда ничего не делающий и вечно молчащий, сидит в углу под большой вязкой баранок. Дверь, открытая вовнутрь, бросает на него густую тень, так что Слюнке и кабатчику Семену видны только его латаные колени, длинный мясистый нос и большой чуб, выбившийся на волю из густой, нечесаной путаницы, покрывающей его голову. Семен, маленький, болезненный человечек с длинной жилистой шеей и с бледным лицом, стоит за прилавком, печально глядит на вязку баранок и смиренно покашливает.


-- Ты таперича рассуди в своей голове, ежели в тебе есть ум, -- говорит ему Слюнка, моргая щекой. -- Вещь лежит у тебя без всякого действия, и нет тебе никакой пользы, а нам она надобна. Охотник без ружья всё равно, что пономарь без голоса. Это понимать надо в уме, а ты вот, вижу, не понимаешь, стало быть, в тебе настоящего ума-то и нету... Отдай!


-- Ведь ты же заложил у меня ружье! -- говорит тоненьким, бабьим голоском Семен, глубоко вздыхая и не отрывая глаз от вязки баранок. -- Отдай рубль, что взял, тогда и бери ружье.


-- Нету у меня рубля. Я тебе, Семен Митрич, как перед богом: дай ты мне ружье, похожу нынче с Игнашкой и опять тебе его принесу. Накажи меня бог, принесу. Ежели не принесу, чтоб мне ни на том, ни на этом свете счастья не было.


-- Семен Митрич, дай! -- говорит басом Игнат Рябов, и в голосе его слышится страстное желание получить просимое.


-- Да зачем вам ружье? -- вздыхает Семен, печально покачивая головой. -- Какая теперь охота? На дворе еще зима и акроме ворон да галок никакой твари.


-- Какая ж зима? Нешто это зима? -- говорит Слюнка, выковыривая пальцем из трубки пепел. -- Оно, конечно, рано еще, да ведь вальшнепа не угадаешь. Вальшнеп такая птица, что его сторожить нужно. Неровен час, просидишь дома поджидаючи, ан перелет-то и прозевал, жди до осени... Такое дело! Вальшнеп не грач... В прошлом годе на Страстной уж он летел, а в третьем годе до Фоминой ждать пришлось. Нет, уж ты сделай милость, Семен Митрич, дай нам ружье! Заставь вечно бога молить. Словно на грех, и Игнашка свое ружье пропил. Эх, когда пьешь, не чувствуешь, а таперя... Эх, глядеть бы на нее, на водку проклятую, не хотел! Истинно, кровь сатанинская! Дай, Семен Митрич!


-- Не дам! -- говорит Семен, складывая на груди свои желтые ручки, как перед молитвой. -- Надо по совести, Филимонушка... Из заклада вещь зря не берется, надо деньги платить... Да и то рассуди, к чему птицу бить? Зачем? Таперя пост, не станешь есть.


Слюнка конфузливо переглядывается с Рябовым, вздыхает и говорит:


-- Нам бы только на тяге постоять.


-- А зачем? Всё глупости... Не такой ты комплекции, чтоб глупостями заниматься... Игнашка, так и быть уж, человек непонимающий, его бог обидел, а ты, слава тебе господи, старик, умирать пора. Вот ко всенощной бы шел.


Напоминание о старости, видимо, коробит Слюнку. Он крякает, морщит лоб и молчит целую минуту.


-- Послушай ты меня, Семен Митрич! -- говорит он горячо, поднимаясь и уже моргая не одной правой щекой, а всем лицом. -- Истинно, как перед богом... разрази меня создатель, после Святой получу от Степана Кузьмича за оси и отдам тебе не руб, а два! Накажи меня бог! Перед образом тебе говорю, только дай ты мне ружье!


-- Да-ай! -- говорит воющим басом Рябов; слышно, как теснится его дыхание, и чувствуется, что он хотел бы сказать многое, но не находит слов. -- Да-ай!


-- Нет, братцы, и не просите, -- вздыхает Семен, печально покачивая головой. -- Не вводите в грех. Не дам я вам ружья. Нет такой моды, чтобы вещь из залога вынимать и денег не платить. Да и к чему баловство? Идите себе с богом!


Слюнка утирает рукавом вспотевшее лицо и начинает горячо клясться и просить. Он крестится, протягивает к образу руки, призывает в свидетели своих покойных отца и мать, но Семен по-прежнему глядит смиренно на вязку баранок и вздыхает. В конце концов Игнашка Рябов, дотоле не двигавшийся, порывисто поднимается и бухает перед кабатчиком земной поклон, но и это не действует!


-- Подавись же ты моим ружьем, сатана! -- говорит Слюнка, моргая лицом и дергая плечами. -- Подавись, холера, разбойницкая душа!


Бранясь и потрясая кулаками, он выходит с Рябовым из кабака и останавливается среди дороги.


-- Не дал, проклятый! -- говорит он плачущим голосом, обиженно глядя в лицо Рябова.


-- Не дал! -- басит Рябов.


Окошки крайних изб, скворечня на кабаке, верхушки тополей и церковный крест горят ярким золотым пламенем. Видна уже только половина солнца, которое, уходя на ночлег, мигает, переливает багрянцем и, кажется, радостно смеется. Слюнке и Рябову видно, как направо от солнца, в двух верстах от села темнеет лес, как по ясному небу бегут куда-то мелкие облачки, и они чувствуют, что вечер будет ясным, тихим.


-- Самая пора таперя, -- говорит Слюнка, моргнув лицом. -- Хорошо бы постоять часок-другой. Не дал, проклятый, чтоб ему...


-- Ежели для тяги, то самое таперя и время... -- выговаривает, заикаясь, как бы через силу, Рябов.


Постояв немного; они, ни слова не говоря друг другу, выходят из села и глядят на темную полосу леса. Всё небо над лесом усеяно движущимися черными точками -- это грачи летят на ночлег... Снег, кое-где белеющий на темно-бурой пашне, слегка золотится от солнца.


-- В прошлом годе в эту пору я в Живках стоял, -- говорит после долгого молчания Слюнка. -- Трех вальшнепов принес.


Опять наступает молчание. Оба долго стоят и глядят на лес, потом лениво трогаются с места и идут от села по грязной дороге.


-- Надо думать, вальшнепа еще не прилетали, -- говорит Слюнка. -- А может, уж и есть.


-- Костька сказывал, что еще нету.


-- Может, и нету... Кто их знает! Год в год не приходится. Одначе грязь!


-- А постоять надо бы.


-- Стало быть, надо! Отчего не постоять? Постоять можно. Оно бы не мешало пойти в лес поглядеть. Ежели есть, Костьке скажем, а то и сами, может, достанем ружье и завтра выйдем. Эка напасть, прости господи, надоумил же меня нечистый ружье в кабак снести! Этакое горе, что и сказать тебе, Игната, не умею!


Беседуя таким образом, охотники подходят к лесу. Солнце уже село и оставило после себя красную, как пожарное зарево, полосу, перерезанную кое-где облаками; цвет этих облаков не поймешь: края их красны, но сами они то серы, то лиловы, то пепельны. В лесу между густыми ветвями елей и под кустами березняка темно, и в воздухе ясно вырисовываются только крайние, обращенные к солнцу ветки с их пузатыми почками и лоснящейся корой. Пахнет тающим снегом и перегнивающими листьями. Тихо, ничто не шевелится. Издали доносится утихающий крик грачей.


-- Теперь бы в Живках постоять, -- шепчет Слюнка, с ужасом глядя на Рябова. -- Там важная тяга.


Рябов тоже с ужасом глядит на Слюнку, не мигая и раскрыв рот.


-- Славное время, -- говорит дрожащим шёпотом Слюнка. -- Хорошую весну господь посылает... А надо думать, вальшнепа уже есть... Отчего им не быть... День теперь стоит теплый... Поутру журавли летели -- видимо-невидимо!


Слюнка и Рябов, осторожно шлепая по талому снегу и увязая в грязи, проходят по краю леса шагов двести и останавливаются. Лица их выражают испуг и ожидание чего-то страшного, необыкновенного. Они стоят как вкопанные, молчат, не шевелятся, и руки их постепенно принимают такое положение, как будто они держат ружья с взведенными курками...


Большая тень ползет слева и заволакивает землю. Наступают вечерние сумерки. Если поглядеть направо, то сквозь кусты и стволы деревьев видны багровые пятна зари. Тихо и сыро...


-- Не слыхать, -- шепчет Слюнка, пожимаясь от холода и всхлипывая своим озябшим носиком.


Но, испугавшись своего шёпота, он грозит кому-то пальцем, делает большие глаза и сжимает губы. Слышится легкий треск. Охотники значительно переглядываются и взглядами сообщают друг другу, что это пустяки, трещит сухая веточка или кора. Вечерняя тень всё растет и растет, багряные пятна мало-помалу тускнеют, и сырость становится неприятною. Долго стоят охотники, но ничего они не слышат и не видят. Каждое мгновение ждут они, что вот-вот пронесется в воздухе тонкий свист, послышится торопливое карканье, похожее на кашель осипшего детского горла, хлопанье крыльев.


-- Нет, не слыхать! -- говорит вслух Слюнка, опуская руки и начиная мигать глазами. -- Знать, но прилетали еще.


-- Рано!


-- То-то, что рано...


Охотники не видят лиц друг друга. Воздух темнеет быстро.


-- Деньков пять еще подождать, -- говорит Слюнка, выходя с Рябовым из-за куста. -- Рано!


Оба идут домой и молчат всю дорогу.



Не пропустите:
Антон Павлович Чехов. Встреча
Антон Павлович Чехов. Тиф
Антон Павлович Чехов. Житейские невзгоды
Антон Павлович Чехов. На страстной неделе
Антон Павлович Чехов. Весной (Сцена-монолог)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru