Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Константин Михайлович Станюкович. Ужасная болезнь


Все авторы -> Константин Михайлович Станюкович.

Константин Михайлович Станюкович.
Ужасная болезнь

I



Трудно с точностью определить начало болезни, сгубившей моего бедного приятеля Ивана Ракушкина. Он уже был юноша семнадцати лет, с еле пробивавшимся пушком на бледном лице, с большими голубыми глазами, болезненно-самолюбивый, застенчивый малый, добрый товарищ, кончавший вместе со мною курс в одном специальном заведении, когда однажды, поздно ночью, проснувшись от жестокой зубной боли, я увидал следующее: Ракушкин приподнялся на кровати, внимательно озираясь, потом тихо встал, подошел к лампе, уменьшил в ней огонь, оделся и, осторожно крадучись, словно боясь, чтобы кто-нибудь не проснулся, прошел в залу и скрылся в темноте. Через несколько времени, сквозь стеклянные двери спальной, видно было, как в зале засветился слабый огонек.


"Верно пошел приготовляться к экзамену!" -- подумал я, несколько изумленный таинственностью, с которою он совершал свое путешествие по спальне. Мне долго не спалось. Я хорошо слышал, как часы медленно пробили два, три, четыре... Огонек все еще мерцал в зале... Наконец послышались те же осторожные шаги, и я увидал Ракушкина, с теми же предосторожностями возвращавшегося назад. Я кашлянул. Он вдруг замер на месте, обратил свое лицо в мою сторону и еще тише прокрался далее, разделся и лег в постель.


Меня это заинтересовало. Наутро я подошел к Ракушкину и неожиданно спросил его:


-- Куда это ты ходил ночью?


Он весь вспыхнул до корней волос и, заикаясь, ответил:


-- Ночью?.. Я никуда не ходил!.. Да... ходил воду пить... Ужасная была жажда!


Я было хотел наотрез сказать ему, что он врет, что в течение трех часов воды не пьют, но, когда взглянул на его смущенное лицо, на его большие голубые глаза, растерянно глядевшие куда-то вкось, мне стало жаль Ракушкина, и я больше ни о чем его не расспрашивал.


Через несколько дней я встал в четыре часа утра, чтобы позаняться перед экзаменом. Смотрю: кровать Ракушкина пуста. Я вышел в залу. В самом конце ее, при свете мерцающего огарка, я увидал знакомую фигуру товарища. Я подошел ближе... Ракушкин спал, склонившись над столом. Перед ним лежала большая толстая тетрадь, а сбоку руководство астрономии, раскрытое на предисловии автора. Ясно было, что он не астрономией занимался. Я заглянул в тетрадь: на открытой странице были написаны стихи; перевернул страницу, другую, третью, -- везде стихи и стихи, редко попадалась, впрочем, и проза...


Я прочел еще не совсем засохшую страницу стихов, но каких стихов! Ужасных! Я и теперь хорошо помню следующее двустишие, блестевшее свежими чернилами, написанное в честь Петра Великого. Оно врезалось в мою память, и никогда ничем не выбьешь его оттуда:



О, Петр, Петр, ты великий гений,


Мы о тебе хороших мнений!



Я понял все. И таинственные ночные экскурсии, и крайнюю скрытность приятеля. Тогда же припомнилось мне, как год или два тому назад, однажды в классе, когда не было преподавателя, сосед Ракушкина вырвал у него листок бумаги и, несмотря на протесты Ракушкина, громко прочитал перед классом стихотворение, начинавшееся, сколько помнится, так:



Вчера во сне свою Гликерию я видел,


Полураздетую, с распушенной косой...



Я позабыл дальнейшие строки, но помню, что в конце концов Гликерия звала поэта следующими стихами:



Идем... Идем!.. Сокроемся под кипарисной тенью


И предадимся там любви и наслажденью!



Общий взрыв хохота двадцати трех молодых саврасов приветствовал эти строки. Все безжалостно гоготали, нисколько не заботясь о том, что в это время делалось с бедным Ракушкиным. Я взглянул на него. Он был смертельно бледен. Его странные голубые глаза с какою-то мольбой глядели перед собою. Губы дрожали... Весь он как-то съежился... Вдруг из глаз его брызнули слезы. Он закрыл лицо руками и бросился вон из класса, под звуки оглушительного хохота.


-- Господа!.. -- заговорил один товарищ, которого все звали "математиком", презиравший литературу и называвший "бабой" или "литератором" всякого, кто выказывал трусость, слабость характера, или не понимал поэзии аналитики. -- Господа! Это подло! За что мы обидели Ракушкина?..


Резкие эти слова подействовали на класс. Все затихли и решили извиниться перед Ракушкиным. Послали за ним двух депутатов, и, когда Ракушкин пришел красный, как пион, класс торжественно извинился, и дело было кончено.


С тех пор я никогда не видал, чтобы Ракушкин писал стихи, никто его не дразнил, и все забыли об его стихах... Он сделался еще скрытнее, всегда аккуратно запирал ключом свою конторку в зале и часто удалялся от товарищей, просиживая где-нибудь в сторонке за чтением какого-нибудь романа или стихотворения.


Оказывалось, что он писал стихи по ночам, тайно от всех, выбирая такое время, когда никто не занимается.


Я хотел было отойти, как вдруг Ракушкин проснулся, посмотрел на меня сонным взглядом, потом быстро вскочил, взглянул на тетрадь и, схватывая мою руку, спросил:


-- Ты читал?


-- Читал...


-- Не говори им... пожалуйста... Не говори! -- сказал он умоляющим голосом.


Я обещал никому не говорить.


-- Ты сам пишешь стихи, -- продолжал он застенчиво, -- и поймешь, что смеяться над этим глупо... Я тебе правду скажу... Помнишь, третьего дня, ночью, ты кашлянул, а потом утром спросил меня, куда я ходил?.. Я ходил сюда... Я каждую ночь сюда хожу... Я много написал... Ты не выдашь меня?.. Нет?.. Вот сколько я написал! -- быстро, словно захлебываясь, проговорил он с скрытым торжеством в голосе.


И он показал мне, кроме толстой тетради, лежавшей на столе, еще две таких же толстых тетради.


-- Все стихи?


-- О, нет!.. У меня есть тут и повести, и рассказы... есть даже один роман. Хочешь, я тебе прочту? Только не здесь... Здесь нас могут увидать. Приходи как-нибудь в воскресенье ко мне домой.


Я обещал прийти. С этого времени мы сблизились с Иваном Ракушкиным. Он, бывало, часто декламировал мне свои стихи, говорил о своих задуманных поэмах и спрашивал, как передать их в редакцию так, чтобы никто не узнал имени автора.


В одно из воскресений я целый день слушал роман Ивана Ракушкина. Роман был ужасный. Ни проблеска дарования, ни одного сколько-нибудь правдивого положения, ни фантазии, ни здравого смысла, так что я удивлялся, как мог неглупый Ракушкин сочинить такую непроходимую глупость.


-- Ну, что? -- спросил он меня, когда кончил, и вдруг побледнел.


-- Я, брат, плохой судья...


-- Ты не решаешься сказать?..


-- По моему мнению... нехорошо.


Он опустил голову.


-- Но ведь это твой первый роман? -- поспешил я утешить Ракушкина.


-- Первый...


-- Сокрушаться нечего... Может быть, второй будет лучше.


Он вдруг повеселел и торжественно сказал:


-- Я тебе прочту повесть! Увидишь, какая это повесть!


Повесть была не лучше романа, и я высказал ему откровенное мнение. Ракушкин переменил разговор, и мы возвратились вместе в заведение, не проронив ни слова во всю дорогу. На следующий день он подал мне следующую записку:


"Не сердись, если я тебе выскажу правду. Ты сам пишешь; мне показалась в твоем отзыве завистливая нотка. Я понимаю это чувство в писателе и не сержусь на него, но проверь себя... так ли это?"


Я был просто сконфужен. Я сам тогда марал бумагу и, быть может, отнесся к Ракушкину строже, чем бы следовало... "А что, если в самом деле зависть?" -- подумал я и тотчас же ответил ему:


"Ты прав, Ракушкин. Я, быть может, отнесся несправедливо. Я не уверен, но мне кажется, что не следует авторам читать свои произведения друг другу".


После этого мы пожали друг другу руки. Вскоре Иван Ракушкин, выдержавший отлично выпускные экзамены, объявил, что выходит из заведения.


-- Что же ты думаешь с собой делать?


-- И ты еще спрашиваешь? Я буду писать. Бабушка даст мне триста рублей в год, с меня этого довольно... Я во что бы то ни стало напишу достойную меня вещь!


-- Да, кстати... -- спросил я. -- Ты посылал что-нибудь в редакцию?


-- Посылал, -- грустно ответил Ракушкин. -- Ответили, что слабо... Это меня сперва огорчило, но потом... Ты ведь знаешь, что истинные таланты долго не признаются! -- торжественно заключил он и с гордым видом прибавил. -- Прощай! Ты еще услышишь об Иване Ракушкине!


Мы дружно простились с ним и обещали писать друг другу. Я скоро уехал из Петербурга.




II



Прошло четыре года, в течение которых я ничего не слыхал об Иване Ракушкине и не встречал его имени ни в одном из журналов. Я снова вернулся в Петербург, вспомнил о старом товарище и разыскал его. Он жил в маленькой комнатке очень бедно и по-прежнему писал ужасное количество романов. Мы обрадовались друг другу.


Он похудел, побледнел, редко обедал, но не унывал и бранил все редакции. Оказалось, что не было редакции, где бы не находилось его рукописи, так что под конец во всех редакциях боялись, как огня, имени Ивана Ракушкина.


Его дьявольское упрямство и уверенность крайне изумляли меня. Самолюбие и обидчивость его сделались несравненно щекотливее, чем были прежде, так что с ним трудно было говорить о предметах, касающихся литературы. Мы часто с ним виделись и нередко проводили время вместе с третьим товарищем, молодым актером, недавно поступившим на сцену. Разумеется, при Иване Ракушкине мы избегали говорить об его произведениях, да и вообще о литературе. Он сам тоже редко начинал. Но, помню, раз кто-то из нас заметил, что Бальзак, прежде чем стал знаменитым романистом, написал несколько плохих романов. Вдруг Иван Ракушкин весь просиял и, краснея, проговорил:


-- Великие писатели всегда так начинали!


Было ясно, что он думал о себе и не терял надежды.


Однажды Ракушкин принес к нам (я жил вместе с актером) толстую рукопись и просил прочесть. На рукописи стояли роковые слова: "возв..."


-- Я носил ее в три редакции, но там не приняли... Верно, и не читали! Известно, как относятся редакции к молодым писателям! Прочтите, господа, и скажите ваше мнение... Я в самом деле начинаю думать: не бросить ли мне писать!


На другой день мы стали читать рукопись. Этот роман был черт знает что такое.


Через несколько дней является Иван Ракушкин.


-- Прочли?


-- Прочли.


-- Ну что же?


-- Брось, Иван, писать! -- заметил актер. -- Право, брось лучше!


-- А ты что скажешь?


-- Я подпишусь под его словами!


-- Ну, брат, тебе нельзя в этом случае доверять... Ты тоже литератор! -- заметил, хитро улыбаясь, Иван Ракушкин. -- Да и он относится с предубеждением...


Мы стали его серьезно убеждать бросить писание и предложили следующее: мы свезем рукопись к одному известному критику, пользовавшемуся общим уважением, и пусть он скажет свое мнение.


Ракушкин согласился.


-- Тогда ты бросишь писать, если он скажет, что роман твой плох? -- спросил актер.


-- Брошу! -- сумрачно ответил Иван Ракушкин, уходя вон.


Мы поехали к известному критику и рассказали, в чем дело. Критик был так любезен, что охотно согласился внимательно прочитать рукопись и дать через неделю ответ.


-- Только напрасно вы думаете излечить его от этой болезни. Это болезнь ужасная! -- прибавил, улыбаясь, критик.


Через неделю мы получили обратно рукопись с замечаниями. В них, в крайне деликатной форме, был выражен совет автору никогда не писать беллетристических вещей.


На другой день Ракушкин пришел к нам. Он был взволнован. Голубые его глаза блестели... Лицо то и дело вспыхивало.


Он, как и все очень самолюбивые люди, не сразу повел разговор о том, что его занимало больше всего, а заговорил о каких-то пустяках... Только через полчаса он, как бы нечаянно, обронил:


-- Ну что, X* прочел рукопись?


-- Прочел... Вот и ответ.


Он стал читать. По лицу его пробегала горькая усмешка: не то тяжелое сознание, что критик прав, не то высокомерная уверенность непризнанного гения... Когда Ракушкин дочитал до конца, он взял рукопись и, уходя, сказал:


-- Теперь шабаш... Больше писать не буду!


-- Слава богу! -- заметил актер. -- Бедный Иван излечился!


-- Едва ли он сдержит слово. Ты видел, как он усмехался? -- заметил я.


И я был прав. Не прошло и двух месяцев, как Ракушкин снова написал два романа, но уже под псевдонимом Ракитина. Ни одна редакция его романов не приняла, и он продал их одному рыночному книжному торговцу за пятьдесят рублей. Очень уж громкие были заглавия!


Оба романа были жестоко обруганы, но Иван Ракушкин равнодушно-презрительно отнесся к статьям и сказал:


-- Много они понимают!.. Везде зависть и кумовство!


Ракушкин был неисправим.




III



Прошло еще несколько лет, и Ракушкин куда-то исчез из Петербурга.


Однажды я получаю по городской почте письмо с знакомым почерком. Письмо было от Ивана: "Приходи, пожалуйста, ко мне, -- писал он, -- я болен, лежу в Мариинской больнице".


Я тотчас же поехал к нему и застал его за работой. Он писал новый роман. Увидав меня, он горько-горько улыбнулся и сказал:


-- Я, как видишь, неисправим.


Он был совсем худ, изнурен и истомлен, в последнем градусе чахотки. В эти годы он бедствовал по разным местам России, но нигде не устраивался, отдавая большую часть своего времени писанью... Жизнь его была настоящим бедованием; бабушка давно умерла, и он перебивался кое-как. От мест он отказывался.


-- Видишь ли, на местах надо тратить много времени на скучную работу, и мне не было бы времени писать...


Я долго просидел около него. Он с лихорадочною поспешностью говорил о своих новых работах, о своих мечтах...


-- Я верю, что могу создать большое произведение... Ты читал, как сперва Золя не признавали?.. И однако же в конце концов...


От долгого разговора он ослабел и склонился на подушку...


-- Послушай... -- тихо проговорил он спустя несколько времени, -- если я умру... снеси мои произведения к N (он назвал имя одного известного писателя) и попроси его прочесть.


Я обещал.


-- А пока прочти вот эту вещь и приходи сказать мне... какова она?.. Ты только, смотри, не церемонься... не жалей больного... говори правду!


Он протянул руку, взял со столика рукопись и передал мне.


Я взял тетрадь и скоро простился с ним.


В тот же вечер я принялся за рукопись. Меня поразило, что она была написана не рукой Ивана, а чьей-то другой рукой... Я стал читать и пришел в восторг... Это была замечательно талантливая вещь. Я был обрадован за моего приятеля и рано утром спешил к нему.


-- Поздравляю... поздравляю тебя! Ты наконец написал прелестную вещь!


Ракушкин весь просиял. Глаза радостно блеснули... Румянец покрыл его бледное, исхудалое лицо.


Я подал ему рукопись. Он взглянул на нее и вдруг печально поник, точно ему объявили смертный приговор...


-- Это не моя рукопись... Это рукопись одного молодого человека здесь в больнице... Я дал тебе ее по ошибке, -- глухо прошептал он.


Я молча сидел, точно виноватый.


Наконец он несколько оправился и тихо сказал:


-- Молодой человек читал мне свою повесть. Я удивляюсь, что ты в ней нашел особенно хорошего!..


Я ничего не ответил.


Через несколько времени бедный мой приятель стал бредить и в бреду рядом с именами Бальзака, Тургенева и Толстого повторял имя Ивана Ракушкина.


Когда на другой день я пришел в больницу, моего приятеля уже не было на свете. Он умер в ту же ночь и перед смертью говорил своему соседу, что придет время, когда Россия оценит произведения Ивана Ракушкина.


1878




Не пропустите:
Константин Михайлович Станюкович. Одно мгновенье (рассказ)
Константин Михайлович Станюкович. На другой галс (рассказ)
Константин Михайлович Станюкович. Собака (рассказ)
Константин Михайлович Станюкович. Вестовой Егоров (рассказ)
Константин Михайлович Станюкович. Рождественская ночь (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru