Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Зинаида Николаевна Гиппиус. Тихое. Страшное


Все авторы -> Зинаида Николаевна Гиппиус.

Зинаида Николаевна Гиппиус.
Тихое. Страшное

Один из моих молодых приятелей отличается странной спеленутостью, связанностью, -- она его самого, видимо, тяготит. И хотел бы поговорить о себе, и не может. Я пытаюсь вытащить его из коробки (совсем точно в коробке!) и тогда применяю к нему систему наводящих вопросов. Что, например, он любит? Это очень открывает человека, только надо, конечно, разбивать вопрос на множество частных. Но с моим приятелем и это не вышло, или, впрочем, вышло, но неожиданно.


На все окольные вопросы отвечал: "нет" и вдруг определенно заявил:


-- Я ничего не люблю.


После этого мы замолчали. Что же дальше спрашивать? Надо подождать.


Но, к удивлению, он заговорил снова:


-- У нас слово "любить" разное значит. Я, по-своему если, -- правда, ничего не люблю. А если хотите -- могу сказать, что я недавно любил старух.


-- Как это, старух? Каких старух?


-- Вот, вы уже не понимаете. А я любил. То есть опять не "любил", а другое: влекся к ним, потрясался, что ли, ими. Оне преследовали меня, -- и я их преследовал.


-- Да, не понимаю...


-- Это надо выдумать такое слово, как французское fascination {обаяние (фр.).}. По-русски перевести -- выйдет все не то. А затем надо знать, какие старухи на меня так действовали.


-- Не все значит?


-- Конечно, не все. Во-первых, моя старуха -- незнакомая, я ее встречал на улице, обыкновенно. За ней-то и шел, остановиться не мог, преследовал. Старуха подтянутая, накрашенная, еще "не отказавшаяся", хотя уж с неуверенными глазами, -- конечно, не моя старуха. Деловая, с корзинкой, с пакетами, с другой старухой, -- тоже не моя. Не любил я и "бабушек", около детских колясочек, с дочкой, с нисходящим поколением, -- опять не та.


-- Какая же та, ваша?


-- Я вам расскажу. Она -- праздная, и непременно одна. Одета в черном или темном, не то, что оборвано, но бедно и как-то без "любви", без внимания, точно без сознания. А вместе с тем кажется, что ее одежда и есть она, а она -- вот эта одежда. Юбка полудлинная, сбоку немножко висит, чулки черные и ужасно плоские башмаки, носами чуть вверх. Кофта какая-то, -- редко пальто; на шейке бывает шерстяная косынка; шляпа тускленькая, приплюснутый бант, или без банта. Руки в черных нитяных перчатках, и на каждом пальце, на конце, камушек свалялся. Иногда в руках зонтик, рыжий, довольно большой и ридикюль. Старушка моя сухонькая и очень часто совсем маленькая. Горбится, но бывает и прямая. Она идет...


-- А какое у нее лицо?


-- Подождите, не перебивайте. Она идет медленно и... как бы сказать? идет -- никуда. Это сейчас видно, что никуда. Может остановиться у витрины, долго стоять неподвижно и смотреть -- все равно на что: на колбасу, на аптекарские принадлежности, на антикварную мебель, на гору булок, на чулки, на электрические лампы, на чемоданы, на челюсти, на бутылки с шампанским, на галстуки и рубашки, на образцы антрацита -- ей все равно. Стоит тихо и смотрит, и подол у нее также висит, и ручками черными прижимает к себе тихо зонтик или ридикюль. Вы спросите, какое лицо. Такое, как она вся: отсутствующее. Посветлее ее всей, пожелтее, с глазами, может быть, видящими (видит же, идет же), а, может быть, и нет. И глаза "отсутствуют". Меня это отсутствие и тянуло, прямо втягивало. Оно -- тишина. Понимаете, на улице шум, грохот, вскрики автомобилей, звонки, спешка... А моя царственная, отсутствующая старуха в тишине -- как в облаке, стоит -- или идет, неторопливо, одинаково, именно как идут -- никуда. С таким лицом, с таким зонтиком нельзя не идти -- никуда. И я за ней шел, не мог тоже не идти; в ее облако тихое старался попасть -- и не попадал, хотя почти вплотную шел, у тех же витрин с нею останавливался, смотрел на аптекарские банки, на пустые перчатки в красильне, на чемоданы... Она двигалась -- и я двигался. Потом или темнело, и я, в огнях, сам не знаю, как терял ее, или она за угол заворачивала, и я тоже терял ее; но непременно терял, когда в меня уж начинала входить ее тихость, беззвучность, ее отсутствие. В тихом этом страшное, но упоительно-страшное, такое, которое влечет, справиться нельзя.


-- Это были же разные старухи?


-- Не знаю. Конечно, разные. Одна была в чепчике вместо шляпы. Волосы седые или с большой проседью. У одной очень мало волос. И руки без перчаток, цепкие. Но не в том же дело, что разные. В том дело, что одна, что она здесь, -- и уже не здесь; а в тихом своем облаке. И даже нельзя сказать уже не здесь: если "уже" -- значит время, а про время невозможно думать, когда видишь страшное облако. Тогда только "нет", только "отсутствие"... Впрочем, я напрасно... Я плохо рассказываю. И как рассказать. Ведь похоже -- просто неврастенические бредни. Да я уж теперь и не люблю ее больше.


- Нет, постойте. Ну бредни неврастенические, это своим чередом. А как же вы ее разлюбили? Забыли? Постепенно?


-- Сразу разлюбил. Опять будет никому непонятно, так что я в двух словах скажу, все равно. Шел раз по улице, широкой и нешумной, обсаженной деревьями, чуть-чуть в зеленом пуху. Было позднее, очень светлое, утро. И вдруг, навстречу -- она! Прямо навстречу, прямо на меня.


-- Она?


-- Да. И плоские башмаки, и юбка, и шляпочка приплюснутая, и ридикюль. Но только... она была такая -- хорошенькая, именно хорошенькая, ну вот как бывает пятнадцатилетняя девочка "хорошенькая", но в ее лице и это "отсутствие" тоже было; ведь это -- она. Но тогда, прежде, когда я ее в темном облаке встречал, -- в облако, в него, все точно вбиралось (и я); а теперь само ее тихое облако из себя излучало и свет весенний, утренний, и все, что вокруг было. Она -- была ужасно здесь, но и ужасно не здесь, и шла с этим на меня. Я даже не знаю, может быть, она улыбалась. А, может быть, сама была -- вся, -- как улыбка. Тут-то я ее и не захотел.


-- Не захотели?


-- Нет. Я испугался и возмутился. Так испугался, что прежний мой страх был ничто, но гораздо больше мне нравился, был мне больше по плечу. А этого -- я не понимал, не желал выдерживать, потому и возмутился. Нечего ей, такой, мне навстречу идти, когда еще прежнюю не долюбил, не доследил, не добоялся ее. Но уж чувствовал, прежнюю я потерял-таки без возврата. И я, двух--трех шагов не дойдя до нее новой, -- круто повернулся и пошел назад, быстро, скоро... Ни разу не оглянулся. Так моя любовь кончилась.


-- Кончилась, однако?


-- Именно как я предчувствовал, кончилась. В ней, в них, в старухах. Их я уже не встречаю. Или не вижу. То есть, вернее, я от них мою любовь отвеял. Любовь-то осталась. Она ведь моя. Какая мне подобает, ну в мой рост, что ли, подходящая мне, или какая там. И я нашел... Я ее отдал...


-- Господи! Кому еще? И что же это за любовь?


-- Влечение. Fascination. Бредни неврастенические. Как хотите. Влечение к страшному -- тихому.


-- Где же вы его нашли? В ком?


-- В кошках. Теперь люблю кошек. Вы усмехаетесь? Вам кажется это "банально"? Пусть банально, и что угодно, я ведь не для вас и ни для кого, -- для себя люблю. Вижу мое страшное-тихое и влекусь. Позволяю себе. Впрочем, если бы и не позволил, ничего бы не вышло. В первый раз я увидел его, -- страшное-тихое -- в маленькой, черной кошке, когда проходил по широкой, пустынной улице, в сумерки. Было прохладно. Кошка сидела, подогнув передние лапки, тихим, черным комочком, на пороге входной двери, открытой. Вероятно, это была кошка консьержки. Я прошел близко и оглянулся. Черный, пушистый комок не двинулся ни шерстинкой. Но я увидел огромные, круглые бледные глаза из черного; живые -- и отсутствующие. Я понял, что не знаю, где эта кошка, и что, вероятно, она сидит -- нигде. Тогда меня и повлекло.


-- Опять так же.


-- Нет, не совсем. Ведь там -- через человека, значит, ближе мне, человеку. Ухватывается, что ли, скорее. А тут немножко иначе. Тут я различаю, кошек, то есть персонально, все -- разные, а там было главное в единстве, что всякая такая -- она. Кошки же замечательно разделяются -- по физиономии, по положению, по манерам; все субъективные, и очень много зависит у каждой от ее биографии. Я знаю, например, кошку, которая ощущает себя "богатой"; я вижу, как она сидит иногда на стуле у входа в очень хороший отель, по воскресеньям: она явно и родилась в отличных условиях. А другая... Впрочем, это неинтересно. Суть не в том. Суть, вы знаете, в чем. Но меня поражает, -- а ведь какие любители кошек есть, -- что никто не заметил, прежде всего, их тихости. Все звери шумят, от человека до канарейки. Собака трясется, суетится, визжит, носом сопит, хвостом стучит... не правда ли? А кошка движется, точно в безвоздушном пространстве. От нее нет звука, мурлыканье -- это сама подчеркнутая тишина, а мяуканье -- разве не видали вы,- как она рот раскрывает, а звука нет? Кошка кричит только, когда уж смерть... или страсть, любовь, а это ведь одно и то же. Когда поймешь кошкину тихость, можно понять и ее отсутствие... чего, вот, вы и не понимаете.


-- Я для себя, пожалуй, не понимаю... Но для вас...


Мы замолчали опять, и молчали долго оба. Дошли, может быть, и с этой стороны до какого-то предела, словам положенного. Откуда не иди, хоть от кошек, в эту стенку стукнешься.


Но приятель мой сделал какой-то, неизвестный мне, душевномысленный, круг и сказал:


-- А я ее два раза во сне видел.


-- Кого?


-- Ее, ну вот, что утром, в последний раз, мне навстречу шла. Глупый сон, и оба раза одинаковый.


-- Сны все глупые, умные только выдуманные. Расскажите.


-- А всего глупее рассказывать. Сон живет, и тогда до него дотронуться нельзя. Умрет -- тогда рассказываешь не его, а воспоминание о нем, но он уже мертвый. Я могу, -- в трех словах, но увидите сами -- ничего нет. А было. Вот, будто та же улица, или вроде, и светло, и она так же идет навстречу. Во сне, вы знаете, далеко все видно так же, как вблизи, и я отлично различаю всякую ее черточку, и руки, и ридикюль, и лицо. И вдруг, будто вижу, что старушка моя хорошенькая уж вовсе и не старушка, а с каждым моим и ее шагом она все моложе, и вот сейчас вправду, в настоящую пятнадцатилетнюю девочку превратится... Замечательно, что я не удивился нисколько, но почему-то схватила меня тревога ужасная от соображения: если так пойдет, так раньше, чем мы встретимся, -- она, она сделается совсем маленькой, маленькой, а, может быть, и совсем успеет исчезнуть... От этого опасенья я заплакал, кинулся бежать ей навстречу. Ну, вы знаете, как во сне бегают, плачу, бегу и не двигаюсь...


-- И что же потом?


-- Ничего, конечно. Проснулся в слезах, и долго еще, наяву, плакал. Оба раза. Но слезы были ничего, не неприятные. Сонные слезы двух сортов бывают, как и сны двух сортов, большей частью. Один -- "да", другие "нет". Независимо от содержания. По содержанию-то все -- глупые.


-- Это правда.


-- Так вот этот мой сон -- был сон "да". Второй раз я помнил, видя его, что он уж был, и когда плакал, проснувшись, но еще под сном, говорил себе: ну, в третий раз увижу -- тогда уж добегу, уж во что бы то ни стало добегу, жить не буду, а добегу... Потом, утром, смеялся. И в третий раз не видал.


-- А кошки вам не снятся?


-- Нет, не снятся, -- быстро проговорил мой приятель и встал.


-- Простите меня, до свиданья. Простите всю эту чепуху, что я молол. Это редко со мной случается, -- никогда. Это вам в наказанье, -- прибавил он, усмехнувшись. -- Сами хотели выпытать, что я люблю. Ну вот я и стал... сочинять, насколько воображенья хватило. Я не Сологуб, не могу вам предложить более пышной "творимой легенды"...


-- Бросьте кривляться. Не обижайтесь на себя, не ежьтесь. Да ведь я слушаю, а если хотите -- забуду. Если хотите.


Он ушел. Знаю ли я теперь моего приятеля больше, чем прежде?


Не знаю, может быть, и знаю.



Комментарии


"творимой легенды" -- имеется в виду роман Ф. Сологуба "Творимая легенда" (1914).


1926




Не пропустите:
Зинаида Николаевна Гиппиус. Марина и Катерина (Параллели) (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Роман (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Жюльен или не Жюльен? (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Детская совесть (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Сережа подрос (Наталья Павловна)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru