Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Приглашаем к сотрудничеству
О новой книге
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Куршавель. Отдых с размахом, но без скандалов
  • Чехия. Бечов-над-Теплоу. Еще не все клады найдены
  • Ангел летит над Петербургом



    Ангел летит над Петербургом

    Творения наших мастеров будут жить в веках…


    Честь и слава мастерам


    Ангел летит над Петербургом

    Царь Петр I, как известно, любивший свое славное детище, Северную столицу России, торопил мастеров Доменико Трезини и Германа ван Болеса с завершением строительства башни-колокольни. Хотел ещё до своей кончины увидеть воочию это строение! Здесь же основан город-крепость, столица будущей великой империи. Эта башня, башня Петропавловского собора величественно возносилась над городом и каждому плывущему по Неве она была хорошо видна издалека. Если башню возводить, то самую высокую в России, если шпиль на башне установить, так этому шпилю быть из золота. А идея об установке золоченой фигурки ангела на шпиле была обычной для Европы, но такой новой и оригинальной для Руси. Наш, петербургский ангел был "срисован" с европейских образцов. А были там кораблики, петушки, Томасы и другие образы. Там горожане поднимали глаза к небу и искали флюгер в вышине: подует ветер, а флюгер укажет, откуда и куда.

    Установить ангела на шпиле предложил Петру сам Доменико Трезини. Он, изначально проектировавший Петропавловскую крепость, был приближен к государю в начале строительства "Парадиза", то есть города-рая. Трезини пишет в 1722 году в Канцелярию по городовым делам такие слова: "…надлежит ныне делать из листовой меди ангела летающего, который будет поставлен на кугель шпица, и который будет держать в руках крест". Ангел, по замыслу Трезини летел параллельно земле и кажется, что он только приказается к прямому кресту. На старинных гравюрах четко видно, что в праздничные дни рядом с ангелом на Петропавловском шпиле, на башнях других зданий и на мачтах судов реяли на ветру огромные флаги - штандарты. Это означало, что он со временем стал символом могущества и державности.

    Первый такой известный в городе на Неве ангел простоял над городом двадцать два года - до 1756 года, когда империей управляла дочь Петра, Елизавета Петровна. Во время страшной грозы в колокольню ударила молния, от этого деревянный шпиль загорелся и, пылающий, рухнул на собор. В огненном хаосе падающих на землю частей сгорел и сам ангел Доменико Трезини.

    Петропавловский собор решили восстанавливать. Императрица, выслушав предложения архитекторов Чевакинского, Вален-Деламота, Фельтена, Ринальди постановила следующее: "Строить колокольню точно так, какова прежде была, так как все представленные прочие планы не столь красивы и художественны". Снова началась работа, колокольня рождалась заново. Строительством деревянного шпиля руководил немец Б.П.Бауэр, под его началом была бригада русских плотников А.Еремеева. наконец, только в 1774 году заново воссозданный мастером Форшманом ангел был установлен над собором. Но и его век оказался недолгим! Знаменитое наводнение 1777 года бешеным разгулом стихии, штормовыми ударами повредило ангела, у него было оторвано крыло. Тогда было решено теснее "привязать" фигурку к основанию креста, чтобы центр тяжести сближался с вертикальной осью шпиля. Этим снижалась опасная нагрузка на всю конструкцию. Эскиз, как и весь проект был создан Ринальди, и в 1778 году новый, третий по счету ангел, сделанный тем же Форшманом занял свое законное место. Теперь у него освободилась одна рука, ведь он благословлял ею город на Неве и всех его жителей. Позолота шпиля стоила 2519 червонцев, а позолота фигурки 90. В последующие годы был сооружен необходимый для башни громоотвод, тогда же голландский мастер Офтон Класс установил на башне часы с боем.

    С эти ангелом номер три связана одна интересная легенда. Как говорили некоторые петербуржцы, с наступлением сумерек золотой крест на шпиле колокольни начинал светиться. И чем темнее становилось, тем ярче он загорался в ночном небе. А потом вдруг свечение исчезало…Легковерные горожане, верившие в страшные знамения, были напуганы до смерти. Однако секрет этого "чуда" вскоре был разгадан: в петербургской стороне, на отдаленном пустыре рабочие построили печь для обжига извести и получалось так, что луч света из печи попадал прямо на верхушку шпиля Петропавловки. А сам шпиль оставался в тени забора, окружавшего ту самую печь. Вот в чем был странный оптический эффект. Рабочие знали в чем дело, но помалкивали, чтобы сохранить свою печь.

    В 1834 году зоркий глаз императора Николая I заметил, что крест на шпице сильно покривился. Кроме того, сам шпиль (деревянный), творение плотника Еремеева стал подгнивать. Но дела поважнее отодвинули эту реконструкцию и вспомнили о ней лишь при сыне императора Николая - Александре II. В ту пору в 1857 году военный инженер Д.И. Журавский предложил заменить старый деревянный шпиль металлическим, прочным и легким. Ангел Ринальди был бережно отправлен на землю. Вскоре создали его точную копию - четвертого ангела. Эта ажурная конструкция была доставлена в столицу в мае 1858 года и через пять месяцев ангел на шпиле вновь воссиял над Петербургом. Шпиль покрыли позолоченными листами лучшей меди, переплавленной из тысяч монет…

    В 1938 году власти города Ленинграда приказали переделать мелодию башенных часов под "Интернационал". А некоторые "буйные головы от искусства" обратились к руководству с просьбой "снять со шпиля Петропавловки ангела с крестом и увенчать шпиль звездой - по типу московских, как на башнях Кремля". Но ветер перемен прошел стороной, ангел остался на законном месте. Для восстановительных работ к нему поднялись альпинисты.

    В 1991 году во время плановой реконструкции там, наверху нашли два письма в специальных капсулах. Одно из них от мастеров Журавского, а второе от скалолазов советских времен. Вот строчки их послания от 1953 года:

    "Спешим уехать на Кавказ. Нас ждут великие дела в горах, мы все альпинисты. Привет следующим восходителям! Написано в год 250-летия Ленинграда".

    Осенью 1995 года жители невской столицы наблюдали за необычным зрелищем: над Петропавловским собором "зависал" небольшой вертолет. Он оставлял в люльке на верху шпиля свой важный груз, опускался к земле, потом взлетал и долго кружил, подбираясь к острию гигантской золотой иглы. Это по частям поднимали наверх "летающего ангела". Тогда и выяснилось, что у позолоченного символа города есть свои проблемы: усталость металла, коррозия…Отечественные реставраторы конца двадцатого века потрудились на славу. И снова ангел воспарил над Петербургом. Он ведь продолжает свой прекрасный полет и сейчас. Он давно уже стал символом города. Присмотритесь к нему, спасителю и хранителю великого града Петра.


    К 300-летию Невской столицы


    По сообщениям петербургских СМИ от 11 февраля 2003 года, комиссия, в которую вошли представители Госстроя России и городской администрации, приняла работу по монтажу фигуры ангела-флюгера на шпиле Петропавловского собора. Как сообщили в пресс-службе Государственного музея истории Санкт-Петербурга, работы по обшивке каркаса фигуры ангела медно-золочеными листами были успешно завершены. В ближайшее время специалисты приступают к работам на шпиле Петропавловки, который необходимо обшить позолоченными листами. А сама реставрация фигуры ангела на Петропавловском соборе началась летом 2002 года после того, как выяснилось, что поворотный механизм флюгера, установленный в 1996 году, вышел из строя. И тогда был создан новый механизм, а при обследовании самой фигуры ангела и креста было установлено, что позолота, нанесенная в 90-х годах, начинает отслаиваться. Были выполнены работы по заделке трещин и дыр в фигуре ангела, обработка вмятин и расчистка отслоившейся меди, проведено напыление новой меди. 21 января 2003 года начался монтаж ангела-флюгера на шпиле собора. Работы проводились в три этапа: на шпиль было установлено "яблоко" с поворотным механизмом, собран каркас фигуры ангела, фигура была обшита золочеными листами. Завершающим этапом работы на шпиле Петропавловского собора стала установка специальной художественной подсветки фигуры ангела.



    Саркис Арутюнов.
    Рубрика Историческая мозаика



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru