Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Приглашаем к сотрудничеству
О новой книге
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайный словарь

Русский купец и меценат



Русский купец и меценат

"Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда"

(Из письма П.М.Третьякова дочери Александре).


О купцах Третьяковых…


О купеческом роде Третьяковых впервые упоминалось ещё в середине семнадцатого века, в тот период, когда семья жила в городе Малоярославце. В 1774 году купец третьей гильдии Елисей Мартынович Третьяков переезжает из провинциального Малоярославца в Москву. А уже к началу двадцатого века Третьяковы, наряду с Морозовыми, Бахрушиными, Найдёновыми и Щукиными принадлежала к пяти известным и знатным родам московского купечества. Роду Третьяковых на протяжении нескольких веков и поколений удавалось сохранять огромное влияние в торговом и промышленном развитии Москвы. Они также активно и деятельно участвовали в общественной и культурной жизни города.

Портрет Павла Третьякова работы И. Крамского

Наиболее значительный след в истории меценатства Москвы оставили братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы. Они ещё в юные годы решили продолжать дело своего отца Михаила Захаровича и вступили во владение Новой Костромской мануфактурой льняных изделий. В середине девятнадцатого века спрос на такой товар был велик. В торговых рядах на Красной площади братья держали суконные и полотняные лавки. А в 1860 году они начинают самостоятельную торговлю и открывают на Ильинке новый "Магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров". Оба брата, Павел и Сергей, были известны своей благотворительностью и заботой о малоимущих горожанах. Они создали Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице (в 1860 году). Вскоре заботы о материальном обеспечении училища принял на себя особый Комитет благотворителей, который преобразовался в "Попечительное об Арнольдовском училище общество". А главным деятелем этого общества был попечитель училища Павел Третьяков. В 1900 году это заведение было принято в ведение Московского городского общественного управления с наименованием Арнольдо-Третьяковское. В задачу училища входило обучить глухонемых речи, дать им знания в объеме начальной школы, подготовить их к ремеслу. Сначала обучение строилось на основе мимического метода, а затем стал применяться устный метод. В 1918 г. училище становится государственным учреждением, впоследствии преобразованным в школу глухих (Московский институт глухонемых). Сергей Третьяков был деятелем городского самоуправления, в 1877-1881 годы он исполнял обязанности Московского городского головы.

В период Русско-турецкой войны в 1877-1878 гг. братья Третьяковы активно участвовали в патриотическом движении в поддержку болгар и южных славян, жертвуя свои финансы на нужды армии.

Павел Третьяков ещё с детских лет увлекался изобразительным искусством. И вот, в 1856 году он увидел коллекцию живописи, у директора почтового департамента Ф.Прянишникова, которая состояла из картин только русских мастеров. Тогда он и решил посвятить свою жизнь идее собирательства живописных произведений, прежде всего жанровых картин, и только русских мастеров. Павел много времени уделял самообразованию. В 1868 году он стал почетным, а позже и действительным членом Академии художеств. Павел Третьяков заранее составил завещание, согласно которому весь нажитый к данному дню капитал (а это была сумма в 150 тысяч рублей серебром) он оставлял на "устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи", управляемой "обществом любителей художеств" из всех сословий, но не от правительства и "без чиновничества".


Музей русского искусства


"Музей русского искусства", или Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых - сегодня крупнейший в мире и известнейший музей русского искусства.


Третьяковская галерея


Начало данному собранию было положено в мае 1856 года Павлом Третьяковым, когда он приобрел две жанровые картины русских мастеров "Искушение" Николая Шильдера и "Финляндские контрабандисты" Василия Худякова.

Полотна выдающихся русских художников были размещены в особняке Третьяковых в Лаврушинском переулке, в центральной части Москвы. Павел Михайлович Третьяков активно собирал в основном произведения современных ему отечественных живописцев, главным образом реалистического направления - передвижников (передвижниками считались художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение, освободившееся от опеки и регламентации Академии художеств - Товарищество передвижных художественных выставок). Имена этих мастеров кисти сегодня стали всемирно известны и, главное, при участии собирателя и мецената Третьякова: это В.Перов, И.Крамской, И.Репин, В. Суриков, А.Саврасов, И. Шишкин и другие.

Особая забота Павла Михайловича - это жанр портрета. Ему удалось собрать великолепную портретную галерею знаменитых соотечественников, в которую вошли портреты, исполненные по его личному заказу художниками Н.Невревым, Н.Ге, В.Перовым, И.Репиным, И. Крамским. А позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров восемнадцатого - первой трети девятнадцатого века, сохранив для потомков шедевры русского искусства. В 1890-е годы у него складывается собрание ценнейшей древнерусской живописи, хотя при жизни мецената иконы ещё не были включены в экспозицию. Была в этой коллекции и "Троица" Андрея Рублева, и иконы Дионисия, и работы Симона Ушакова. В тот же период было положено начало собранию русской скульптуры.

В 1892 году, после смерти младшего брата Сергея, завешавшему Павлу Михайловичу свою коллекцию западноевропейской живописи, в галерее появилось два зала западной школы. Старый дом, который уже не мог вместить новых приобретений, был за двадцать лет перестроен архитектором А.С. Каминским.

Так в 1881 году новая художественная галерея впервые отрылась для публичного посещения. И уже в 1885 году её экспозиции посетило почти тридцать тысяч человек! 31 августа 1892 года произошло историческое событие - Павел Третьяков передал свою великолепную галерею в дар городу Москве. Она теперь стала именоваться как "Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых". В коллекции насчитывалось около двух тысяч полотен.

Долгие годы Павел Михайлович Третьяков, оставаясь попечителем галереи, лично продолжал пополнять собрание, и после открытия храма живописи. Приобретая картины, он дарил ежегодно галерее произведения как старых мастеров, так и художников нового направления: М.Нестерова, В. Серова, К.Коровина, И. Левитана. В дальнейшем этими именами будет гордиться вся наша страна.

Полотно Исаака Левитана "Над вечным покоем" стало последним приобретением известного московского мецената!


После смерти мецената


После кончины Павла Михайловича, с 1898 года галереей управлял совет, почетным председателем-попечителем которого был Московский городской голова князь Владимир Михайлович Голицын, действительный тайный советник и камергер. В роли городского головы этот деятель способствовал созданию единой сети трамвайных маршрутов, при Голицыне городские предприятия в целом выходят "на прибыль" и их доля в доходах бюджета достигает 28 %. Строятся электростанции на Раушской и Берсеневской набережных, Павелецкий, Виндавский (Рижский), Савеловский, перестраивается Курский вокзал. В этот совет вошли дочь Третьякова Александра Павловна, художники Илья Остроухов, Валентин Серов и гласный московской Думы И. Цветков. Совет был не в силах исполнить последнюю волю основателя галереи - не пополнять собранную им коллекцию. Было решено продолжить коллекционирование.

В 1902 году бывший жилой дом П.М. Третьякова был обрамлен декоративным фасадом - по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова. В начале двадцатого века коллекция насчитывала четыре тысячи картин. После революционных перемен 1917 года Третьяковская галерея включила в себя Музей иконописи и живописи (это было собрание Ильи Остроухова), Цветковскую галерею с ценнейшей коллекцией русского рисунка, собрание русских картин из Румянцевского музея и некоторые частные коллекции.

Прошли десятилетия. Менялись вкусы и направления в искусстве.

К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей, экскурсий уже с трудом вмещалось в залах музея. И тогда возникла необходимость расширения экспозиционных площадей. Этим сложнейшим делом занялся Юрий Константинович Королев, долгие годы возглавлявший Третьяковскую галерею. Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий - хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и другие), основанная на идее сохранения первозданного исторического облика здания. В дальнейшем с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. В этом же здании была большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название Инженерный корпус. Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры семнадцатого века) после его восстановления и освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет: с 1985 по 1995 год. В наши дни, комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, - любимое место культурного отдыха не только москвичей, но и многих гостей столицы. Уникальное собрание Третьяковской галереи насчитывает сегодня около 150 тысяч произведений.

И благодарные посетители музея, современники, живущие в ХХI веке - все те, кому дороги культурно-исторические ценности России - с гордостью отдают дань памяти славному имени Павла Третьякова, русского предпринимателя, открывшего москвичам неповторимый мир русской живописи.


Саркис Арутюнов.
Рубрика Историческая мозаика



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru