Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Приглашаем к сотрудничеству
О новой книге
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Добрые дела Медведниковых



Добрые дела Медведниковых

Дореволюционная история России хранит имена деятелей, порой неизвестных сегодня широкому читателю. Среди таких имен – семья Медведниковых.

Иван Логинович  Медведников Пожалуй, самым известным представителем этой фамилии был будущий кавалер орденов Св. Анны 3-й степени, Св. Владимира и Св. Станислава 2-й степени Иван Логинович Медведников (1807-1889 гг.) - знаменитый иркутский купец 1-й гильдии, коммерции советник, выдающийся благотворитель и меценат своего времени. Иван Медведников происходил из старообрядческой купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином города Иркутска. Его предки вели свою историю из донских казаков и активно участвовали в освоении Сибири и Аляски. По некоторым историческим документам предки Медведниковых считались одними из основателей города Иркутск.

Трудолюбивый и целеустремленный Иван Логинович приобрёл свои большие капиталы торговыми делами: закупал и продавал пушнину, практически монопольно владея рынком мехов в Якутске. Также талантливый предприниматель и купец Медведников занимался золотодобычей, активно торговал с Китаем. С молодых лет активно вел благотворительные дела.

Женат Иван Логинович был на иркутянке Александре, она была родом из семьи купцов, промышленников и меценатов Сибиряковых, способствовавших культурному и экономическому развитию Восточной Сибири и Севера.

Неоднократно Медведников избирался городским головой.

В 1832 году Иван и его брат Логин в память о матери решили основать школу-приют для девочек. Они отправили в Санкт-Петербург для утверждения устав такого воспитательного дома. Однако «дело застопорилось»: в Государственном совете нашли какие-то несоответствия, да и женское школьное образование вообще было тогда делом новым. Кроме того, предложенные 70 тысяч рублей совет посчитал недостаточной суммой.

Медведниковыми было найдено другое решение — вначале учредить специально для «сиропитательного дома» коммерческий банк, который и должен был бы содержать это учебное заведение на свои доходы. При поддержке и содействии бывшего иркутского генерал-губернатора М. М. Сперанского и гражданского губернатора И. Б. Цейдлера в 1836 году проекты и уставы банка и «сиропитательного дома» были утверждены. Иван Логинович лично обеспечил банк начальным капиталом (почти миллион рублей), и разместил его в собственном доме.

Весной 1837 года в Иркутске открылся первый заемный банк. Такой банк был с социальной точки зрения очень выгодным для всего населения города. При необходимости банк предоставлял безвозмездные ссуды (например, после пожара выделял в помощь погорельцам 50 тысяч рублей). За открытие детского дома и учреждение банка Ивану Логиновичу Медведникову было присвоено звание почетного гражданина города Иркутска.

Первое в Сибири женское учебное заведение — воспитательный дом имени Е.М. Медведниковой — открылось в апреле 1838 года. Капиталы банка росли, а вместе с ними и число воспитанниц школы-приюта. Если при его открытии на содержании находилось всего 14 учениц, то в начале двадцатого века - 250. Девочек из бедных семей здесь обучали грамоте и арифметике, истории, пению, навыкам вести домашнее хозяйство, женским рукоделиям. С конца 1881 года учебный курс значительно расширился, были введены предметы профессионального мастерства — прачечного, швейного и конторского дела. Обучение длилось шесть лет.

В 1850-х годах Иван Логинович и его жена Александра Ксенофонтовна переезжают в Москву.

И в Москве они продолжают активно заниматься благотворительностью. На их средства строятся храмы, больницы, гимназии. Семья помогает неимущим студентам и гимназистам. За добрые дела супруги Медведниковы были дважды лично представлены государыне императрице Марии Александровне, а также дважды удостоены благословления святейшего Синода.

Умер Иван Логинович в 1889 году. Местом его «упокоения» стал Андроников монастырь в Москве.

Александра Медведникова Вдова Медведникова самым подробным образом лично расписала, как именно следует потратить полмиллиона рублей, оставляемых ею на устройство и содержание в Иркутске больницы имени Ивана Медведникова для хронических больных.

В 1899 году скончалась и сама Александра Ксенофонтовна. Через год по завещанию Медведниковых Москва получила более пяти миллионов рублей на содержание церквей, монастырей, больниц, лазаретов, и гимназий. На эти средства также построены множество различных зданий социального назначения.

В те далекие годы одной из самых известных стала Медведниковская гимназия, открытая в начале 20 века. Расположенное позже в Староконюшенном переулке в Москве среднее учебное заведение для мальчиков было одним из лучших и прогрессивных в России. Душеприказчиком капиталов назначили коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.

Цветков решил, что «лучшим способом увековечить память А.К. Медведниковой будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся». Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа. По повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена в июне 1901 года. Тогда ещё занятия происходили в помещении на Поварской улице, в доме 40.

Новый проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги известного промышленника Н. А. Второва). Строительство обошлось в сумму триста тысяч рублей. Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: одеждагимназистов просушивалась в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная удобная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.

Н. А. Цветков и первый директор гимназии Василий Павлович Недачин сумели создать новый тип образования в России, рассчитывая, что по данному образцу будет перестроена вся школьная система. Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В гимназию были приняты преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Учеников обеспечивали горячими завтраками. Родители обучающихся даже участвовали в работе педагогического совета.

Предварительной подготовке учеников к поступлению в гимназию способствовала устроенная при ней особая подготовительная школа с трехлетним курсом, в которую принимались дети в возрасте 7–8 лет. Детей учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему. По расписанию уроки чередовались со специальным часом для подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что поступали и дети, бывшие на домашнем обучении. В гимназических классах в середине дня полагались уроки гимнастики или пения. Заканчивалась учёба в три часа дня, но многие ученики приходили домой и вечером: посещали факультативы или играли на школьном дворе, который зимой становился катком, а летом — площадкой для спортивных игр. В самом здании были предусмотрены специальные залы для отдыха.

Плата за обучение составляла немалую сумму в 300 рублей в год, но некоторые ученики были от нее освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По «Положению об учреждении гимназии» было установлено 30 стипендий «имени Медведниковых». С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казенные учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10 процентов «достойных из беднейших учеников». Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 1/3 части от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки до 40 человек.

Известный русский певец Л. В. Собинов, у которого тут обучались сыновья, устраивал благотворительные концерты - в пользу учащихся.

Более 2 миллионов рублей было завещано на благотворительные дела. Они были потрачены на пособия бедным в Иркутске и Москве, на поддержание церквей, монастырей и больниц. Позже были учреждены специальные стипендии студентам и гимназистам. Таким образом фамилия известных купцов-меценатов осталась и в истории отечественного школьного образования.


Саркис Арутюнов.
Рубрика Историческая мозаика



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru