Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Интересно

Рассказы о Риме
Настоящая Куба

Ги де Мопассан. Французское чудовище


Ги де Мопассан Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в замке Миромениль в семье довольно развращённого кутилы и стервенеющей от этого дамы с большими претензиями к жизни. Претензии не оправдались: муж нещадно изменял, один из сыновей — бесталанное унылое существо. Зато другой — Ги — надежда и опора. И вот этот самый Ги — развратное французское чудовище, воплощение национального гедонизма, снобизма и чистого смысла эстетики.

Его биография — праздная юность аристократа, напряжённые, динамичные богемные хроники (при этом с весьма пещерными представлениями в отношении женщин), хирургический неподдельный юношеский цинизм, зависимость от физических удовольствий и изумление, недоумение, отвращение к их последствиям.

Мама Ги дружила с Флобером — так крепко, что публика отчётливо уравняла эту дружбу с романом, впоследствии утоляя своё любопытство мыслью, что Ги — его внебрачный сын. Как бы то ни было, увлечённая литературой мамаша, похоронившая талантливого и боготворимого пишущего брата Альбера, не могла не привить своему сыну стремления к словесному мастерству. Обожание смешалось с негласным требованием соответствовать её мечтам — быть пишущим, известным автором.

Избалованный Ги вырос в законченного сноба, не доверявшего женщинам, уверенного лишь в одной из них — в собственной матери. Притом, вырос он и в мощного автора — под крылом Флобера, под сенью славы других старших товарищей (Тургенева, Гонкура, Золя) Мопассан стал полноценным мастером.

Каждый автор пишет о себе, даже если объектом выбрана дверная ручка. Вот и Ги — сам себя без стыда обнаружил, в отличие от своих собратьев по перу, от себя не убегая, себя и своё окружение описал. Мопассан — первый французский автор, открыто рискнувший обнародовать подлинную жизнь европейского общества — с его внебрачными связями и побочными детьми, тайными любовниками, скрытыми кознями, явной подлостью и пороками — на фоне абсолютного ханжества и демонстративного, воинствующего пуританства. Плата за высмеивание этой чопорности и культивацию порока — последующее сумасшествие и тотальная физическая немощь писателя. Но это — впереди.

Мопассан за одиннадцать лет писательской судьбы создал ряд сборников небольших повестей. В крупной форме его искусство представлено шестью романами. Их темы, как правило, вращаются вокруг одних и тех же направлений. Родина писателя — Нормандия; пейзаж, вообще морская природа или городской образ жизни — всё это выступает в качестве полноценного героя произведения, не служащего, второстепенного элемента, а равноправного, живого, осмысленного персонажа. Селяне и горожане, дворяне и буржуа — все оказываются под прицелом зоркого ока автора. Другая тема романов Мопассана — война. Ну, и третий ключ к тематике его творчества — разумеется, женщины и отношения полов, а отсюда ещё одна тема — семьи.

Здесь вскрывается редкостный цинизм, снобизм и пессимизм автора. В философском отчаянии Мопассан далеко впереди Флобера. Ученик Шопенгауэра, он прибегает ко всему, что может заполнить, по его мнению, жизнь смыслом.

Он презирает Провидение, считая, что Бог не ведает, что Он делает, а религия является просто мошенничеством, он говорит, что человек — всего лишь животное едва выше других, а прогресс это только призрак (как горько ему аукнется его измышление о животной природе людей). Даже дружба кажется ему отвратительным обманом, потому что люди не способны воспринимать проблемы других, и потому обречены на одиночество.

Вытекающая следом отсюда тема — так же одна из ключевых для творчества Мопассана: женщины как объекта насилия, физического или морального. Ну, а завершающая этот бал ужасов тематика произведений — завершающая нота и в жизни самого Мопассана — безумие.

Унизил ли Мопассан общество, вскрыв его пороки, или обнаружил их, как заболевание, требующее диагностики и последующего спасительного излечения? Искусство ведь и есть средство излечения, исцеления, презрения смерти и старости, пространства и времени. Но должно ли искусство без конца отправлять человека в низины, в болото страстей и ошибок, напоминая лишь о болезни, без надежды на оздоровление?

Как он к этому пришёл? В 20 лет Ги узнал ужасную новость: у него сифилис, который он унаследовал от отца, от которого предположительно скончался не один его родственник. Мопассан поначалу был горд — у него "взрослое" заболевание. Он уверял, что излечился, тогда как это не было правдой.

Тяжёлые последствия болезни разрушали его здоровье. Медицина того времени была беспомощна против недуга. Мопассана ждала участь Ницше, Тулуз-Лотрека, Бодлера, Гонкура, Ван Гога и Малларме.

С расцветных, казалось бы, тридцати пяти лет, Мопассана терзали частые мигрени, невралгии, а главное, он стал слепнуть. Чем это закончилось, известно: помещение в психиатрическую клинику (вслед за братом, так же сошедшим с ума и обманом отправленным Мопассаном "лечиться"). Поеданием собственных испражнений, демонстрацией больного зевакам и любопытным. Мопассан провёл годы в психиатрической клинике Бланша, где в полном безумии умер в июле 1893г.

Что же являет собой Мопассан? Абсолютное отторжение естественности причинно-следственных связей. Запоздалый французский привет байронизму, лермонтизму и прочим насмешникам, рыцарям печального образа. В общем, всем, охваченным гордыней художникам слова. Ги де Мопассан — врубелевский демон на вершине холма. Дерзость и снобизм, презрение к стеснениям в любой форме — физической, моральной, политической, социальной, — и полнейшая зависимость от собственной природы, врождённых и приобретённых заболеваний, ставших впоследствии его биологической сущностью.

Недолгая биография Мопассана — пример развёрнутой в полотне земной жизни свершившейся античной трагедии. Грех и расплата. Преступление и наказание. Так по-французски. По-человечески.


Юлия Шералиева
Женский журнал Суперстиль • 05.08.2015

Материалы по теме:


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru