Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Таиланд. Законы выживания
Нищета и блеск Лас-Вегаса

Увертюра Лермонтова. Романтический парус


Благодаря Пете Бачею, герою тетралогии Валентина Катаева "Волны Чёрного моря" (1936—1961), стихотворение вчерашнего студента Московского университета, посланное санкт-петербургской осенью 1832 года в Москву, стало кредо юных российских романтиков ХХ века. Михаил Юрьевич Лермонтов не публиковал, сочинённые им на берегу Балтийском моря три четверостишия при жизни. Минули эпохи, а мальчики вдохновенно декламируют: "Играют волны, ветер свищет".

Суровая Балтика очаровала впечатлительного юношу, пробудила в нём возвышенные байронические чувства. Эти чувства обрели характер, укоренились в душах, расцветая в нежнейшем отроческом возрасте, зовя к благородным приключениям в мир непредсказуемых стихий.

Парус в тумане; корабль среди ветра и волн; парус, озарённый лучом солнца. Всего три картинки запечатлены в душе юного художника и философа тремя строфами крохотного элегического триптиха. В далёком Средиземноморье десять лет как буря унесла у берегов Италии жизнь Шелли, а борьба Греции за независимость — Байрона, наделённых южным темпераментом романтиков Севера, детей и пасынков северных морей суровой Атлантики. Лермонтов — на пороге его подобной шквалу юности, которой суждено разбиться о южные скалы незыблемой в своём историческом покое Российской империи. Где-то в тумане курится Машук, и чёрные грифоны ещё не встали на караул у стелы в память о роковой для автора "Паруса" дуэли. Школьники ещё не пишут сочинений о Печорине и Бэле, а их мамы не ищут по справочникам, что, кто и где сказал о Лермонтове.

Почти ещё мальчик, Лерма, а именно так зовёт себя поэт, вернётся с берега в город и вскоре примется за письмо солидной даме Марии Александровне Лопухиной, к сестре которой Варваре хранит нежнейшие чувства. Милой мисс Мери, таково задушевное обращение юного поэта, предназначено стать первой читательницей стихов об ищущем среди ясного дня бурь мятежном парусе, дипломатическим посредником первой любви поэта. Испанская подпись Лерма под письмом со стихами подскажет через века ответ на вопрос Михаила Светлова: "Откуда у хлопца \\ Испанская грусть?" Эта песенка о Гренаде и юном мечтателе сочинена в 1926 году. Тогда ещё Сальвадор Дали не предчувствовал гражданской войны в Испании, а Катаев не писал о Пете Бачее, но и тогда образ "Паруса" жил, нёс нам свою грамматику новой романтики.

Лазурь и золото пейзажа — цвета чистоты, веры и надежд юности. Им реять в мечтах молодости славянства, а пока они сияют в небе одного юного оригинала, который ведёт свой род от испанского герцога Лерма, любит живопись и горы, а вступая на стезю будущего гвардейского офицера, увлёкся строгой красотой северных морей. Байрон и Шелли даже не стихами и образами, но самими своими душами незримо пронеслись в бередящем душу юного поэта "тумане моря голубом". Собратья-романтики приняли в свой магический круг юного мечтателя и любителя сновидений, грустящего на рассвете перед прохладными, исполненными неодолимой силы волнами Балтии.

В сплетении тончайших струн Юга и Севера, Океана и Гор, морей и стран единого древнего континента пролетел в тот самый миг тихий ангел молчания, а вместе со стихотворением о парусе для милой Мери и сестры её Варвары Лопухиных родился самый демонический поэт России.

Поэтическая эмблема "Паруса" образуется соединеньем мужского и женского начал: у Края есть Страна, у Ветра — волны, у солнечного Луча — лазурная Струя. Даже в безродном Море где-то есть безродное Счастье. Одинок лишь Парус, просящий о Буре, которая не способна нести в себе Покой.

Романтически двойственный мужской характер Паруса выражают глаголы, преисполненные внутренней напряжённости и диалектического противоречия. Парус — не белый, он — "белеет". Парус "ищет" и "не ищет". Парус — "кинул" и "не бежит". Парус — "мятежный", но он — "просит".

Музыкальную тему паруса начинают взрывные согласные "Б" и "П". Эти фонемы первые в словах "белеет", "парус", "буря", "покой". Таков зачин музыки порыва и поиска, силы и надежд. Её сменяет музыка исчерпанности, иллюзорности, невозможности счастья для мятежного паруса, которую озвучивают фонемы "С" и "З". Эти фонемы подхвачены в открываемых ими словах "страна", "светлый", "солнце", "золотой". Своего максимального внутреннего драматизма тема паруса достигает в завершающем четверостишии — музыкальной и смысловой кульминации стихотворенья.

Предельно русская графика стихов исключает лексику с буквами "Ф" и "Э", мелодическая плавность усилена отсутствием "Ъ" и "Ь", "Ш". Буквы — рисунок стиха. И петербургский морской пейзаж поэта — эскиз задушевно русской графики, несущей непередаваемо русский музыкальный колорит.

Изящный элегический рисунок "Парус" — увертюра всей симфонии романтического творчества Михаила Лермонтова, щемящей сердца потомков исповеди одного из сыновей золотого века русской словесности.


Дмитрий Пэн
Женский журнал Суперстиль • 10.07.2015

Материалы по теме:


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru