Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Мишель Уэльбек. Герольд конца света


26 февраля 1956 (или 1958) года родился Мишель Уэльбек — один из самых известных современных французских писателей.

"Маркс сексуальной экономики", покровитель всех инфантилов и неудачников и даже ясновидящий, Уэльбек известен язвительностью и жесткостью своей прозы. Своё отношение к миру он выразил так: "Ни одна эпоха, ни одна цивилизация не создавала людей, в душе которых было бы столько горечи. В этом смысле мы живём в уникальное время. Если бы надо было выразить духовное состояние современного человека одним-единственным словом, я, несомненно, выбрал бы слово “горечь”".

Мишель Тома (настоящая фамилия писателя) родился на острове Реюньон — владении Франции в Индийском океане. Его отец был проводником в горах, а мать — врачом-анестезиологом. С шести лет он воспитывался бабушкой со стороны отца. Именно её фамилию он выбрал впоследствии своим литературным псевдонимом. Кстати, фамилия Уэльбек имеет польские корни.

В 1975 году он поступил в Национальный агрономический институт Париж-Гриньон, где организовал литературный журнал "Карамазов" и написал для него несколько поэм. После получения диплома он поступил в Национальную высшую школу имени Луи Люмьера на отделение кинематографии.

Литературная деятельность Уэльбека началась со сборников "Остаться живым" (эссе) и "Погоня за счастьем" (стихотворения), но известность пришла к нему лишь в 1994 году, когда был издан его первый роман "Расширение пространства борьбы". По роману в 1999 году был снят фильм.

Главный герой картины — одинокий программист, ведущий пустое и бессмысленное существование. Свою работу он считает муторной и монотонной. В деловой поездке он знакомится с молодым человеком по имени Рафаэль, одержимым поиском партнёрши для постели, но почти не имеющим на это шансов. Общий ход событий складывается таким образом, что герой всё глубже погружается в депрессию… Удивительно, но фильм, в котором ничего не происходит, держит внимание зрителя от первой до последней секунды.

Сексуальная революция, которая должна была освободить человека, по мнению автора, стала очередной ловушкой. Эта тема — сексуальная свобода в современном обществе и её последствия для человечества — была продолжена в романе "Элементарные частицы" (1998). Своим появлением роман произвёл неожиданно сильное воздействие на европейское общество. Уэльбеку удалось впечатлить весь западный мир.

Сначала он произвёл фурор во Франции. Такого по поводу изящной словесности там не было с 1960-х годов. Только за первые три месяца после появления книги было продано 300 тысяч экземпляров. Автор очутился в эпицентре дискуссий, получивших название l’affaire Houellebecq — дело Уэльбека. Если первый роман писателя был встречен с одобрительным любопытством и кое-кто называл его даже культовым, то второй был, как взорвавшаяся бомба. К такому удару по нервам не был готов никто… Уэльбек неожиданно совершил то, что уже давно никому из литераторов не удавалось: он действительно шокировал своих соотечественников.

Оценки роману давались полярные, нейтральных практически не было, но и сторонники, и хулители сходились в том, что этот сорокалетний ниспровергатель основ необычайно талантлив… Заголовки рецензий звучали почти на истерической ноте: "Уэльбек — герольд конца света", "Мишель Уэльбек, или Кривое зеркало поколения", "Апокалипсический итог сексуальной свободы в конце столетия". Роман получил премию Гран-при в области литературы, а редакция литературного журнала "Лир" признала роман лучшей книгой года.

Уэльбека прочла вся материковая Европа. Роман был переведён на два с половиной десятка языков, его сравнивали с "Капиталом" и "Заратустрой". В экранизации этого нашумевшего романа Уэльбек сам принял активное участие. В центре сюжета — проблема общества, стремящегося только к удовольствиям. Главные герои фильма — сводные братья Бруно и Михаэль, один из которых мечтает вывести новую расу людей-андроидов, а другого интересуют только бордели. По Уэльбеку, "буржуазной, иудео-христианской морали больше не существует. Противопоставление сексуальности и чувства, нарциссизма и любви… ушло... Золотой век любви, 1950-1960-е годы, прошёл. Индивидуализм, воцарившийся, по крайней мере, в западном обществе, это неспособность принадлежать к чему-нибудь, что превосходит ваше личное понимание. Энтузиазма стало гораздо меньше. Человек, как элементарная частица — это одна из клеток общества, ничем не связанная с другими такими же клетками… Сегодня объединяют не идеи, а места, в которых люди проводят время. Нынешний мир холоден, геометричен, депрессивен. Его содержание — это прилаживание в нём временно существующей материи. После смерти нет ничего".

Премьера фильма состоялась на берлинском кинофестивале 2006 года. Мориц Бляйбтрой (Бруно) стал обладателем серебряного медведя берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.

В конце 1990-х писатель уехал из Франции в результате судебных преследований и угроз со стороны представителей мусульманской общины — сначала он поселился в Ирландии, затем отправился в Испанию. Следующая его книга, "Возможность острова" (2005), завоевала литературную премию "Интералье". Сам Уэльбек считает её лучшим своим романом: "Эта книга появилась на свет благодаря Харриет Вольф, немецкой журналистке, с которой я встречался в Берлине несколько лет назад, — заявил как-то писатель. — Перед началом интервью Харриет решила рассказать мне небольшую притчу. Она считала, что эта притча может служить символом ситуации, в которой я нахожусь как писатель. Я стою в телефонной будке после конца света. Могу звонить куда хочу и сколько хочу. Неизвестно, выжил ли кто-нибудь ещё кроме меня или мои звонки — просто монологи сумасшедшего. Иногда звонок короткий, словно трубку сняли и бросили; иногда он длится долго, словно кто-то слушает меня с нечистым любопытством. Нет ни ночи, ни дня; у ситуации нет, и не может быть конца".

"Возможность острова" — книга, прежде всего, о любви. Уэльбек рассказывает здесь, в свойственной ему ироничной манере, множество нетривиальных историй, сплетающихся в захватывающий сюжет: о тоталитарных сектах, о шоу-бизнесе и о судьбе далёких потомков человечества, на которую проецируются наши сегодняшние эмоции и поступки.

Главный герой, эстрадный артист, сначала успешно выступает со скетчами собственного сочинения, затем столь же успешно снимает порнофильмы. Власть над стремительно растущей аудиторией побуждает его пускаться на рискованные эксперименты. Из этих экспериментов вырастает второй план книги — фантастический.

В 2008 году Уэльбек сам снял фильм по этому роману. Фильм является не столько экранизацией романа, сколько его продолжением. После того, как постигшие Землю глобальные катастрофы сделали её практически необитаемой, клонированный потомок главного героя выходит из своего убежища и ищет родственную клон-душу.

В 2010 году вышел знаменитый роман "Карта и территория", за который Уэльбек получил Гонкуровскую премию.

15 сентября 2011 года появилась информация о том, что Уэльбек пропал без вести, но вечером 16 сентября писатель вышел на связь со своим издательством.

В начале января 2015 года увидел свет новый роман Уэльбека "Покорность". Роман в жанре антиутопия рассказывает о победе на президентских выборах во Франции кандидата-мусульманина и тех переменах, которые происходят при этом в обществе. Известный французский романист Эммануель Каррер сравнил новую работу Уэльбека с романом-антиутопией Дж. Оруэлла "1984".

Сегодня Мишель Уэльбек — один из самых читаемых авторов современности. Каждая его книга становится бестселлером. "Он разнёс вдребезги политкорректное мышление, чтобы дать слово своему поколению и своей эпохе", — писал о нём французский журнал Lire.

"Моя нынешняя инкарнация деградирует; думаю, долго она не протянет, — писал Уэльбек в романе “Возможность острова”. — Я знаю, что в следующей инкарнации вновь обрету своего товарища и спутника, пёсика по кличке Фокс. Общество собаки благотворно, ибо её можно сделать счастливой; она нуждается в таких простых вещах, её эго так ограниченно… Возможно, в одну из предшествующих эпох женщины находились примерно в том же положении, что и домашние животные. Это была, наверное, какая-то уже недоступная нашему пониманию форма домотического счастья, связанного с совместным функционированием: удовольствие быть единым, отлаженным, функциональным организмом, предназначенным для выполнения дискретного ряда задач, а эти задачи, повторяясь, образовывали дискретный ряд дней. Всё это исчезло, и те задачи тоже; собственно, перед нами не может стоять никаких целей. Радости человеческих существ для нас непостижимы; но и их беды нас не терзают. В наших ночах отсутствует трепет ужаса или экстаза; однако мы живём, мы движемся по жизни, без радостей, без тайн, и время для нас пролетает быстро".


Ариэль Городецкий
Женский журнал Суперстиль • 26.02.2016

Материалы по теме:


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru