Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайный запрос

Биография Кристофа Виллибальда Глюка (Gluck)


Афоризмы Глюка
Композитор Кристоф Виллибальд Глюк
Немецкие композиторы
Биографии композиторов
Раки (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Лошади

Кристоф Виллибальд Глюк Кристоф Виллибальд Глюк (02.07.1714 - 15.11.1787) - немецкий композитор, по национальности чех (по другой версии - немец). Сын лесничего. В раннем детстве переехал с родителями в Чехию. В 1727 году семья поселилась в Эйзенберге, близ Комотау. В 1731 году поступил в Пражский университет на философское отделение. Возможно, что в это время Глюк брал уроки музыки у знаменитого чешского музыканта Б. Черногорского. В 1735 или 1736 году Глюк переехал в Вену, где поступил на службу к графу Лобковицу, а отсюда - в Милан, в качестве камер-музыканта капеллы князя А. М. Мельци. В Милане Глюк 4 года занимался у Дж. Б. Саммартини. В 1741 году он дебютировал оперой "Артаксеркс" (на либретто П. Метастазио), за которой последовали другие, в стиле итальянской музыки того времени, написанные также на мифологические и легендарно-исторические сюжеты П. Метастазио. Глюк писал и отдельные номера для опер других композиторов. Постановки опер Глюка "Деметрий" (1742), "Демофонт" (1742), "Тигран" (1743), "Гиперместра" (1744) и др. проходили с большим успехом, и в 1745 году он получил заказ на сочинение двух опер от английского театра. Глюк переехал в Лондон, где познакомился с Генделем. В марте 1746 года в Лондоне состоялся совместный концерт Генделя и Глюка.

Оратория Генделя, а также и оперы Рамо, которые Глюк слышал, будучи в Париже, произвели на молодого композитора глубокое впечатление. Постепенно Глюк пришел к мысли, что основой оперы должны быть не отдельные арии, мало связанные между собой, а последовательно развивающееся действие. Он стремился в своем творчестве к более тесной связи между словом и музыкой, все более отходил от внешнего блеска и виртуозности, господствовавших в то время на итальянской сцене.

В 1747-50-х годах оперы Глюка ставились под его управлением в ряде европейских городов (Дрезден, Гамбург, Вена, Прага, Копенгаген и др.). Уже его опера "Узнанная Семирамида" (пост. 1748) заметно отличается от предыдущих. В 1752 году Глюк окончательно поселился в Вене. В 1754-1764 годах он был дирижером Венской придворной оперы, для которой написал несколько комических опер в стиле модной в те годы французской оперы-буфф. Из них наибольший успех имели "Одураченный кади" (1761) и особенно "Непредвиденная встреча" (1764; известна также под названием "Пилигримы из Мекки"). Для Вены Глюк создал также несколько балетов (танцевальных драм), в том числе "Дон-Жуан", поставленный известным хореографом Анджолини.

Но первым произведением, с которого начинается решительный отход Глюка от старых оперных традиций, была опера "Орфей и Эвридика" (пост. 1762, Вена; 2-ая редакция, пост. 1774, Париж). В отличие от прежних опер в "Орфее" Глюк стремился к цельности и органичности музыкально-сценического развития, сознательно исключая все внешние эффекты. Большую роль в реформе Глюка оперы-сериа сыграло содружество с прекрасным либреттистом, которого он нашел в лице Р. Кальцабиджи.

Более последовательно свои реформаторские идеи Глюк осуществил в операх "Альцеста" (пост. 1767, Вена) и "Парис и Елена" (пост. 1770, Вена). Новые творческие задачи Глюк сформулировал в известном предисловии к опере "Альцеста", где писал, что его цель - усилить музыкой выразительность поэзии, драматизировать оперу; что ради этого он отказывается от угождения певцам, от условности оперного пения; что его увертюры должны быть "вступительным обзором содержания оперы", и, наконец, что в основе всей драмы должен быть "язык сердца, сильные страсти". Тесно связывая речитативы с ариями и хорами. Глюк в то же время усиливает мелодическую выразительность самих арий. Значительно повышает Глюк выразительную роль оркестра сопровождения оперы; хор и балет органически включаются им в драматургический план. "Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства", - писал Глюк.

В 1773 году Глюк прибыл в Париж для постановки своей новой оперы "Ифигения в Авлиде" по трагедии Расина. Реформа Глюка вызвала в предреволюционном Париже горячую дискуссию. Слушатели разделились на два лагеря: сторонников драматического направления - "глюкистов", которые считали музыку Глюка созвучной просветительским идеям Руссо, и "пиччиннистов" - парижскую аристократию, консервативно отстаивавших устаревшие традиции придворного театра и выдвигавших в противовес Глюку итальянского композитора Никколо Пиччинни. Между "глюкистами" и "пиччиннистами" разгорелась ожесточенная борьба. Но успех "Армиды" (1777) и особенно "Ифигении в Тавриде" (1779) нанес решительное поражение сторонникам итальянца (сам Пиччинни признал впоследствии, что Глюк произвел в Париже "музыкальную революцию"). После постановки своей последней оперы "Эхо и Нарцисс" (1779) Глюк возвратился в Вену. Последним произведением Глюка было "De profundis" для хора с оркестром, написанное за пять дней до смерти.

Музыкально-историческое значение Глюка чрезвачайно велико. Своим творчеством он оказал глубокое влияние как на немецких композиторов-классиков (особенно на Бетховена), так и на французских композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 века (Мегюль, Госсек, Керубини и др.).

Берлиоз, отлично знавший партитуры Глюка, назвал его "Эсхилом музыки". Оперное творчество Глюка исключительно высоко оценивал Глинка. Р. Штраус считал дату премьеры "Ифигении в Авлиде" началом новой эры в истории европейской музыки.


М. Ю. Миркин.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2018-03-14 16:31:07

    Последние годы Кристофа Виллибальда Глюка

    24 сентября 1779 года в Париже состоялась премьера последней оперы Глюка — «Эхо и Нарцисс»; однако ещё раньше, в июле, композитора поразил инсульт, обернувшийся частичным параличом. Осенью того же года Глюк вернулся в Вену, которую больше не покидал: новый приступ болезни случился в июне 1781 года.

    В этот период композитор продолжил начатую ещё в 1773 году работу над одами и песнями для голоса и фортепиано на стихи Ф. Г. Клопштока (нем. Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt), мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Клопштока «Битва Арминия», но этим планам не суждено было осуществиться. Предчувствуя скорый уход, приблизительно в 1782 году Глюк написал «De profundis» — небольшое сочинение для четырёхголосного хора и оркестра на текст 129-го псалма, которое 17 ноября 1787 года на похоронах композитора было исполнено его учеником и последователем Антонио Сальери. 14 и 15 ноября Глюк пережил ещё три апоплексических удара; он умер 15 ноября 1787 года и первоначально был похоронен на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф; в 1890 году его прах перенесли на Центральное кладбище Вены.

    Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Глюка
    Композитор Кристоф Виллибальд Глюк
    Немецкие композиторы
    Биографии композиторов
    Раки (по знаку зодиака)
    Кто родился в Год Лошади
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru