Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Александра Александровича Алябьева


Интересные факты о Александре Алябьеве
Российские композиторы
Биографии композиторов
Интересные факты о людях
Интересные факты о композиторах
Знаменитые Александры

Александр Александрович Алябьев Александр Александрович Алябьев [4(15).8.1787, Тобольск - 22.2(6.3).1851, Москва] - русский композитор. Участник Отечественной войны 1812 года. Был офицером до 1823 года. Автор водевилей и опер (в т. ч. "Лунная ночь, или Домовые", постановка 1823). Написал хоры к прологу "Торжество муз" для открытия Большого театра (1825), в 1827 году - балет "Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты". В 1825 году был арестован по ложному обвинению в убийстве, в 1828 году сослан в Сибирь, затем переведен на Кавказ, позднее на Южный Урал. С конца 1830-х годов жил в Москве.

Творчество Алябьева отмечено романтическими настроениями и представляет собой важный исторический этап в формировании русской музыки предклассического периода. Впечатления военных лет и годов изгнаний оставили большой след в его творчестве. Алябьев - видный мастер русской вокальной лирики, обладавший тонким даром мелодиста и чутьем гармонии, автор романсов (свыше 150) на слова Пушкина ("Черкесская песня", "Зимняя дорога", "Я вас любил" и др.), Дельвига ("Соловей" и др.), Языкова ("Из страны, страны далекой"), И. И. Козлова ("Вечерний звон") и др.

Алябьев автор оперы" Волшебная ночь" на сюжет комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь", оперы-балета "Рыбак и русалка, или Злое зелье", оперы "Амалат-бек" по Бестужеву-Марлинскому, музыкально-драматической сцены "Кавказский пленник" по Пушкину и др. Инструментальная музыка Алябьева включает произведения для симфонического оркестра, в том числе симфонию, произведения для духового оркестра, инструментальные ансамбли (3 струнных квартета, пьесы для разных инструментов).

Алябьев - первый крупный русский композитор, собиравший на Кавказе национальные мелодии.

Гармонизовал песни башкир, киргизов, туркмен. Автор первого (изд. 1834) музыкального сборника обработок украинских народных песен, собранных М. А. Максимовичем ("Голоса украинских песен...", 2 изд., 1961).


Б. С. Штейнпресс.

Литература:
1. Тимофеев Г. Н. "А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества", М., 1912.
2. Штейнпресс Б. "Страницы из жизни А. А. Алябьева", М., 1956.
3. Штейнпресс Б. "А. А. Алябьев в изгнании", М., 1959.
4. Доброхотов Б. В. "А. А. Алябьев", М., 1966.

Александр Александрович Алябьев - русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование Алябьев закончил в Московском университетском пансионе. Во время походов 1812-1815 годов служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится появление его первых романсов: "Вечерком румяну зорю", "Соловей" на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А. И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена опера-водевиль А. И. Писарева, "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь (Тобольск). В ссылке Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана, как и другие сочинения Алябьева, кроме романсов. Через некоторое время Алябьев был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы "Аммалат-Бек" и "Кавказский пленник".

Запрещение на въезд в столицы удерживалось до 1840 года, но вскоре было снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор.

Опера "Аммалат-Бек" на сюжет повести А. А. Марлинского вовсе не увидела света рампы. Опера "Кавказский пленник" также, по-видимому, относится к позднему периоду творчества Алябьева; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами Алябьева.

Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом, в его романсах. В своих романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах Алябьева отразился дух времени. Большая их часть написана в миноре.

Первое издание романсов Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М. А. Максимович, "Голоса украинских песен", в аранжировке Алябьева, Москва) и оперу "Кавказский пленник". Популярность романсов Алябьева была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Луч надежды", "Песнь бедняка", "Вечерком румяну зорю". "Соловей" распевался всюду. На него писались вариации, между прочим - Глинкой для фортепиано. Ф. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.


MigNews.com

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Интересные факты о Александре Алябьеве
    Российские композиторы
    Биографии композиторов
    Интересные факты о людях
    Интересные факты о композиторах
    Знаменитые Александры
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru