Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Финляндия. Снежные радости
Кровавое озеро близ Гастингса

Биография Александра Николаевича Серова


Оперы Серова
Российские композиторы
Биографии композиторов
Знаменитые Александры

Александр Николаевич Серов Александр Николаевич Серов (1820-1871) - российский композитор, музыкальный критик. Юрист по образованию, чиновник министерства юстиции и внутренних дел, Серов самостоятельно овладел обширными знаниями в области музыки, приобрел необходимые навыки композиторского мастерства. В 1851 году выступил с первыми музыкальными рецензиями. Яркое литературное дарование, глубина суждений, страстный убеждающий тон статей выдвинули его в ряды прогрессивных деятелей музыкальной культуры. Поборник реализма в музыке и пропагандист творчества Глинки, Даргомыжского, Моцарта, Бетховена, Вагнера, исследователь русской и украинской песни, он заложил основы русской музыкальной науки. Как композитор Александр Серов известен своими операми "Юдифь", "Рогнеда" и "Вражья сила", обогатившими музыкальный театр новыми темами и формами.


Литература.
Ю. Булучевский, В. Фомин "Краткий музыкальный словарь для учащихся", Ленинград, "Музыка", 1989.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: Биография
    Дата: 2018-11-22 12:32:22

    Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820 — 20 января (1 февраля) 1871) — русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Серова.

    Родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника финансового ведомства Николая Ивановича Серова (1790—1856) и Анны Карловны Габлиц (?—1865). Его дедом по материнской линии был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц.

    В семилетнем возрасте начал учиться музыке у молодой пианистки Олимпиады Жебелёвой, занимавшейся с ним, по словам В. В. Стасова, «солидно и необыкновенно тщательно». Серов посвятил своей наставнице фортепианный ноктюрн, а впоследствии вспоминал: «Это труженица, искренно любящая своё искусство; не владея современной пустой виртуозностью, она глубоко внедрила в меня любовь к музыкальной литературе».

    Окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, затем учился в Училище правоведения (1835—1840). Блестяще окончив последнее, стал чиновником министерства юстиции и внутренних дел, где его отец, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место. После пятилетней службы в Санкт-Петербурге А. Н. Серов был направлен в Симферополь. Он был назначен заместителем председателя Таврической уголовной палаты, однако от службы его постоянно отвлекала любовь к музыке. Здесь он написал свои первые оперы «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», позже уничтоженные. Из Симферополя Серов был переведён в Псков и вскоре, наперекор воле отца и несмотря на самые стеснительные материальные условия, вышел в отставку и посвятил себя исключительно музыкальным занятиям.

    В начале 1842 года Александр Серов познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой, личность которого произвела на него сильное впечатление; он во многом определил художественные взгляды и вкусы Серова. До тех пор относившийся довольно равнодушно и к русской музыке вообще, и к произведениям Глинки в частности, Серов стал смотреть на эти явления другими глазами. Даже когда первый пыл увлечения «Жизнью за царя» и «Русланом и Людмилой» несколько остыл, когда Серов начал подмечать кроме достоинств также и недостатки в этих произведениях, он все же и к ним, и к их автору продолжал относиться с глубоким уважением. Значительное влияние на формирование Серова как музыканта имело и состоявшееся вскоре знакомство с Даргомыжским.

    Переехав в 1850 году в Петербург, он стал музыкальным критиком: его первые статьи появились в 1851 году в журналах «Современник», «Сын отечества», «Библиотека для чтения»; затем — в «Пантеоне».

    В 1858 году во время поездки за границу Серов познакомился с Листом и Вагнером, встречи с которыми описал в опубликованных в 1858—1859 годах «Письмах из-за границы». В этом же году он впервые в России провёл цикл публичных лекций о музыке, не имевших успеха. Однако, повторенные в 1860 году лекции заинтересовали общество.

    Как указывал Ф. М. Толстой, Серов-композитор был выше Серова-критика. В 1863 году с огромным успехом прошла премьера его оперы «Юдифь». В этом же году он женился на своей ученице, одаренной музыкантше — Валентине Бергман.

    В 1867 году А. Н. Серов предпринял вместе с женой попытку издания (впервые в России) специальной музыкальной газеты «Музыка и театр» — газета, не найдя поддержки в обществе, просуществовала недолго — до 1868 года.

    В 1868 году Серов снова прочитал цикл лекций в Москве; теперь он пропагандировал творчество А. С. Даргомыжского, М. И. Глинки, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других выдающихся композиторов; Серов первым употребил термин «симфонизм». В 1870 году Русское музыкальное общество командировало его в Вену на торжества по поводу столетия со дня рождения Бетховена.

    Александр Николаевич Серов умер в Санкт-Петербурге 20 января (1 февраля) 1871 года.

    Добавить комментарий к статье




    Оперы Серова
    Российские композиторы
    Биографии композиторов
    Знаменитые Александры
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru