| ||||
Биография Вацлава Фомича Нижинского (1889-1950) • Человек-кукла • Артисты балета • Рыбы (по знаку зодиака) • Знаменитые Вацлавы Об искусстве танцовщиков прошлого мы можем судить по воспоминаниям современников. О Нижинском писали и вспоминали многие. Он еще при жизни стал легендой и на многие годы оставил о себе славу первого танцовщика XX века. О деятельности Нижинского как хореографа суждения современников были противоречивы. Оценки ее часто бывали взаимоисключающими. Творческая жизнь великого танцовщика и хореографа продолжалась недолго - немногим более десяти лет, однако за это время он снискал мировую славу, ему рукоплескали в Петербурге, Париже, Буэнос-Айресе, Лондоне и во многих других городах мира. Уволенный в 1911 году из Петербургского императорского театра (хотя он резко выделялся своим искусством в труппе), Нижинский лучшие свои роли создал в русской антрепризе Сергея Дягилева, за рубежом. Там же он выступил и как хореограф-новатор, создатель четырех балетов - "Весна священная" Игоря Стравинского, "Послеполуденный отдых фавна", "Игры" на музыку Дебюсси, "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса. Вацлав Нижинский родился в Киеве в семье танцовщика из бродячей польской труппы. Вместе с младшей сестрой Брониславой с самого раннего детства он рос в атмосфере театра, и будущее детей быстро предопределилось - они поступили учиться в балетную школу при петербургском Мариинском театре. Первыми учителями Нижинского были приверженцы классической русской танцевальной школы братья С. Г. и Н. Г. Легат. Юный танцовщик уже в первые годы учения удивлял всех не только феноменальными способностями в освоении сложностей классического танца, но и непостижимой интуитивной склонностью к перевоплощению, к созданию образа. В мальчике поражала внешняя замкнутость, отстраненность от окружающих, даже некоторое вялое равнодушие, которое мгновенно сменялось в танце удивительной открытостью, напряженностью эмоциональной жизни, контактностью со зрителями. Впоследствии тысячи людей восхищались не только совершенством танца Нижинского, их неотразимо привлекала личность художника. В 1907 году, после окончания школы, Вацлав Нижинский был зачислен в труппу петербургского Мариинского театра. В рецензиях на выпускной спектакль отмечалось, что будущий артист шутя преодолевает все трудности, но особенно привлекателен он своим уникальным полетным прыжком. Выступая с первых же месяцев пребывания в театре кавалером Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, Анны Павловой, преимущественно во вставных номерах балетов, Нижинский отвлекал на себя внимание зрителей, чем нередко вызывал недовольство прима-балерин. Свою ярчайшую индивидуальность он вскоре смог проявить в работах молодого хореографа М. М. Фокина, уверенно вступившего в эти годы на путь поисков новаторской хореографии, рождавшейся под сильнейшим воздействием танца Айседоры Дункан. На многие годы остались в репертуаре Нижинского образы юного пажа Армиды в балете Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" в постановке Фокина, раба Клеопатры из "Египетских ночей" Антона Аренского. Особенным успехом пользовалась ставшая балетной классикой фокинская "Шопениана". Экзотика "Египетских ночей", стилизация античности в "Павильоне Армиды" во вкусе Александра Бенуа, возрождение раннего балетного романтизма в "Шопениане" требовало проникновения в разные стилевые сферы, и тут Нижинский вновь проявил свою феноменальную одаренность. Рецензенты писали о его "божественном танце" и поразительной интуиции. Летом 1909 года Дягилев впервые повез русскую балетную труппу в Париж. В театре Шатле блестяще прошел первый сезон. Нижинский стал звездой дягилевской антрепризы. Его называли первым танцовщиком века. Ко второму сезону, к лету 1910 года, были подготовлены новые балеты, среди которых для Нижинского значительной вехой стал образ Альберта в "Жизели". Отмечая "акробатическую легкость", "высоту прыжков", "восхитительную грацию и изящество походки, жестов, поз", современники не переставали удивляться тому, как все элементы техники приобретали "неожиданный смысл и художественную важность", как умеет раскрывать танцовщик идею каждой формы и каждого элемента танца. Вот впечатления современников еще о двух совершенных и уникальных работах Нижинского, принадлежащие большим художникам, которые работали в балетном театре Дягилева. В великолепном фокинском балете "Призрак розы" на музыку "Приглашения к танцу" Карла Вебера Нижинский должен был в пластике воплотить образ аромата розы, прикинувшегося юношей и пришедшего к задремавшей после бала девушке, сохранившей увядающий цветок. Жан Кокто так писал о финале балета: "Нижинский исчезает в окне прыжком столь патетическим, столь отрицающим законы равновесия, столь изогнутым и высоким, что никогда теперь летучий запах розы не коснется меня без того, чтобы не вызвать с собой этот неизгладимый призрак". А вот воспоминания престарелого Александра Бенуа об образе Петрушки в балете Стравинского "Петрушка": "Он вдохнул душу в печальный и трагический персонаж... Он вычеканил роль столь необычно, что в этом смысле ему можно приписать авторство... то была марионетка... и вместе сознательное и жалкое создание, раздираемое всеми чувствами. Он нашел это раздвоенное и слитное выражение". После увольнения в 1911 году "первого танцовщика" из Мариинского театра (поводом явилось неудовольствие членов императорской семьи смелым костюмом в партии Альберта из "Жизели") Нижинский продолжал выступать в спектаклях балетной труппы Дягилева за границей, а русские зрители больше его не видели. Сменялись сцены городов всего мира - Париж, Дрезден, Вена, Монте-Карло, Лондон, Нью-Йорк, - всюду Нижинского сопровождал ошеломляющий успех. С 1912 года начинается его балетмейстерская деятельность. Для воплощения своих замыслов Нижинский ищет совершенно новую пластику. Неожиданную оценку вызвала его первая работа - постановка "Послеполуденного отдыха фавна" на музыку Дебюсси. Среди тех, кто приветствовал рождение балета, были престарелый Огюст Роден, а также А. В. Луначарский. В паре с Нижинским (фавном) в балете выступала его постоянная партнерша Тамара Карсавина (нимфа), а позднее эту партию танцевала и сестра Нижинского Бронислава. В истории музыкального театра XX века есть знаменательная веха - 1913 год, постановка балета Стравинского "Весна священная" (балетмейстер Нижинский, художник Николай Рерих). Новаторство всех средств выразительности музыкального языка в партитуре "Весны священной" чрезвычайно привлекало хореографа, однако пластическое воплощение было очень трудным. Ритмическая сложность музыки будоражила творческую фантазию, Нижинский создавал диковинно новую хореографию, в которой - неуклюжие движения, сомкнутые фигуры, ноги завернуты носками внутрь, локти прижаты к телу, тяжелые втаптывания в землю. Музыка и пластика слились воедино, чтобы воспроизвести могучее стремление природы и первобытного человека к стихийному обновлению. Премьера балета прошла в атмосфере скандала. Яростное неприятие обострилось столь же яростным восторгом. И хотя "Весна священная" прошла всего шесть раз, этот спектакль стал одной из вершин современного балетного театра, а также величайшим стимулом для его дальнейшего развития. Сразу же после премьеры балета Стравинский писал: "Общность наших замыслов не порывалась ни на секунду". И за четыре года до смерти, в 1966 году, 84-летний композитор подтвердил: "Лучшим воплощением "Весны священной" из всех виденных мною я считаю постановку Нижинского". С конца 1913 года по 1916 год Нижинский не работал в дягилевской труппе. Вместе с женой и родившейся дочерью он жил в Будапеште в качестве военнопленного. По приглашению венского театра в 1916 году он возвратился к творческой деятельности. Среди его замыслов была постановка балета "Тиль Уленшпигель" на музыку Рихарда Штрауса. Однако осуществить эту работу ему суждено было на гастролях в Америке, вновь в труппе Дягилева, куда он вернулся в том же 1916 году. Постепенно у Нижинского все сильнее стали ощущаться признаки тяжелого душевного заболевания. Последний его спектакль - балет "Призрак розы" - состоялся 26 сентября 1917 года, а последний свой танец он станцевал в 1919 году в Швейцарии. В этом же году, в возрасте тридцати лет завершилась творческая жизнь великого танцовщика и хореографа. Следующие тридцать лет жизни уже не были связаны с балетным театром. Нижинский был неизлечимо болен. Его связи с действительностью постепенно ослабевали, пока не нарушились вообще. Он умер в Лондоне. Творчество Нижинского, по словам историка балета В. М. Красовской, "вспыхнув и быстро угаснув, успело осветить три эпохи балетного театра: зрелость академизма, молодость фокинского искусства и первые шаги хореографии наших дней". Ю. Розанова. Добавить комментарий к статье • Человек-кукла • Артисты балета • Рыбы (по знаку зодиака) • Знаменитые Вацлавы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |