Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Дорога Млечная, недорого!
Дайвинг в Таиланде

Биография Руала Амундсена (Roald Amundsen)


"Путешествия дали мне счастье дружбы..."
Когда есть цель
Последний викинг
Новости
Путешественники
Раки (по знаку зодиака)
Биографии путешественников

Добавить отзыв о человеке

Руал Амундсен (Roald Amundsen) Руал Амундсен (Roald Amundsen) (1872-1928) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в провинции Эстфолл (в Борге) в семье потомственных мореплавателей. После гимназии поступил на медицинский факультет университета в Христиании, но через два года ушел из университета и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море. Проплавав два года, сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1897-1899 годах в качестве штурмана участвовал в бельгийской антарктической экспедиции на судне "Бельжика". По возвращении снова держал экзамен и получил диплом капитана дальнего плавания.

В 1900 году Амундсен приобрел большую парусную шхуну "Йоа". С экипажем из семи человек впервые в истории мореплавания прошел на ней в 1903-1906 годах от Гренландии до Аляски по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв Северо-западный проход с востока на запад, из Атлантики в Тихий океан. Во время экспедиции провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского Арктического архипелага, нанес на карту более 100 островов.

В 1910-1912 годах возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открытия Южного полюса на корабле "Фрам", принадлежавшем Ф. Нансену, который был в то время послом Норвегии в Великобритании. Единственным ненорвежцем в экипаже "Фрама" был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе Амундсен со спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал готовиться к походу на Южный полюс. В октябре того же года группа, в которую кроме Амундсена вошли О. Вистинг, С. Хассел, Х. Хансен и У. Бьеланн, стартовала на четырех собачьих упряжках и 17 декабря 1911 года достигла Южного полюса на месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта. В Антарктиде Амундсен открыл горы Королевы Мод.

В 1918-1921 годах построил на собственные деньги судно "Мод" и проплыл на нем с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на "Фраме". С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который вошел в 1920 году.

В 1923-1925 годах несколько раз пытался достичь Северного полюса. В мае 1926 года возглавил первый трансатлантический перелет через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Два года спустя Амундсен на французском двухмоторном гидроплане "Латам-47" вылетел из Тромсё на поиски экспедиции генерала У. Нобиле. Этот полет стал последним в жизни норвежского исследователя: во время перелета из Норвегии на Шпицберген он потерпел аварию и погиб в Баренцевом море. Единственное, что удалось обнаружить, был поплавок с надписью "Латам-47", выловленный рыбаками неподалеку от острова Медвежий.

Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык переведены его работы "Перелет через Ледовитый океан", "На корабле "Мод", "Экспедиция вдоль северного побережья Азии", "Южный полюс" и пятитомное собрание сочинений.

"Он навеки займет особое место в истории географических исследований... В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе". Ф. Нансен.


Литература.
"Географы и путешественники", Краткий биографический словарь, "Рипол классик", Москва, 2001.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: Частная жизнь
    Дата: 2019-07-15 20:04:41

    Руаль Амундсен никогда не был женат и не имел семьи и детей. Бо́льшая часть его жизни прошла в экспедициях и длительных лекционных турне в разных странах мира. Его дом долгие годы обустраивала старая нянька Бетти, после её отправки в дом престарелых в 1925 году эти функции исполнял племянник, единственный сын старшего брата Густава — Густав С. Амундсен.

    Родственники полярника полагали, что он был асексуален или по крайней мере не интересовался женщинами. Амундсен всегда был чрезвычайно скрытен во всём, что касалось частной стороны его жизни, но иногда она находила выражение в письмах, отправляемых брату Леону и избранным друзьям, особенно Герману Гаде, жившему в США. Существовал и интимный дневник (журналы, которые велись в походах, имели значение документа, кроме того, являясь материалами для написания отчётов и книг), который Амундсен с перерывами вёл с 1912 года. Этот дневник Густав С. Амундсен в запечатанном виде в 1940 году продал Мемориальному фонду Руаля Амундсена. Фонд передал документ Университету Осло с условием, что он будет обнародован не ранее 1990 года.

    Длительные отношения связывали Амундсена с тремя женщинами — все они были замужними. В возрасте 37 лет (в марте 1909 года) полярник влюбился в 32-летнюю Сигрид Кастберг, урождённую Флуд, — жену присяжного поверенного, у них было трое детей. По Хантфорду, Амундсен не хотел скандала и просил Сигрид развестись с мужем и вступить в новый брак, однако она тянула время. В 1913 году С. Кастберг развелась с мужем и даже получила должность в министерстве социальной защиты, однако Амундсен не стал возобновлять с ней отношений. Она умерла в 1958 году, так и не выйдя повторно замуж.

    Самую длительную привязанность Амундсен испытывал к Кристине Элизабет Беннетт (урождённой Гудде), родившейся 10 февраля 1886 года в Тронхейме. В 17 лет она вышла замуж за британского предпринимателя Чарльза Пито Беннета, бывшего ровесником её отца, и имела от него двух детей. Знакомство с Амундсеном произошло в Лондоне в ноябре 1912 года, вскоре после скандала в Королевском географическом обществе. Связь Амундсена с К. Беннетт объясняет постоянное затягивание полярником сроков отправления экспедиции к Северному полюсу. Как и в случае с С. Кастберг, К. Беннетт отказывалась менять свой семейный статус. Отношения такого рода причиняли полярнику значительные неудобства, тем более что по характеру Амундсен никогда не был склонен к компромиссам. Любовная связь упрочилась на протяжении 1915 года, когда К. Беннетт посещала Норвегию, однако в марте 1916 года Амундсен, вероятно, поставил её перед выбором. Результатом стало возвращение полярника к планам дрейфа в Северном Ледовитом океане. Перед отплытием в 1918 году, Амундсен передал адвокату Трюгве Гудде — брату К. Беннетт — доверенность на усадьбу «Ураниенборг» и составил завещание в её пользу. Возобновление отношений произошло после возвращения Амундсена в 1922 году, но они стали заметно холоднее. Окончательный разрыв последовал в августе 1925 года. После исчезновения полярника К. Беннетт выкупила у наследников Амундсена свои письма к нему. Скончалась она в возрасте 96 лет, в 1982 году на острове Джерси.

    Р. Хантфорд упоминал и о третьей возлюбленной Амундсена — Бесс Магидс. Их отношения были преданы гласности ещё в 1941 году газетой «Афтенпостен», но там не называлось имён. Только 7 мая 1968 года Элизабет Патриция Магидс, урождённая Бергер, в кратком письме поведала историю своих отношений с Амундсеном некой норвежской чете на Аляске. Она родилась в Виннипеге в 1897 году и была дочерью эльзасца и уроженки Киева, в 16-летнем возрасте вышла замуж за Сэмюэла Магидса, аляскинского предпринимателя российско-еврейского происхождения, разбогатевшего во время «Золотой лихорадки». В дневнике Амундсена она впервые упоминается в июле 1921 года, когда «Мод» находилась в Номе. Вместе Амундсен и Магидс провели зиму 1922—1923 годов в Номе, встречались они и во время турне полярника по США в 1925 и 1926 годах. По сведениям, приводимым Т. Буманн-Ларсеном и Р. Хантфордом, Э. Магидс в декабре 1927 года приезжала в Норвегию и жила в доме Амундсена до марта 1928 года. Затем, судя по письмам Г. Гаде и неопубликованной биографии Амундсена, написанной Х. Свердрупом, Э. Магидс вернулась в США, чтобы развестись с мужем. Вновь в Норвегию она отплыла 23 июня 1928 года, в день, когда был спасён У. Нобиле, а об Амундсене не было известий уже 5 дней. В письме 1968 года она сообщала:

    «Последний раз я видела Руала Амундсона в 1928 году в Осло, Норвегия. Я поехала туда, чтобы выйти за него замуж. Как раз тогда пропал итальянский генерал Умберто Нобиле, и Руал отправился искать его. Назад он не вернулся».

    Э. Магидс сохранила многие вещи, принадлежавшие Амундсену, и незадолго до своей смерти в 1971 году продала их Олафу Лиллегравену из Джуно, в сопроводительном письме сообщив некоторые подробности отношений с Амундсеном. В 1976 году Лиллегравен передал реликвии Музею Руаля Амундсена в Свартскуге.

    Автор: Гибель
    Дата: 2019-07-15 20:12:56

    После трансарктического перелёта «Норвегии» Бенито Муссолини произвел Нобиле в дивизионные генералы авиации и почётные члены фашистской партии. 5 февраля 1928 года Нобиле прибыл в Осло, готовясь повторить полёт к Северному полюсу на дирижабле N-4 «Италия», почти однотипном с «Норвегией». Стартовав со Шпицбергена 24 мая, он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль ударился об лёд, часть членов экспедиции была выброшена на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними на время прервалась. Амундсен в эти дни принимал американских полярников — лётчиков Хьюберта Уилкинса и Карла Эйлсона, в разгар торжеств в «Ураниенборг» позвонил норвежский министр обороны и вызвал Амундсена на совещание по вопросу исчезновения «Италии».

    Амундсен оказался в двусмысленном положении: норвежское правительство хотело, чтобы именно он возглавил спасательную операцию, тогда как полярник неоднократно декларировал конфликт с Нобиле и разрыв всяких отношений с ним. В первый день Троицы итальянский посол граф Сенни прислал ответ от Муссолини — отказ от операции под руководством норвежцев. Однако Италия не возражала против посылки разведывательного самолёта. Пилотировать его брался Рисер-Ларсен, на что Амундсен обиделся и уехал к себе в Свартскуг. К Амундсену обратился Эллсворт, и они составили план собственной спасательной операции на немецком гидросамолёте. План был широко разрекламирован 30 мая газетой «Афтенпостен», но так и остался на бумаге: немецкая фирма потребовала 200 000 крон страхового взноса.

    3 июня первые сигналы выживших с «Италии» были уловлены советским радиолюбителем Николаем Шмидтом из села Вознесенье-Вохма, однако на Западе считается, что их приняли только 7 июня. В этот день Рисер-Ларсен прибыл в Ню-Олесунн с разобранным самолётом. Накануне, 6 июня, в саду усадьбы Амундсена скончался от внезапной остановки сердца Сверре Хассель, участник покорения Южного полюса: он гулял там с Густавом Амундсеном — старшим братом Руаля. Давая в те же дни интервью итальянскому журналисту Гуидичи, Амундсен сказал:

    О, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, в высоких широтах! Там я хотел бы умереть, только пусть смерть придёт ко мне по-рыцарски, настигнет меня при выполнении великой миссии, быстро и без мучений!

    14 июня Амундсену позвонил из Парижа норвежский предприниматель Фредерик Петерсон, который следил за ходом спасательной операции по газетам. Петерсон на свои деньги заказал полярнику гидроплан, пригодный к эксплуатации при температуре около 0 °С. Норвежский посол во Франции барон Ведель-Ярлсберг официально обратился к французскому правительству и уже в конце дня 14 июня Амундсен знал, что в его распоряжении находится гидросамолёт: второй опытный экземпляр летающей лодки — дальнего океанского разведчика-бомбардировщика «Латам-47» (Latham 47) с французским экипажем.

    16 июня в 23:00 Амундсен поездом выехал в Берген, в 25-ю годовщину отправления «Йоа»[317]. Его провожали брат Густав, а также послы Франции и Италии и Герман Гаде — бывший посол Норвегии в Бразилии, юридический владелец «Ураниенборга». Полярника сопровождали Оскар Вистинг и лейтенант Дитриксон. В Берген «Латам-47» прилетел из Нормандии, пилотируемый Рене Гильбо, кавалером ордена Почётного легиона. В экипаже были также второй пилот Альбер де Кювервиль, механик Брази и радист Валетт. Дитриксон и Амундсен вошли в состав команды, Вистинг отбыл в Тромсё пароходом.

    В 06:00 18 июня 1928 года «Латам-47» прилетел в Тромсё, норвежцы традиционно навестили Фрица Цапфе, у которого остались крайне тягостные впечатления от общения с Амундсеном. Ровно в 16:00 гидроплан стартовал, впоследствии появилось множество противоречивых свидетельств о сложности взлёта — утверждалось, в частности, что гидроплан был перегружен. Последнее радиосообщение было принято в 18:45 — радист тщетно пытался связаться с Ню-Олесунном и говорил, что имеет несколько неотправленных сообщений. После трёх часов полёта машина должна была находиться примерно на полпути к острову Медвежий. Больше об Амундсене никто ничего не слышал. Генерал Нобиле был спасён через 5 дней после исчезновения полярника — 23 июня, последние уцелевшие участники экспедиции были приняты на борт советского ледокола «Красин» 12 июля.

    После исчезновения «Латама» Амундсена появилось множество предложений от ясновидящих, которые желали руководить спасательными операциями. Я. Рисер-Ларсен приводил в мемуарах телепатическое послание, якобы полученное им от пропавшего Амундсена через некоего датского кочегара. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден подкрыльный поплавок «Латама-47», сильно повреждённый от удара о воду. 13 октября 1928 года южнее Тромсё море вынесло бензобак, который также был признан принадлежавшим «Латаму-47». Выяснилось, что была попытка использования его в качестве поплавка, по-видимому, взамен утраченного.

    Комиссия по поиску выработала следующую картину: «Латам» Амундсена заметили рыбаки во второй половине дня 18 июня, он летел в туман. При аэронавигационной технике уровня 1928 года в тумане было невозможно ориентироваться — вероятно испортилась погода, но тогдашняя сеть метеостанций в данном районе была не в состоянии этого наблюдать и, соответственно, предсказать. Что происходило после приводнения, сказать невозможно. Я. Рисер-Ларсен участвовал в экспертизе поплавка и бензобака и считал, что в бурном море повреждённый гидроплан перевернулся, а шестеро членов экипажа быстро умерли в ледяной воде от переохлаждения.

    Итальянский посол в Норвегии поместил в газете «Афтенпостен» официальное обращение:

    Трагическая судьба отняла у родной страны человека, которого все любят и почитают, но одновременно та же судьба дарует Норвегии бессмертного героя, и для Италии Руаль Амундсен навсегда останется одним из величайших людей на свете.

    14 декабря 1928 года — в годовщину покорения Южного полюса — ровно в полдень в Норвегии было объявлено двухминутное молчание в память о полярнике. Официальный приём в честь Амундсена был устроен в крепости Акерсхус, на нём присутствовали тогдашний король Норвегии Хокон VII, Ф. Нансен и О. Свердруп, из родственников полярника присутствовал брат — лейтенант Густав Амундсен. Нансен в своём выступлении ни словом не упомянул о жертвенности и мученичестве, хотя именно эта тема определяла большинство произнесённых речей. Фритьоф Нансен констатировал, что Амундсен не был учёным, да и не хотел им быть, главным в его деяниях был сам факт этих деяний. Закончив первопроходческие труды, Амундсен вновь вернулся на просторы Ледовитого океана, где вершилось дело всей его жизни.

    В августе 2009 года были предприняты попытки поиска обломков самолёта «Латам-47» Амундсена на морском дне. Двухнедельную экспедицию возглавлял новозеландец Роб Мак-Каллум, в поиске были заняты два корабля ВМС Норвегии. С помощью гидролокаторов и дистанционно управляемых подводных аппаратов были обследованы 117 км² дна в окрестностях Тромсё, но безуспешно.

    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2016-09-30. Со дна Арктики подняли корабль Руаля Амундсена
    Группа норвежских исследователей смогла поднять со дна канадской Арктики корабль легендарного путешественника Руаля Амундсена (1872-1928).

    2012-03-17. Канада вернет Норвегии обломки экспедиционного корабля Амундсена
    Норвежцы получили разрешение на вывоз из Канады обломков "Мод" — знаменитого экспедиционного судна полярного исследователя Руаля Амундсена.

    2009-09-14. В Австралии нашли письмо Руаля Амундсена
    В австралийском городе Хобарт в штаб-квартире яхт-клуба Derwent Sailing Squadron обнаружено письмо Руаля Амундсена. Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на AFP, бумаги, датируемые 1913 годом, были найдены в ящике стола. Сотрудники клуба полагают, что они были попросту забыты там.





    "Путешествия дали мне счастье дружбы..."
    Когда есть цель
    Последний викинг
    Новости
    Путешественники
    Раки (по знаку зодиака)
    Биографии путешественников
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2019
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru