Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Франция. Знакомство перед путешествием
Гейдельберг. Личная история идеального города

Биография Стендаля


Афоризмы Стендаля
Французские писатели
Биографии писателей
Водолеи (по знаку зодиака)
Известные французы

Стендаль (Stendhal). Автор Йохан Олаф Содемарк (1840) Настоящее имя Стендаля - Мари Анри Бейль, хотя иногда он пытался присвоить себе дворянский титул, подписываясь "Анри де Бейль", что вероятно, сделал бы и Жюльен Сорель. На самом деле предками Стендаля были солидные буржуа, а отец его служил в адвокатской конторе в Гренобле. Будущий писатель родился в 1783 году. Спустя семь лет умерла его мать, оставив сына на воспитание отцу (человеку черствому, суровому и мнительному) и тете Серафи, которых он ненавидел. Своим ранним образованием Стендаль обязан священникам, что явилось основной причиной его антиклерикализма. Характер будущего писателя сформировался в антагонизме с отцом и духовными наставниками: Стендаль был крайне импульсивен, самовлюблен, критичен, чувствен и недисциплинирован.

Его любовь к литературе поощрял дед с материнской стороны, врач по профессии, человек с развитым художественным вкусом. Когда Стендалю было тринадцать лет, его отправили в Центральную школу в Гренобле, где он отличился в математике так, что ему прочили дальнейшее обучение на инженера в Политехнической школе в Париже. Стендаль прибыл туда в 1799 году, на следующий день после "coup d'etat" ("государственного переворота"), сделавшего Наполеона властелином Франции. Забыв о благоразумном намерении стать инженером, Бейль очертя голову бросился в имперскую авантюру, которая обуяла страну. Дальний родственник по имени Дарю, бывший в милости у Наполеона, ставший позднее государственным секретарем, добился для юноши церковной должности при военном штабе. Работа оказалась чересчур скучной, и на следующий год молодой Анри, которому едва исполнилось семнадцать лет, получив звание сублейтенанта, был отправлен в Италию, где в ту пору находилась французская армия.

Хотя Бейль ничего не знал об этой стране, Италия стала для него второй родиной и местом действия одного из крупнейших его романов. Все здесь восхищало его: итальянская опера, музыка Чимарозы и живопись Корреджо. Он находил привлекательным итальянский темперамент, который казался ему более страстным, решительным и менее цивилизованным (с точки зрения буржуа девятнадцатого века), чем французский. Италия, в особенности Рим и Милан, так полюбились ему, что он даже предложил высечь на своем могильном камне слова: "Enrico Beyle, Milanese" ("Энрико Бейль, миланец"). Помимо прочего он влюблялся в итальянских женщин; с этого времени его частная жизнь - летопись главным образом любовных приключений.

Последующие годы были очень деятельными. В 1806 году Стендаль вновь поступил на государственную службу, получив административный пост в Брунсвике, оккупированном в то время французами. Там он познакомился с немецким языком, вращался в хорошем обществе; ему льстило окружавшее его уважение, но в сущности он порядком скучал. В дальнейшем Бейль много путешествовал по Германии и Австрии, был послан с правительственной миссией в Вену и последовал за императором в Россию. Здесь он стал очевидцем Смоленского и Бородинского сражений, присутствовал при пожаре Москвы, найдя его с эстетической точки зрения впечатляющим. Затем с равным самообладанием отступал с французской армией в Западную Европу. Держава Наполеона рушилась, и, когда пал Париж, Бейль покинул Францию, поняв, что его карьера в высших кругах власти закончилась.

Теперь страной управляли Бурбоны. Бейль вернулся к литературе, и в дальнейшем мы имеем право именовать его Стендалем - именем, которое он прославил. Его сочинения в 1820-е годы весьма многообразны. Это жизнеописания выдающихся композиторов (книги "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", 1817; "Жизнь Россини", 1824), история итальянской живописи ("История живописи в Италии", 1817), трактат о любви ("О любви", 1812), путеводитель по Риму ("Прогулки по Риму", 1829), а также различные журнальные статьи, опубликованные в Париже и Лондоне. Жизнь его во Франции, Италии и Англии зависела от случайных заработков. В результате смены правящей верхушки в 1830 году на трон был возведен монарх-буржуа Луи Филипп, перед Стендалем теперь открылась возможность вернуться на государственную службу. В том же году он был назначен консулом в Триест, где его репутация радикала не пришлась по вкусу австрийским властям. Стендаль был переведен в Чивитавеккью в папском государстве. Жалованье ему определили более скромное, чем раньше, зато до любимого Рима было подать рукой. В этой должности он оставался до конца своей жизни, хотя слабое здоровье часто вынуждало его отлучаться на длительное время.

Роман "Красное и черное" был написан в последний год правления Карла X. К моменту выхода в свет книги в 1831 году она успела устареть, во всяком случае в отношении критики Бурбонов. В течение следующего десятилетия Стендаль написал два автобиографических произведения: "Мемуары эгоиста" ("Souvenirs d'Egotisme", 1832) и "Жизнь Анри Брюлара" ("Vie de Henri Brulard", 1835-1836); а также оставшийся незаконченным роман "Люсьен Левен" (1834-1835). Не желая подвергаться риску вновь лишиться консульской должности, Стендаль не решился при жизни публиковать свои сочинения. В 1839 году он опубликовал свой второй шедевр "Пармская обитель" - историю приключений и интриг, происходящих в Италии. После продолжительной болезни Стендаль скончался от удара в 1842 году, в Париже.

Путь писателя к известности был долгим. Стендаль заявлял, что писал "для немногих счастливцев", предсказывая, что слава придет к нему не ранее 1880 года. И оказался прав. Возможно, его главная неудача состояла в том, что он не вписывался ни в один из литературных стереотипов своего времени. Любовь к героическим себялюбцам вроде Наполеона отделяла его от авторов восемнадцатого века, однако он не похож ни на одного из писателей-романтиков. Стендалю недоставало эпического размаха Гюго равно сентиментальности Ламартина. Лишь когда эти фигуры сошли с литературного пьедестала, стало совершенно очевидно, в чем заключено подлинное величие Стендаля. Оно состояло в его психологическом реализме.


Литература
"50 великих европейских романов". Краткий универсальный справочник, Челябинск "Урал Ltd", 1998.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Стендаля
    Французские писатели
    Биографии писателей
    Водолеи (по знаку зодиака)
    Известные французы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru