Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Ильи Ивановича Машкова (1881-1944)


Новости
Бубновый валет
Биографии художников
Российские художники
Львы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Илья

Добавить отзыв о человеке

Илья Машков Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно Ильи Ивановича Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 году из стен Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-1917; в 1925 преобразована в Центральную студию Ассоциации художников революционной России (АХРР)) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве. Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-1910), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения. В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники этого круга ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный ("Ягоды на фоне красного подноса", "Натюрморт с ананасом", оба 1908; "Портрет мальчика в расписной рубашке", 1909; "Автопортрет", "Портрет дамы с фазанами", оба 1911, и др.).

Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х годов его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов ("Натюрморт с парчой", 1914; "Натюрморт с фарфоровыми фигурками", 1922, и др.). Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е годы, в ситуации противостояния "левых" и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-"валетов", организовавших в 1928 году Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные "апофеозы" художника ("Хлебы", "Снедь московская. Мясо, дичь", обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х годов. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин", 1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы.

Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х годов. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.


Ельшевская Г. В.

Литература.
1. Перельман В. Н. "Илья Машков". М., 1957.
2. "Илья Иванович Машков. Альбом". М., 1961.
3. Алленов М. М. "Илья Иванович Машков". Л., 1973.
4. Машков И. Избранные произведения. М., 1984.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2013-11-25. За «Купальщиц» Машкова заплатили четыре миллиона фунтов
    На лондонских торгах аукционного дома Christie's за 4,1 миллиона фунтов стерлингов (218 миллионов рублей) было продано полотно «Купальщицы» русского авангардиста Ильи Машкова. Об этом 25 ноября сообщается на сайте Christie's. Работа Машкова в пять раз превысила свой эстимейт, который составил 600-800 тысяч фунтов.

    2013-06-03. Натюрморт Ильи Машкова установил рекорд на Christie’s
    Главный лот торгов русским искусством Christie’s — «Натюрморт с фруктами» Ильи Машкова (1881-1944) — продан за рекордную для художника сумму в 7,2 миллиона долларов. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

    2013-04-24. Экспонат «Бубнового валета» вернулся в Москву спустя 100 лет
    Картина Ильи Машкова (1881-1944) «Натюрморт с фруктами», не демонстрировавшаяся широкой публике около ста лет, с 24 по 26 апреля 2013 года будет выставлена для осмотра в московском зале Доме Спиридонова. Полотно, также не имеющее аукционной истории, 3 июня 2013 года будет выставлено на торги аукционного дома Christie’s. Организатор сделал бесплатным вход на выставку, на которой представлены и другие лоты предстоящих торгов. Об этом говорится в пресс-релизе организации.



    Новости
    Бубновый валет
    Биографии художников
    Российские художники
    Львы (по знаку зодиака)
    Знаменитые люди по имени Илья
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru