Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Ивана Сергеевича Аксакова


Русские поэты
Биографии поэтов
Знаменитые Иваны

Иван Сергеевич Аксаков Иван Сергеевич Аксаков, младший сын Сергея Тимофеевича Аксакова, родился 26 сентября (старый стиль) 1823 года в селе Надежине-Куроедове Белебеевского уезда Уфимской губернии. В 1842 году Иван Сергеевич окончил курс Училища Правоведения и, не без колебаний, поступил на службу в существовавший еще тогда в Москве сенат. Канцелярская служба, однако не могла удовлетворить его и он, пренебрегая связями отца, сулившими молодому юристу блестящую карьеру, скоро перебрался в провинцию, сначала участником сенаторской ревизии князя П. П. Гагарина, а потом в качестве члена Калужской уголовной палаты. Но и судейство свое Аксаков скоро оставил; он жаждал деятельности более живой и практически полезной, чего при условиях той жизни прямо невозможно было найти на поприще провинциального судейства. В 1848 году он стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и тотчас же выхлопотал себе командировку в Бессарабию по делам раскольничьим, а потом в Ярославль для ревизии городского управления, введения единоверия и изучения секты "бегунов". К поручениям Аксаков относился серьезно, и донесения его начальству отличались столько же правдивостью, сколько и изяществом изложения. В 1852 году Аксаков вышел в отставку и посвятил себя журналистике, - с этих пор начинается его публицистическая деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы как с литературными врагами, так и с условиями цензуры. II том его "Московского Сборника", этого первого шага его редакторства, уничтоженный и причинивший столько неприятностей, кроме всего принес Аксакову и запрещение когда бы то ни было быть издателем или редактором журнала. В это печальное для него время Географическое Общество предложило ему командировку на юг, в Малороссию. Результатом поездки явилось "Исследование о торговле на украинских ярмарках", изданное на средства Общества, доставившее исследователю большую Константиновскую медаль и половинную Демидовскую премии от Академии Наук. 1855 и 1856 годы Аксаков пробыл в Бессарабии, командуя отрядом московского ополчения. Это командование кончилось полемикою с графом Строгановым, командиром ополчения и "Аксаковским влиянием" на ополченцев, которое граф наблюдал при роспуске дружины. Аксаков был, между прочим, казначеем дружины и, представленный им командиру отчет его явился обвинительным актом всех других, - командующий не решился подписать его. В марте 1856 года Иван Сергеевич участвовал в комиссии, снаряженной князем Васильчиковым для расследования интендантских дел Затлера и Компании, а в декабре окончательно вернулся в Москву. В 1857 году Аксаков негласно редактировал "Русскую Беседу", в 1859 году же выхлопотал право на издание еженедельной газеты "Парус", прекращенной на втором номере. Заменивший "Парус" "Пароход", разрешением которого Чижову, одному из близких к Аксакову, хотели прекратить всеобщее недоумение, при поставленных условиях, не мог удовлетворить Аксакова и он вернулся к "Русской Беседе". Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова и лишь с середины 1861 года вернулся он к литературе. С конца этого года начал выходить "День", имевший сначала огромный успех; но уже с июля 1862 года под газетою стал подписываться Юр. Самарин. "День" просуществовал до конца 1865 года. С начала 1857 и по октябрь 1868 года выходила аксаковская "Москва". "Москву" заменил "Москвич" того же Аксакова, но под другим подписом. В конце 1860-х годов Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой и с закрытием газеты посвятил себя делам Московского Славянского Комитета, а также (с 1874 года) взял место председателя совета Московского Общества Взаимного Кредита. Годы сербской войны, добровольцев и, наконец, нашей войны с Турцией доставили Аксакову ораторскую славу и всемирную известность, увенчавшуюся кандидатурою его на болгарский престол, выдвинутой некоторыми болгарскими избирательными комитетами, За речь, произнесенную в Славянском Комитете во время Берлинского конгресса, порицавшую наших дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы в провел несколько месяцев в селе Варварине Юрьевского уезда Владимирской губернии. С ноября 1880 года начала выходить "Русь". Весною 1885 года, утомленный душевно в физически, Аксаков приостановил свое издание и провел несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, - у него была болезнь сердца, от которой он в умер 27 января 1886 года. Известие о смерти Аксакова облетело весь мир и везде произвело глубокое впечатление. Сочинения Ивана Сергеевича изданы его женою в 7 томах. Кроме того вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.


Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".

Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства. Сын Сергея Тимофеевича Аксакова, брат Константина Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 года в селе Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. В 1826-1838 годах с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища правоведения в 1842-1843 годах служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847-1848 годах его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия "Жизнь чиновника" (1843; опубликована в 1861 году в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губерниях до своего прошения об отставке в феврале 1851 года).

В 1852 году в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том "Московского сборника", объединивший "старших" и "младших" славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Гоголя. В марте 1853 года рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской "общине ремесленников" как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855-1856 годах, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в Лондоне встречался с Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: "Мы с ним очень, очень сошлись..."), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала "Сельское благоустройство", а в 1858-1859 годах, после снятия запрета на редакторскую деятельность, - фактическим редактором журнала А. И. Кошелева "Русская беседа".

С этого времени Аксаков - ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К. С. Аксакова о "нравственном равновесии" в Древней Руси и призывавший к формированию в России "общества" - всесословной "среды", одухотворенной внепартийным "народным сознанием", упраздняющей "ненародную" дворянскую интеллигенцию - придаток государственного аппарата - и распространяющей его привилегии "на все сословия". Был издателем-редактором московских газет "Парус" (1859), "День" (1861-1865), "Москва", "Москвич" (обе 1867-1868), "Русь" (1880-1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли "страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений". В конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством (в т.ч. И. Ф. и Н. Ф. Мамонтовыми и известным издателем К. Т. Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).

В 1857-1878 годах Аксаков - глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878 года, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны). В 1870-1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 году - один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита. Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872-1874 годах его председатель. Зять (с 1866 года) и почитатель Тютчева, автор биографического очерка "Федор Иванович Тютчев" (1874), где развил полемическую концепцию "пушкинского" периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях ("Москвитянин", "Московский литературный и ученый сборник на 1847 год", "Московский городской листок" и т.п.): "Мы все страдаем и тоскуем", "Странным чувством объята душа", "Русскому поэту", "Клеймо домашнего позора", "Усталых сил я долго не жалел", а также стихотворных рассказов "Зимняя дорога", "Поэтическая вольность" (1845) и неоконченной поэмы "Бродяга" (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

В 1860-1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 года невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех "искусственных разделений сословий" и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.

Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: "Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней". В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею "общества". На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила - "общество", "народ самосознающий" - по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. "Общество, - утверждал Аксаков, - объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая", и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что "общество" оказалось "бессильным", неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, "отрешенное от нравственного начала".

Иван Сергеевич Аксаков умер в Москве 27 января (8 февраля) 1886 года.



  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Русские поэты
    Биографии поэтов
    Знаменитые Иваны
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru