| ||||
Биография Иоганна Готфрида Гердера • Афоризмы Гердера • Биографии писателей • Немецкие писатели • Немецкие философы • Биографии философов Иоганн Готфрид Гердер (Herder) (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, - 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764-1769 годах был пастором в Риге. В 1770-1771 годах в Страсбурге сблизился с молодым Гёте. С 1771 года придворный проповедник в Бюккебурге, с 1776 года - в Веймаре. Его сочинение "Идеи к философии истории человечества" (ч. 1-4, 1784-1791, сокращенный рус. пер. 1829) проникнуто идеей своеобразия различных эпох человеческой истории, стремлением понять их как нечто органически вырастающее на определённой национальной почве и в специфическом переплетении природных условий и культурных традиций. Высшим принципом развития человечества Гердер считал осуществление гуманности, т.е. разума и справедливости ("Письма о поощрении гуманности", 1794-1797). Видя в гуманности отличительный принцип человека, изначально присущий ему и характеризующий его природу, Гердер рассматривает в связи с этим положение человека в органическом мире как "первого вольноотпущенника природы", имеющего двоякое происхождение - естественное и духовное; с точки зрения этих идей Гердер рисует широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и др. страны Древнего Востока) до 14 века. В работах "О новейшей немецкой литературе. Фрагменты" (1766-1768), "Критические леса" (1769) Гердер рассматривает литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. В работах "Исследование о происхождении языка" (изд. 1772, рус. пер. 1909), "Шекспир" и "Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов" (опубликован в сборнике "О немецком характере и искусстве", 1773, изд. совместно с Гёте) Гердер создаёт теорию народной поэзии, ставшую литературным манифестом "Бури и натиска". В сборнике "Народные песни" (1778-1779; 2 изд. "Голоса народов в песнях", 1807) Гердер включил народные песни всего мира, расположив их тематически, чтобы доказать равенство народов в их поэтическом самовыражении. В работе "О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена" (1781) Гердер выдвинул теорию гения, творчество которого всегда самобытно. Подготовив своим учением движение романтизма, Гердер в 1790-е годы выступал, однако, против характерной для романтизма идеализации средневековья. В последние годы жизни Гердер с позиций эмпиризма резко полемизировал с теорией познания и эстетикой Иммануила Канта "критического периода" ("Метакритика критики чистого разума", 1799; "Каллигона", ч. 1-3, 1800). В России творчеством Гердера увлекались в кружке Николая Михайловича Карамзина; отчасти это объясняется тем, что Гердер уделял значительное внимание изучению культуры славянских стран, в частности фольклора славянских народов. Философско-исторические идеи Гердера сыграли выдающуюся роль в становлении принципов историзма, оказав влияние на немецкий романтизм и философию истории Гегеля. Сенсуалистско-эмпирический характер антропологии Гердера получил развитие у Людвига Фейербаха. Н. П. Банникова. Добавить комментарий к статье • Афоризмы Гердера • Биографии писателей • Немецкие писатели • Немецкие философы • Биографии философов
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |