Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Александра Федоровича Гедике


Российские композиторы
Биографии композиторов

Александр Федорович Гедике (1877-1957), русский органист, композитор и педагог. Родился в Москве 20 февраля (4 марта) 1877 года. Происходил из давно обосновавшейся в России немецкой семьи, насчитывавшей музыкантов во многих поколениях, в том числе потомственных органистов. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви св. Людовика на ул. Малая Лубянка; отец, Федор Карлович, трудился там же и преподавал в Московской консерватории; двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер. Гедике окончил как пианист Московскую консерваторию у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова (1898), композицией занимался у Аренского, Г. Э. Конюса. Органную игру изучал с детства под руководством отца, с 10 лет замещал отца в церкви, с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт дал на инструменте Большого зала консерватории в 1923 году; всего же на этом органе им было сыграно более 200 концертов. Благодаря Гедике в Москве стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов, которая продолжается до наших дней. В его репертуар входили почти все органные и многие клавирные сочинения Баха, органная музыка романтиков, а также его собственные транскрипции для органа сочинений Листа, Грига, Вагнера, Чайковского. С 1909 года Гедике был профессором Московской консерватории, с 1923 года возглавил органный класс, стал основоположником (вместе с И. А. Браудо в Ленинграде) современной русской органной школы; среди его учеников - выдающиеся музыканты следующего поколения Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг. С 1936 года Гедике преподавал также в консерватории камерный ансамбль.

Наследие Гедике-композитора насчитывает 96 опусов, в том числе четыре оперы, три симфонии, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы, скрипки), два квартета, два трио и квинтет, две скрипичные и виолончельные сонаты, а также произведения для органа и других инструментов, фортепианные пьесы (среди последних более известны пьесы педагогического репертуара). Для стиля Гедике характерны благородный академизм в классическом немецком духе (от Баха до Брамса), мастерское владение полифоническим письмом. Некоторые его органные композиции иногда исполняются и в наши дни; в 1920-х годах определенным успехом пользовалась его Третья симфония (1922), которая оценивалась современниками как сопоставимая с симфониями Мясковского того периода.

Александр Федорович Гедике умер в Москве 9 июля 1957 года.


Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2018-02-28 23:30:36

    Гедике в жизни

    Александр Федорович Гедике Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, — он никогда не сердился. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.

    Отдельного упоминания заслуживает любовь Гедике к животным. В его квартире жило до дюжины кошек, выхоженная им покалеченная собака, а все птицы вокруг консерватории узнавали его, потому что он всегда кормил их по утрам.

    Хотя А. Ф. Гедике внешне никогда не суетился, внутри, по утверждению друзей, он был очень беспокойным и впечатлительным человеком. Очень переживал, в особенности за других людей, принимал всё близко к сердцу.

    А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он не пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей.

    Хотя Гедике был приверженцем полифонической музыки, обожал Баха, он всегда, до старости, был открыт для восприятия новых музыкальных идей, ему нравилась музыка Прокофьева, Шостаковича. Не любил только новаторство ради новаторства, не любил вычурность и очень не любил легкомысленность в музыке, высказывался по этой части довольно категорично. В фортепианной игре не переносил резкости.

    Гедике, вероятно, огорчало, что его крупные симфонические произведения редко исполнялись, но он никогда не говорил об этом и, будучи скромным человеком, никогда никому не навязывал своих произведений.

    А. Б. Гольденвейзер вспоминал забавный случай, когда он уговорил Гедике научить его рыбачить. Гольденвейзер, руководимый Гедике, рыбача в первый раз в жизни, поймал тогда около дюжины мелких рыбёшек; Гедике же, будучи заядлым рыбаком, как ни старался, не поймал ни одной. И хотя он ничего не сказал, этот случай так раздосадовал Гедике, что он больше никогда не рыбачил.

    Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. Ходил с тростью, не спеша, был человеком довольно высокого роста.

    Добавить комментарий к статье




    Российские композиторы
    Биографии композиторов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru