Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Франция. Страна вежливых рационалистов
Гейдельберг. Личная история идеального города

Биография Генри Филдинга (Henry Fielding)


Афоризмы Филдинга
Биографии писателей
Английские писатели
Знаменитые люди по имени Генри

Генри Филдинг, Фильдинг (Fielding) (22.4.1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, Сомерсетшнр, - 8.10.1754, Лисабон), английский писатель. Крупнейший представитель литературы английского Просвещения. Принадлежал к старинному аристократическому роду. Учился в Итонском колледже (1719-1727), на филологическом факультете Лейденского университета (Голландия), в 1737-1740 годах - в юридической школе в Темпле (Лондон). С 1748 года мировой судья в Вестминстере. Творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма "Маскарад", 1728, издана под псевдонимом Гулливер) и драматург. Разнообразная в жанровом отношении (фарсы, комедии нравов, "балладные оперы" в духе Дж. Гея, политические комедии) драматургия Филдинга отмечена единой сатирической направленностью и всегда острозлободневна: "Щеголь из Темпля" (1730, рус. пер. 1954), "Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке" (1730, рус. пер. 1954), "Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик" (1731) и др. Объекты сатиры Филдинга - продажность, падение нравов в общественной и частной жизни. Близкий в разоблачительном пафосе Джонатану Свифту, Филдинг, однако, не столь радикален в выводах и часто прибегает к условно-благополучным развязкам. Многим обязанная классицизму, Мольеру, драматургическая техника Филдинга в значительной степени рационалистична: смысловые имена, контрастные пары героев и т.п. Неприкрытая критика правительства Р. Уолпола в политических комедиях "Дон Кихот в Англии" (1734, рус. пер. 1954), "Пасквин. Комедия-сатира на современность" (1736, рус. пер. 1954) и "Исторический календарь за 1736 год" (1737, рус. пер. 1954) послужила причиной принятия в 1737 году закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Филдинга-драматурга.

Первый роман Филдинга - "История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого" (1743, рус. пер. с нем. 1772-1773) ещё тесно примыкает к его комедиям: обилие диалогов и сценических ситуаций, соединение гротеска с реалистичным изображением, актуальный политический подтекст и чёткая дидактическая установка. Новаторскими в искусстве прозы стали его романы-эпопеи ("комический эпос в прозе", по определению Филдинга) - "История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса" (1742, рус. пер. с нем. 1772-1773) и "История Тома Джонса, найдёныша" (1749, рус. пер. с франц. 1770-1771). В первом из них, задуманном как пародия на самодовольную в своей ограниченности пуританскую мораль "Памелы" С. Ричардсона (Филдинг также предполагаемый автор пародии о Шамеле Эндрус), Филдинг, отойдя от первоначального замысла, в форме плутовского романа дал широкую панораму жизни английской провинции 18 века. Главный герой книги в основном фигура служебная: достижение Филдинга-реалиста, продолжателя традиций Сервантеса, - образ пастора Адамса, непрактичного, но вполне земного "чудака". В "Томе Джонсе" концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. "... Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель" (Максим Горький, История русской литературы, 1939, с. 38), Филдинг пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развёрнута просветительская программа реалистического искусства. Роман "Амелия" (1752, рус. пер. с франц., ч. 1-3, 1772-1785) свидетельствовал о растущем социальном пессимизме Филдинга; некоторые мотивы сочинений Филдинга предвещали литературу сентиментализма. В творческое наследие Филдинга органически входит его публицистика. Издавал ряд журналов.

Генри Филдинг внёс огромный вклад в развитие европейского реалистического искусства, предварив творчество Байрона, Теккерея, Диккенса, Бернарда Шоу. В России известен с конца 18 века; ему даже приписывались некоторые произведения его сестры, Сары Филдинг, и Т. Смоллетта. Влияние Филдинга испытал Гоголь.


В. А. Харитонов.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Филдинга
    Биографии писателей
    Английские писатели
    Знаменитые люди по имени Генри
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru