Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Мальта. Гозо. Остров великанов
Гейдельберг. Личная история идеального города

Биография Публия Овидия Назона (Ovidius)


Афоризмы Овидия
Биографии поэтов

Овидий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э.- около 18 н. э.), римский поэт. Культивируя индивидуалистическую, главным образом эротическую, поэзию, Овидий в ранних поэмах "Наука любви" и "Средства от любви" даёт наставления в области любовных отношений, вводит сценки из римской жизни. Переход к большим произведениям в духе эллинистической "учёной" поэзии отмечен созданием поэмы "Метаморфозы" (рус. пер. 1874-1876), которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В последний период жизни написаны "Скорбные элегии" и "Понтийские послания". В конце 8 года н. э. сослан Августом в город Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер. В ссылке Овидий создал новый жанр римской поэзии - субъективную элегию, не связанную с любовной темой. Овидия высоко ценил А. С. Пушкин, интерес к поэту-изгнаннику сказался в стихотворении "В стране, где Юлией венчанный", "К Овидию", в поэме "Цыганы".


К. П. Полонская.

Овидий (полное имя Публий Овидий Назон) (43 до нашей эры - 17 нашей эры) - римский поэт. Согласно данным автобиографии ("Тристии", IV, стихотв. 10), Овидий родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. Овидий, поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху Овидия высокой степени своего экономического развития. Овидию чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), - в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения Овидия отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии Овидия. В его лице литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка.

Овидий дебютировал в области эротической элегии ("Любовные песни" - "Amores"), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии Овидия получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии Овидий создал в "Героинях" (Heroides) - сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. Овидий черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической литературы и искусства, но мифологические образы Овидий полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта - "учителя любви" - находит свое завершение в дидактических поэмах Овидия: "Наука любви" ("Ars amatoria") и "Средство от любви" ("Remedia amoris"), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.

Дидактическими поэмами (к которым относится и фрагментарно сохранившаяся "О средствах красоты лица" - "De medicamine faciei") Овидий подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу "ученой" поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы - о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В "Метаморфозах" Овидий развертывает свыше 200 сказаний о чудесных "превращениях" в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого "превращения" хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду.

В "Фастах" (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с которой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста - Овидий всегда оставался идеологом класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 года нашей эры Овидий был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (современная Констанца). Непосредственный повод к ссылке Овидия не известен. Вдали от Рима Овидий не мог продолжать своих занятий "ученой" поэзией: "Метаморфозы" остались законченными вчерне, а "Фасты" и совсем недоделанными. Творчество Овидия в ссылке носило по преимуществу лирический характер: "Скорбные элегии" ("Tristia") и "Письма с Понта" содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; "Ибис" - гневная инвектива в "ученом" стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о "рыбной ловле" (Halieutica) повидимому не была закончена Овидием, который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и умер в Томах в 17 году нашей эры. Из несохранившихся произведений Овидия высоко ценилась в древности трагедия "Медея". Популярность Овидия в античности и в средние века была огромна. "Метаморфозы" рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию ("Ovide moralise"). Для светской поэзии (трубадуры, "Roman de la Rose") Овидий оставался "учителем любви"; вокруг жизни Овидия творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у Овидия мифов, а в XVII-XVIII веках эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX веке литературная действенность Овидия ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, который сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой Овидия. Несколько стихотворений посвятил Овидию и Майков.


И. Троцкий
"Литературная энциклопедия" (М., 1929-1939. Т. 1-11)

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Овидия
    Биографии поэтов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru