Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Ференц Лист - композитор, дирижер, пианист


Биография Листа
Биографии композиторов
Венгерские композиторы
Весы (по знаку зодиака)
Пианисты

Ференц Лист Ференц Лист (Liszt) (22.10.1811, Доборьян, Венгрия - 31.7.1886, Байрёйт) - венгерский композитор, пианист и дирижер. Первым учителем Листа был отец - музыкант-любитель, служивший смотрителем овчарни у князя Эстергази. Уже 9 лет Лист начал выступать публично. Несколько венгерских магнатов, восхищенных талантом мальчика, решили оказать ему материальную поддержку. Отец оставил службу и вместе с семьей переехал в Вену. Здесь Лист полтора года обучался игре на фортепиано у Карла Черни и композиции у Антонио Сальери. Осенью 1823 года после триумфальных концертов на родине - в Пеште Лист переселился в Париж, где брал уроки по композиции у Ф. Паэра и А. Рейха. Выступая как пианист во многих городах Франции и Англии, Лист повсюду встречал восторженный прием. Не прошли незамеченными и его ранние творческие опыты - 12 этюдов для фортепиано, впоследствии переработанные в "Этюды трансцендентного исполнения", "Бравурное аллегро", "Бравурное рондо" и др., а также одноактная опера "Дон Санчо, или Замок любви" (пост. 1825, Париж). В 1827 году у Листа неожиданно умер отец. Совсем юным начал Лист самостоятельную жизнь, добывая средства к существованию выступлениями и уроками музыки. Горькое разочарование в буржуазном обществе, в собственной карьере, наконец, неудачная любовь привели Листа к глубокой апатии. С энтузиазмом встретил Лист июльскую революцию 1830 года; по меткому выражению матери, "пушки излечили его". В Париже Лист встречался с Гюго, Жорж Санд, Ламартином, Бальзаком, Гейне, Делакруа, сблизился с Берлиозом, Паганини и Шопеном. Лист много путешествовал по Швейцарии и Италии. Годы странствий оказались весьма плодотворными: Лист много сочинял, преподавал (в т. ч. в только что открывшейся Женевской консерватории) и в то же время совершенствовал свою технику игры на фортепиано. Периодически Лист посещал Париж, где давал концерты, преимущественно из сочинений Бетховена и Шуберта. Новые впечатления породили обилие творческих замыслов: Лист создал ряд оригинальных сочинений в т. ч. "Альбом путешественника" (1835, серия музыкальных зарисовок, составивших впоследствии - в переработанном виде - фортепианный цикл "Годы странствий"). "Поэтические и религиозные гармонии" (1-я ред. 1834), фантазия-соната "По прочтении Данте" (1837; 2-я ред. 1849), "Большие этюды", (1848), "Три сонета Петрарки" (1-я ред.), "Пляска смерти" (1839-49) и др. Одновременно Лист работал над переложениями для фортепиано различных инструментальных и вокальных произведений (еще в Париже он переложил "Фантастическую симфонию" Берлиоза и каприсы Паганини). С 1838 года Лист непрерывно концертировал, объездил почти все европейские страны. Трижды побывал в России (1842, 1843, 1847) - в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Елисаветграде (ныне Кировоград; здесь в сентябре 1847 года состоялся последний его концерт). Отказавшись от концертной деятельности, Лист принял приглашение на пост придворного дирижера в Веймаре. В веймарский период (1848-1861) Лист создал самые значительные произведения: сонату си минор, 2 фортепианных концерта (1849-1856, 1848-1861), "Три концертных этюда" для фортепиано, фортепианные концерты и др. В этот период он выступал и как публицист, отстаивая прогрессивные начинания в искусстве, разъясняя основные идеи исполняемых произведений и характер творчества их создателей ("Берлиоз и его симфония", "Роберт Шуман", "Орфей" Глюка", "Фиделио" Бетховена", "Эврианта" Вебера", статьи об операх Вагнера и др.); занимался с учениками из разных стран мира. Являясь главным дирижером Веймарского оперного театра, Лист поставил на сцене свыше 40 опер, 26 из них шли впервые в Веймаре. Лист сгруппировал вокруг себя кружок музыкантов и поэтов, из которого в 1854 году возник "Новый веймарский союз" (в противовес господствовавшей в Германии "лейпцигской школе").

Но чем шире развертывалась музыкально-просветительская деятельность Листа, тем сильнее становилось противодействие ей консервативно настроенных придворных кругов. Обстановка в Веймаре все более накалялась, и после скандала в связи с постановкой оперы Корнелиуса "Багдадский цирюльник" Лист был вынужден оставить театр, а осенью 1861 года покинул Веймар. В последующем жизнь Листа протекала то в Риме, в уединенном монастыре, то в Будапеште, то снова в Веймаре, где он занимался с учениками. Под влиянием пессимистических и религиозных настроений он принял сан аббата в 1865 году. В это время Лист продолжал творить (хотя и не столь интенсивно, как в веймарские годы), сочиняя преимущественно хоровые произведения духовного склада - оратории, мессы, псалмы, реквиемы. Но наиболее значительные из них были связаны с жизнью его родины; в них раскрываются образы Венгрии, звучат народные венгерские темы; таковы, например, оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862), "Венгерская коронационная месса" (1867) и др. Из фортепианных произведений, изданных в эти годы, выделяются "Испанская рапсодия", этюды "Шум леса" и "Хоровод гномов" (1863), "Легенды" и другие произведения.

Много сил и времени отдал Лист строительству музыкальной культуры своей родины. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште и с 1875 года - с момента ее открытия - был ее первым президентом и профессором фортепианного класса; дирижировал симфоническими концертами, пропагандируя сочинения молодых тогда венгерских композиторов Ф. Эркеля, М. Мошоньи, К. Абраньи.

Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения передового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ - Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Исаак Альбенис нашли у него многостороннюю поддержку. Тесные связи были у Листа и с русскими музыкантами. Еще во время своего первого посещения России Лист познакомился с Михаилом Глинкой и с тех пор стал неизменным поклонником его творчества. Он сделал транскрипцию "Марша Черномора", которую часто исполнял в концертах. Позднее, в Веймаре, он не раз дирижировал симфоническими произведениями Глинки (Лист назвал Глинку "патриархом-пророком музыки в России"). Лист знал также творчество Верстовского, Варламова, Алябьева (сделал транскрипцию "Соловья"), Серова и Даргомыжского. Но особенно близко сошелся он с кучкистами, самобытное творчество которых приводило его в восхищение. В этой "храброй русской музыкальной фаланге" (так называл Лист кучкистов) он видел "крупных мастеров, одаренных редкой жизненной энергией". Многие русские музыканты побывали у Листа. В 1850-е годы у него не раз гостили Антон Рубинштейн и Александр Серов. В 1876 году в Веймаре его посетил Кюи, в 1882 году - Бородин, оставивший интересные письма-воспоминания о Листе, в 1884 году - Глазунов. Осенью 1886 года Лист намеревался вновь посетить Россию, но летом того же года тяжело заболел и умер во время Вагнеровского фестиваля в Байрёйте.

Творческая деятельность Листа была на редкость многогранна. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность как жанр, несущий в себе элементы демократизма, постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной силы искусства. Он настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Многие мелодические, гармонические и ритмические элементы венгерской музыки, особенно национального стиля "вербункош", нашли широкое применение в творчестве Листа - в его симфонических поэмах, ораториях, фортепианных и вокальных произведениях. Они сказались не только в его обработках венгерских национальных мелодий и танцев (среди которых знаменитые "Венгерские рапсодии") и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением (например, фортепианная пьеса "Погребальное шествие", посвященная памяти погибших в 1849 году венгерских революционеров, симфоническая поэма "Плач о героях" (1850-1854), посвященная памяти борцов за национальное освобождение, симфоническая поэма "Венгрия" (1854), с ее образом героического прошлого и др.), но и в таких его сочинениях, как симфонические поэмы "Битва гуннов" по картине В. Каульбаха (1857) и "Мазепа" по В. Гюго (1851), "Гранская месса" (1855) и др.

Ставя перед собой задачу "обновления музыки путем ее внутренней связи с поэзией" и "освобождения художественного содержания от схематизма", Лист пришел к созданию новой музыкальной формы - одночастной симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме, чрезвычайно широк - от античного мифа об Орфее и бессмертных образов Шекспира и Гёте до образов современной Листу поэзии и живописи. Но среди этого тематического разнообразия отчетливо выступает главная тема творчества Лист - жизненный подвиг человека, его борьба за высокие гуманистические идеалы, его извечное стремление к свету, свободе и счастью. В своих произведениях Лист широко и разносторонне использовал средства мелодической выразительности и гармонической красочности, ввел "принцип монотематизма". Он совершил также коренной переворот в пианистической технике, ввел "симфоническую трактовку" фортепиано, основанную на полнозвучии и многокрасочности. Начиная с Листа, по меткому выражению Стасова, "для фортепиано стало возможно все". Творческие достижения Листа во многом послужили основой (для венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и пианистической). Они оказали также глубокое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.


М. Ю. Миркин.


Добавить комментарий к статье




Биография Листа
Биографии композиторов
Венгерские композиторы
Весы (по знаку зодиака)
Пианисты


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru