| ||||
Биография Карла Андреевича Шильдера • Знаменитые люди по имени Карл Карл Андреевич Шильдер [27.12.1785 (7.1.1786), д. Симаново, ныне Невельского района Псковской области, - 11(23).6.1854, Кэлэраш, Румыния], русский военный инженер, инженер-генерал (1852), генерал-адъютант. Окончил школу колонновожатых (1806), служил в инженерных войсках командиром сапёрной роты и батальона, начальник инженеров корпуса и армии. Участвовал в Аустерлицком сражении 1805 года, обороне Бобруйска в 1812 году, русско-турецкой войне 1828-1829 годов и Крымской войне 1853-1856 годов; отличился при осаде Варны (1828), Силистрии и Шумлы (1829) и при форсировании Дуная (1854). Умер после тяжёлого ранения под Силистрией. Разработал новую более эффективную систему контрминной борьбы (вместо вертикальных колодцев горизонтальные и наклонные трубы), противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы и др. Изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста (1828) и переправочных средств ("бурдючный мост", из быстро собираемых прорезиненных холщовых складных понтонов, 1836). Совместно с П. Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (1832-1836), а вместе с Б. С. Якоби сконструировал гальванические и гальвано-ударные морские мины (1838-1848). По проектам Шильдера были построены первые в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834) и вооружённый артиллерией и ракетами пароход "Отважность" (1846), явившийся прообразом эсминца. Учениками Шильдера были многие талантливые военные инженеры, в том числе Э. И. Тотлебен, М. М. Боресков. Большая советская энциклопедия. Комментарии к статье: Биограф 2022-11-16 11:08:39 Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области. Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя. В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа К. И. Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году. В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году. <> С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости. Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 11 октября 1833 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, системы контрминной борьбы; применение идей П. Л. Шиллинга к взрывам посредством гальванических электродетонаторов; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Б. С. Якоби. Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г., сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в 1870-х годах мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 10 сентября(29 августа по старому стилю) 1834 года на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Э. И. Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя. В период Крымской войны командировка в 1854 году в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнём наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем М. Д. Горчаковым, против желания главнокомандующего И. Ф. Паскевича, дунайская кампания 1853—1854 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям Николая I, что и отразилось рядом неудач. Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вёл беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими сапёрами, обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, и умер 11 июня (23 июня по новому стилю) 1854 года в госпитале в г. Калараш. Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне «рыцарь без страха и упрека» и заслужил название «Баярд русского инженерного корпуса». В октябре 1911 года по инициативе известного военного историка Г. С. Габаева и других офицеров лейб-гвардии Сапёрного батальона прах Шильдера был перенесён из Калараша в Санкт-Петербург и помещён в церковь лейб-гвардии Сапёрного батальона во имя Святых Косьмы и Дамиана. Добавить комментарий к статье • Знаменитые люди по имени Карл
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |