Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Информация о Таиланде для путешественников
  • Гейдельберг. Личная история идеального города
  • Биография Василия Андреевича Каратыгина

  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Знаменитые люди по имени Василий


  • Василий Андреевич Каратыгин [26.2 (10.3).1802, Петербург, 13 (25).3.1853, там же], сын Андрея Васильевича Каратыгина. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А. А. Шаховским и П. А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, К. Ф. Рылеевым, В. К. Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю. На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида ("Димитрий Донской" Озерова, "Сид" Корнеля), Ипполита ("Федра" Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов ("Рука всевышнего отечество спасла", "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), Иголкин ("Иголкин, купец Новгородский" Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета ("Отелло" и "Гамлет" Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Критики В. Г. Белинский, Н. И. Надеждин ("П. Щ.") отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П. С. Мочалова. "Смотря на его игру, - писал Белинский в статье "И моё мнение об игре г. Каратыгина", - вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы...". Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. "...Его игра становится всё проще и ближе к натуре...", - отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению Каратыгина главной роли в драме "Велизарий" Шенка (1839). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836). Творчество Василия Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства. Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес (в том числе "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца, "Король Лир", "Кориолан" Шекспира, и др.).


    А. Я. Альтшуллер.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Знаменитые люди по имени Василий

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru