Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Грас - мировая столица парфюмерии
  • Чехия. Хоббитания в центре Европы
  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Кудесник или фальсификатор?

  • Биография Леонардо да Винчи
  • Афоризмы Леонардо да Винчи
  • Произведения Леонардо да Винчи
  • Пять секретов Леонардо да Винчи
  • Загадка Леонардо да Винчи
  • Был ли Леонардо да Винчи инопланетянином?
  • "Теория - полководец, практика - солдаты"
  • Так почему же улыбается Мона Лиза?
  • Машины Леонардо
  • Гений Леонардо
  • Удивительный метод Леонардо да Винчи
  • Тайная вечеря Леонардо
  • Тень от свечи
  • Интересные факты о Леонардо да Винчи
  • Сын нотариуса
  • Жизнь и творчество
  • Новости
  • Итальянские художники
  • Биографии художников
  • Биографии архитекторов
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Архитекторы
  • Итальянские скульпторы
  • Изобретатели
  • Биографии изобретателей
  • Известные итальянцы
  • Интересные факты о людях
  • Итальянские архитекторы


  • Добавить отзыв о человеке

    Гений эпохи Возрождения

    Многие современные исследователи всерьез считают Леонардо да Винчи посланцем инопланетных цивилизаций, путешественником во времени из отдаленного будущего и даже представителем параллельного мира. Причем не только потому, что его технические проекты опережали время на четыре столетия.

    Периоды ажиотажного интереса к жизни Леонардо да Винчи сменялись долгими годами забвения его имени. Пожалуй, ни один художник не вызвал столько споров по поводу своего творчества. Великий Микеланжело вообще не считал Леонардо живописцем. Он утверждал, что его служанка понимает в живописи и скульптуре гораздо больше, чем Леонардо. И действительно, наследие да Винчи ограничивается всего лишь дюжиной незаконченных, плохо сохранившихся картин, если не считать около семи тысяч заметок, из которых примерно две тысячи относятся к технике.

    В свою очередь, знаменитый итальянский механик Кардано, расхваливая Леонардо как живописца, отказывал ему в праве называться ученым. Ведь, по сути дела, ни один из проектов да Винчи при его жизни так и не был реализован. Но все современники «флорентийского кудесника» сходились на том, что с его именем связана какая-то великая тайна.

    «Миланский скрипач»

    Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Винчи близ Флоренции. Он был внебрачным сыном нотариуса и крестьянки. Заметив некоторые способности сына к живописи, отец привез его во Флоренцию и отдал в ученики к известному художнику Андреа Верроккио. Самостоятельно Леонардо стал работать лишь в возрасте двадцати лет. О его ранних картинах нельзя сказать ничего определенного, так как они не сохранились. В 1480 году да Винчи был вызван в Милан ко двору герцога Людовико Сфорцы в качестве… музыканта и импровизатора. Оттого, должно быть, Микеланжело всю жизнь называл его не иначе как «миланским скрипачом». Леонардо действительно был замечательным музыкантом, композитором и поэтом, причем сам блестяще исполнял свои серенады. Кроме того, он был красив и строен, обладал огромной физической силой, демонстрировал замечательные успехи в фехтовании и верховой езде. Но светским повесой его тоже нельзя было назвать, так как он всерьез изучал математику и механику. Один из его друзей вспоминал: «Занятия математикой настолько отдалили Леонардо от живописи, что один только вид кисти приводил его в бешенство». Ко всему прочему да Винчи был сведущ в белой и черной магии, пугая общественность того времени своими фокусами. Он чудесным образом превращал белое вино в красное, одним ударом ломал трость, концы которой положены на два хрустальных фужера, не разбив ни один из них. К тому же среди ближайших приятелей Леонардо были такие темные личности, как Томазо Мазини — механик, ювелир и одновременно адепт тайных наук.

    Одним словом, да Винчи менее всего напоминал художника, целиком поглощенного своим творчеством. Однако он предпочитал, чтобы его знали как выдающегося живописца и скульптора. Леонардо, например, принадлежит инициатива создания в Милане академии художеств, для чего он написал свои трактаты о перспективе, об освещенности, о движениях и пропорциях человеческого тела. Понятно, что эти труды должны были использоваться в качестве учебных пособий, а сам Леонардо предстать при этом теоретиком и непревзойденным мастером живописи. Впрочем, вскоре он, кажется, забросил это дело и с помпой приступил к созданию величественной статуи миланского герцога, где тот должен был предстать на коне. На протяжении десяти лет да Винчи демонстрировал всем замечательные эскизы этой статуи, но до ее отливки в бронзе дело так и не дошло. Как с сожалением заметил один из его биографов, «увлекаемый легкостью своего гения и подвижностью своей натуры, Леонардо постоянно изменял своим замыслам и довел до конца очень мало своих произведений». Мало — это еще мягко сказано. На самом деле он не закончил ни одно из своих творений.

    Тайна Туринской плащаницы

    Живя еще во Флоренции, да Винчи не завершил «Поклонение волхвов», так что доделывал это произведение, как установили исследователи, другой художник. Кстати, некоторые современные искусствоведы ломают себе голову над тем, что именно было изображено на тех фрагментах, которые Леонардо оставил своему преемнику. Появился даже термин «окна неопределенности», которые да Винчи якобы сознательно приоткрывал в своих картинах. Удивительно, что в знаменитой «Тайной вечере», которую Леонардо писал в 1497 году по заказу монастыря Санта Мария делле-Грацие, он оставил эти самые «окна» там, где должны были быть изображены лица Христа и Иуды. И вовсе не известно, сам ли Леонардо придал лицу апостола Иоанну женственные черты. Личность художника настолько загадочна, что такой, казалось бы, мелочи посвящены горы литературы, включая книгу Брауна «Код да Винчи». Что касается лика Христа, то в ответ на жалобы монахов да Винчи разводил руками, ссылаясь на то, что не может изобразить красками ту красоту и небесную благость, которые должны быть присущи воплотившемуся божеству. Долгое время считалось, что он просто водил монахов за нос, но спустя пять столетий родилась гипотеза, что Леонардо говорил это всерьез и, более того, был целиком поглощен решением этой, в сущности, неимоверно сложной задачи.

    Эта гипотеза появилась после исследования Туринской плащаницы. Вообще-то, сейчас насчитывается несколько десятков покрывал, в которые якобы заворачивали тело Христа после его смерти. Но еще в XIV веке французский епископ Пьер Дарси с горечью писал, что монастыри бесстыдно наживаются на плащаницах, расписанных художниками. Распознать фальшивые покрывала было достаточно просто, но Туринская плащаница казалась всем, кто ее видел, подлинной. Изображение тела проявлялось лишь на расстоянии 4 — 5 метров, причем следы крови анатомически точно соответствовали евангельским рассказам о страданиях и распятии Христа. В 1898 году на международной выставке в Париже, где Туринская плащаница была представлена в качестве плохо сохранившегося произведения религиозного искусства, один фотограф сделал ее снимок и, проявив фотопластину, обомлел — на темном фоне негатива отчетливо проявился неземной лик пророка.

    Но в конце 1988 года появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода, Туринская плащаница была соткана в 1260 — 1390 годах. Такой вывод сделали три независимые лаборатории Аризоны, Цюриха и Оксфорда. В дополнение к этому микробиолог Уолтер Мак-Крон обнаружил на волокнах следы красителей, которые использовались средневековыми живописцами: красную охру, киноварь, марену, аурипигмент, азурит, желтую охру и др. Подозрение в фальсификации изображения на плащанице сразу пало на Леонардо да Винчи. Первым делом вспомнили о том, что однажды он поразил современников изумительными эскизами драпировок, виртуозно написанными кистью на тончайшем льняном полотне. Кроме того, он превосходно знал анатомию. Леонардо также много экспериментировал с лаками и красками — Туринская плащаница трижды пережила пожар, покрывалась копотью, ее варили в масле и стирали, но изображение сохранилось. Был и еще один косвенный признак того, что да Винчи участвовал в темных делах: как писал его биограф, «не имея, можно сказать, ничего и мало работая, Леонардо всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными». Между прочим, лошадь в те годы в переводе на нынешние деньги стоила свыше $30 тыс., если не считать затрат на ее содержание.

    Кому Джоконда корчит рожи?

    Но главное, почему в интерпретации пятен на плащанице был заподозрен именно Леонардо, заключалось в другом. Совершенно очевидно, что в этом принял участие замечательный мастер, используя при этом фантастическую технику. Такой техникой владел лишь один художник — да Винчи. Именно он изобрел принцип «сфумато» (рассеивания, мерцания). Считается, что этот принцип предполагает всего лишь некоторую размытость деталей, изображенных на полотне, но это не совсем так. На самом деле эта техника в первую очередь учитывала особенности человеческого восприятия — изображение было не фотографически точным, а заведомо искаженным, почему и казалось живым и подвижным. Не исключено, что именно многолетняя кропотливая работа над изображением лика Христа на тончайших волокнах плащаницы позволила Леонардо открыть и освоить эту феноменальную технику, которую он позже во всем блеске продемонстрировал в самой своей знаменитой картине — портрете Моны Лизы, жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Впрочем, может быть, правы те, кто считает, что эту технику нельзя освоить, что она была врожденной и Леонардо действительно был представителем или отблеском инопланетной цивилизации.

    Между прочим, загадочной улыбкой Моны Лизы восхищались и восхищаются далеко не все. Например, известный российский философ Лосев писал о ней: «Стоит всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, а хищная физиономия с холодными глазами и с отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть». Самое интересное заключается в том, что, как выяснили психологи, люди воспринимают Мону Лизу совершенно по-разному даже в зависимости от своего настроения — одним зрителям она явно улыбается, другим корчит рожи, а на третьих вообще не обращает внимания. Иными словами, в этой картине люди видят самих себя — то, какие они есть на самом деле. Точно такой же эффект производит и автопортрет Леонардо да Винчи, с которым связана еще одна тайна. В одной из своих заметок художник привел загадочную фразу: «Живопись превосходит музыку и господствует над ней, ибо она не умирает непосредственно после своего рождения, как несчастная музыка, а наоборот, она остается в бытии». Возможно, в конце концов Леонардо удалось достичь того, о чем позднее Оскар Уайльд написал в романе «Портрет Дориана Грея», — изображение начало жить своей жизнью, отдельной от жизни оригинала. Во всяком случае, современники Леонардо отмечали, что его автопортрет с годами стал выглядеть гораздо старше, чем сам художник. Если это так, то да Винчи вполне заслуживал звания «флорентийского кудесника». Если образ Христа на Туринской плащанице принадлежит именно ему, то можно быть уверенным, что пророк выглядел именно так и никак иначе.

    «Меня уносит течение смерти»

    Последние годы жизни Леонардо, которые он провел при французском дворе, были омрачены тем, что его многочисленные технические проекты не были востребованы. За исключением разве что подобия современного глубоководного скафандра и прибора, позволяющего дышать под водой. Но это изобретение он сделал еще в Италии на службе у знаменитого полководца и авантюриста Цезаря Борджиа (его отец был римским папой Александром IV). По легенде, герцог использовал предложение да Винчи при захвате небольшого порта Сенигаллия на Адриатике, а два дня спустя казнил всех пленных. Это так поразило Леонардо, что он ушел со службы, а о своем изобретении никогда больше не упоминал «по причине злой природы людей, которые совершали бы смертоубийства на дне морей путем разрушения кораблей со дна и потопления их вместе с находящимися на них людьми».

    Между прочим, именно да Винчи предложил османскому султану построить мост через пролив Боспор и даже подготовил проект — настил моста поддерживали три дуги-пролета, упирающиеся в землю. Длина моста составила бы 240 метров. Тогда предложение не было поддержано, и лишь 500 лет спустя этот мост, причем из дерева, был построен в норвежском городке Ас. Правда, его длина всего 100 метров, но только лишь потому, что норвежцы не нашли подходящего фьорда. Удивительно, что в начале ХVI века Леонардо делал наброски парашютов и планеров с подвижными крыльями. На некоторых его рисунках изображены машины, которые очень напоминают современные вертолеты. Кстати, недавно по чертежам да Винчи из допотопных материалов был построен дельтаплан, на котором пилоту удалось подняться на высоту 10 метров и продержаться в воздухе 17 секунд. Так было доказано главное — конструкции Леонардо летали. В отличие от первых самолетов. То, что при жизни конструктора его модели так и не взлетели, возможно, объясняется манерой его письма. Да Винчи писал справа налево, зеркально переворачивая все буквы. Сейчас это по недоразумению считается шифром, но в действительности Леонардо был левшой и писал так, как ему было удобнее. Вот только читать его сочинения можно было только с помощью зеркала.

    Умер да Винчи 2 мая 1519 года вдали от своей родины, во Франции. Перед смертью, по свидетельству его первого биографа Вазари, «он попросил позвать священника, с обильными слезами исповедался и покаялся, а также принял святое причастие». Многие современники Леонардо были этим очень удивлены, так как при жизни он не отличался набожностью и придерживался вовсе не монашеского образа жизни. Последними словами «флорентийского кудесника» были: «Я чувствую себя как вода в реке. Меня уносит течение смерти…»

    Евгений Княгинин
    Первая крымская N 169, 6 апреля /12 апреля 2007


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2017-12-07. Покупателем самой дорогой картины в мире оказался саудовский принц
    Картину Леонардо Да Винчи «Спаситель мира» за рекордные 450,3 миллиона долларов приобрел саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль Сауд. Об этом пишет The New York Times.

    2017-12-07. Стала известна судьба проданной за 400 миллионов долларов картины да Винчи
    Первый филиал французского музея искусств Лувр в Абу-Даби планирует включить в экспозицию картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Об этом сообщается в Twitter музея.

    2017-11-17. Ушедшую с молотка самую дорогую в мире картину назвали подделкой
    Картина художника Леонардо да Винчи «Спаситель мира» может оказаться подделкой. Британское издание The Telegraph привело четыре аргумента, которые якобы ставят под сомнение подлинность творения.




  • Биография Леонардо да Винчи
  • Афоризмы Леонардо да Винчи
  • Произведения Леонардо да Винчи
  • Пять секретов Леонардо да Винчи
  • Загадка Леонардо да Винчи
  • Был ли Леонардо да Винчи инопланетянином?
  • "Теория - полководец, практика - солдаты"
  • Так почему же улыбается Мона Лиза?
  • Машины Леонардо
  • Гений Леонардо
  • Удивительный метод Леонардо да Винчи
  • Тайная вечеря Леонардо
  • Тень от свечи
  • Интересные факты о Леонардо да Винчи
  • Сын нотариуса
  • Жизнь и творчество
  • Новости
  • Итальянские художники
  • Биографии художников
  • Биографии архитекторов
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Архитекторы
  • Итальянские скульпторы
  • Изобретатели
  • Биографии изобретателей
  • Известные итальянцы
  • Интересные факты о людях
  • Итальянские архитекторы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru