Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Финляндия. Снежные радости
  • Хорватия - страна для путешественников
  • Мстислав Ростропович. Давайте беречь Землю

  • Мстиславу Ростроповичу 70 лет
  • Насмешливый бес Мстислава Ростроповича
  • Биография Ростроповича
  • Человек таланта и добродетели
  • Per Slava
  • Новости
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Кролика


  • Добавить отзыв о человеке

    Это была журналистская удача. Не каждый музыкант согласится на интервью между репетицией и концертом, который публика ждет с особым интересом. И это понятно: надо собраться с мыслями, сосредоточиться на музыке да и просто отдохнуть. Не ссылаясь ни на одну из этих причин, вполне уместных в таком случае, Мстислав Леопольдович Ростропович побеседовать согласился.

    Мы встретились в прекрасный солнечный день в его номере в фешенебельном отеле "Ритц-Карлтон" в Сан-Франциско, в городе, где Ростропович дирижирует симфоническим оркестром. Номер находился на особом этаже, отведенном исключительно для высокопоставленных лиц. Попасть туда можно только в сопровождении либо хозяина, либо -- с его разрешения -- служащего отеля, поскольку лифт поднимается на этаж только после того, как снимается блокировка нужной кнопки специальной электронной карточкой. Весьма внушительно...

    Времени на беседу было совсем немного, и потому я спросил о главном -- чем живет сегодня выдающийся музыкант. И он рассказал о творческом расписании нынешнего года. В сентябре в Лос-Анджелесе Ростропович будет дирижировать на премьере оперы "Николай и Александра". Опера создана современным американским композитором Деборой Драттелл на основе одноименного романа Масси Роберта, повествующего о трагической судьбе последнего российского царя и его семьи. Встать на премьере за дирижерский пульт, заметил маэстро, его попросил сам Пласидо Доминго, исполняющий в опере партию Распутина. "Пласидо -- мой близкий друг, и я не мог отказать другу в этой просьбе", -- сказал Ростропович.

    Вообще же нынешний концертный сезон Мстислава Леопольдовича исключительно напряженный. Середина февраля -- концерты в Сан-Франциско, затем он летит в Питтсбург, где будет отмечаться 60-летие его друга и коллеги дирижера Мариса Янсонса, потом с "залетом" в Нью-Йорк отбывает в Майами, откуда, дав два концерта, отправляется в Вашингтон, а 2 марта уже будет в Париже. Буквально следом -- 3 или 4 марта -- его ждет Москва. "Срок задан более чем жесткий", -- подчеркнул мой собеседник.

    -- Дело в том, что 5 марта исполняется 50 лет со дня смерти гения русской музыки, которому я очень многим обязан, -- Сергея Прокофьева. Я приду на его могилу на Новодевичьем кладбище, буду долго сидеть и общаться с ним...

    К слову напомню, что Прокофьев скончался в тот же день, когда и Сталин. На фоне грандиозного прощания с "отцом народов", превратившегося в кровавую драму, похороны великого композитора прошли совсем незаметно. Проводить его в последний путь собрались только самые близкие люди и немногие его почитатели, с трудом доставшие в огромном городе цветы, чтобы положить на могилу. Но вернемся к нашей беседе.

    Из российской столицы 7 марта Ростропович улетает в Париж, а десять дней спустя прибудет в Нью-Йорк, где открывается его 3-недельный фестиваль. 12 апреля он дает концерт в Вильнюсе в связи с открытием его фонда помощи талантливым и больным литовским детям. И это далеко не все. В августе и сентябре Мстиславу Леопольдовичу предстоит работать в Лос-Анджелесе. В октябре открывается его фестиваль в Вене, где он впервые исполнит произведение, которое специально для него пишет польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, а 11 декабря своим концертом закрывает в Токио фестиваль, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга. Точку же в нынешнем сезоне Ростропович поставит 14 декабря концертом в Камбодже.

    На вопрос -- а не сложно ли работать в таком режиме и как вообще такое возможно, музыкант, вздохнув с улыбкой, признался: сложно, конечно, но иной жизни он не представляет. А как удается выдерживать такой ритм, он и сам не знает и удивляется. Когда же я посетовал, что от одного только перечня стран и городов голова начинает идти кругом, Ростропович, устроившись поудобнее на диване и кинув на меня быстрый, как бы сочувственный взгляд, будто это не его, а меня ожидают эти броски по свету, сказал:

    -- У меня есть особая книга, когда-нибудь покажу, в которую занесены все мои концерты за всю мою жизнь. И если вы когда-нибудь прочтете, что Ростропович повесился, покончил жизнь самоубийством, то знайте, причина для этого может быть только одна -- у меня сперли эту книгу. Там -- моя жизнь. Восстановить записи будет ох как сложно.

    В этот раз увидеть книгу мне не довелось, но надежда, признаюсь, осталась. Возможно, есть в ней записи и о деятельности в России Фонда Вишневской -- Ростроповича, который постоянно находится в центре его внимания и о котором музыкант говорит особенно охотно и взволнованно.

    -- Фонд -- это самое большое мое дело в России, -- считает Мстислав Леопольдовича. -- Сейчас мы концентрируем внимание на вакцинации российских детей от таких инфекционных заболеваний, как гепатит В, краснуха, корь. Мы смогли полностью охватить Новгородскую область и теперь работаем в Воронежской и Оренбургской областях, проводим вакцинацию детей в Карелии и Ленинградской области -- уже перешагнули миллионный порог. -- И, помолчав, добавил: -- Думаю, это самое большое счастье -- спасать детские жизни.

    Меня всегда поражало, пусть это не покажется громкой фразой, чувство личной ответственности музыканта за то, что происходит на нашей планете, его активная гражданская позиция.

    -- В мире сложилась очень опасная и сложная ситуация, -- говорит Мстислав Леопольдович.

    -- И искусство может спасти мир?

    -- В какой-то степени. Это отнюдь не общие слова, если музыку понимать шире и глубже, чем это часто происходит на концертах. Через правильное музыкальное образование и воспитание можно найти ключики к душе человека, к его совести, которая заставит его задуматься над тем, что он творит. И быть может, тогда мир для него, жизнь и красота станут более притягательными, чем оружие, война и насилие. Гигантский прогресс науки и техники неожиданно сделал нашу планету -- как бы это поточнее сказать -- совсем малюсенькой. Наш мир сжался по сравнению с тем, каким он был, когда, например, я начинал свою концертную деятельность. Тогда перелет в Америку представлял собой настоящее путешествие с посадкой и ночевкой в Париже. А теперь от Парижа до Нью-Йорка вы добираетесь на "Конкорде" за три с половиной часа. Причем столицу Франции вы покидаете в 11 часов утра, а в США прилетаете в 8 часов 30 минут того же дня. Поразительно! Я даже как-то пошутил, сказав своей супруге Галине Павловне, что, если я умру в Париже, то немедленно собери моих друзей, погрузите мой гроб в "Конкорд" и летите в Нью-Йорк". "Зачем это тебе? Ты что, с ума сошел?", -- возмутилась она. -- "Хочу оказаться в Нью-Йорке за 2 часа до своей смерти", -- объяснил я свое пожелание, -- и мой собеседник рассмеялся, видимо, довольный своей старой шуткой.

    И, конечно же, -- продолжал он, -- нельзя забывать такие достижения электроники, как, например, компьютеры или сотовые телефоны. Меня и сейчас поражает ситуация, когда, набрав номер, мгновенно можно услышать голос человека, находящегося за десятки тысяч километров от тебя, и беседовать с ним, будто он находится в соседнем квартале. Электроника, компьютеры сделали мир еще более компактным.

    Если раньше каждая страна жила как бы в отдельном доме, то теперь мы сосуществуем в коммунальной квартире. А в ней бедные соседи всегда недолюбливают тех, кто богаче. Поэтому богатые страны, в частности, США, должны помогать тем, кто страдает от бедности. И помощь эта должна заключаться не в поставках вооружений. Она должна создавать условия для получения образования, должна помочь осознать, что есть зло и что есть добро. Едва ли люди, получившие образование, будут стремиться причинить зло тем, кто помог им обрести знания.

    И снова разговор вернулся к музыке. Как выяснилось, мой собеседник, воспитанный на классике и блистательный исполнитель классики, совсем не чужд современной поп-музыки и относится к ней с большим интересом. Разумеется, не ко всякой. С горечью заметил он, что существует огромная качественная разница между российским шоу-бизнесом, российской эстрадой и шоу-бизнесом на Западе.

    -- У меня есть хороший друг, звезда британской эстрады Элтон Джон, -- сказал Мстислав Леопольдович. -- Мы давно дружим, и я с удовольствием слежу за его выступлениями. Есть и другие великолепные певцы из этой сферы музыкальной культуры, которые мне интересны, -- я уж не говорю о "Битлз", они просто гениальны. В России же на экране телевизора почему-то постоянно мелькают исполнители, поражающие своим безголосием, отсутствием вкуса и культуры. Что-либо хорошее появляется крайне редко. Чем это можно объяснить? Наверное, отсутствием культуры в этой области и качеством востребуемой музыки. Но я уверен, что и у нас здесь все образуется, только надо учить и развивать у молодежи вкус к хорошей музыке, к настоящему искусству в любой его сфере.

    Говоря о программах собственных концертов, маэстро сказал, что он всегда старается включать в них произведения своих "учителей и идолов музыкального мира -- Прокофьева и Шостаковича".

    -- Вы не представляете, сколь много они для меня значат, -- признался Ростропович. -- Иногда, когда я дирижирую Прокофьева или Шостаковича, у меня бывают почти галлюцинации -- я вдруг вижу их лица. Великий Шостакович стал самым исполняемым композитором XX века. То признание, которое приходит к нему сейчас, через столь короткий промежуток времени, прошедший с момента его смерти, только подчеркивает гениальность Шостаковича. Сегодня уже мнение едино -- он был одним из величайших композиторов прошедшего столетия. Но при этом надо еще знать и помнить, как его при жизни травили и как он страдал... В нынешнюю концертную программу я включил, в частности, Классическую симфонию Прокофьева и Восьмую симфонию Шостаковича. Это гениальнейшее произведение. И я очень рад, что оно звучит в Сан-Франциско.

    Время нашей беседы истекло. Впереди -- очередной концерт. Свободных мест в зале нет. Полный аншлаг. Впрочем, так всегда бывает на концертах Мстислава Ростроповича. Когда растаял последний звук Восьмой симфонии, в зале повисла напряженная тишина. Мгновение -- и ее буквально взорвал гром оваций. Потрясенный зал встал. Поднялся оркестр, приветствуя дирижера. Бурей аплодисментов слушатели вновь и вновь вызывают его на сцену. За долгие годы творческой деятельности выдающийся музыкант казалось бы должен привыкнуть к триумфальному успеху. Однако его притягательная, чуть застенчивая улыбка говорит о том, как приятны и дороги ему это признание и благодарность публики, и привыкнуть к этому невозможно.

    А после концерта я прошел за кулисы, чтобы задать дирижеру единственный вопрос: как же ему удалось добиться столь органичного взаимопонимания с оркестром, каждый исполнитель которого глубоко проникся великой музыкой.

    -- А я им сначала просто рассказываю о блокадном замерзающем Ленинграде, о его удивительных жителях и о гениальном композиторе, воплотившем все это в музыке.

    Надо было видеть лица людей, слушавших эту музыку. Восьмую симфонию Шостакович написал в разгар Великой Отечественной войны, летом 1943 года. Трагически напряженной музыкой он говорил об ужасах и муках, которые несет людям война, взывал к непримиримости со злом и протестовал против зла, насилия и всего, что приносит людям страдания и боль. Симфония, посвященная выдающемуся дирижеру Евгению Мравинскому, тоже ленинградцу, была исполнена под его управлением осенью того же года в Москве. Вскоре после московской премьеры она прозвучала и над Американским континентом -- ее первое исполнение в Нью-Йорке транслировали 134 радиостанции США, 99 -- Латинской Америки, благодаря чему число слушателей, по подсчетам специалистов, достигло невероятной цифры -- 25 миллионов человек...

    Гаснут огни в концертном зале, расходится публика, убирают свои инструменты музыканты. Возвращается в свой отель по ночным улицам Сан-Франциско усталый маэстро. С этим городом его связывают особые отношения. Здесь он выступал в далекие 50-е годы, когда приехал в Соединенные Штаты на свои первые гастроли.

    -- Я впервые дирижировал в этом городе в 1975 году, -- вспоминал в нашей беседе Мстислав Леопольдович. -- Меня прогнали из Советского Союза в 1974 году и первое, что я сделал как оперный дирижер, -- в пику тогдашним советским властям поставил "Пиковую даму" в Сан-Франциско.

    И Ростропович, и Сан-Франциско, и его жители любят, понимают и ценят друг друга.

    Лос-Анджелес
    Владимир Рогачев


    Награда за творчество и доброту

    К многочисленным премиям, призам и титулам, которыми увенчан творческий путь Мстислава Ростроповича, только что прибавилась еще одна почетная награда -- за вклад в музыку и гуманитарную деятельность. Ее выдающемуся виолончелисту и дирижеру присудила Национальная академия искусства и техники звукозаписи США. Церемония награждения состоялась в самом фешенебельном отеле Нью-Йорка "Уолдорф-Астория".

    Вручая награду, президент Национальной академии звукозаписи Нил Портноу среди прочих высоких человеческих качеств музыканта особо подчеркнул его неустанное и самоотверженное стремление помогать другим. И самым ярким примером здесь он назвал деятельность Фонда Вишневской-Ростроповича, направленную на улучшение детского здравоохранения в России.

    Сам же награженный, говоря о своей карьере, с горечью вспомнил утраты тех лет, когда был вынужден покинуть родину. И хотя справедливость давно восторжествовала и время все расставило на свои места, это, наверное та рана, которая будет саднить всегда. Вместе с тем Мстислав Леопольдович признал, что ему в жизни выпало немало великих возможностей, в том числе "счастье общаться с гениями нашего времени". Среди титанов, с которыми его свела судьба, он вновь назвал имена своих соотечественников -- Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, без музыки которых он не мыслит своего творчества.

    Нью-Йорк
    Юрий Кирильченко

    "ЭХО планеты" ИТАР-ТАСС 2003, февраль-март


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2012-04-24. Минкульту передали архив Мстислава Ростроповича
    Архив дирижера и виолончелиста Мстислава Ростроповича передан российскому министерству культуры. Минкульт возьмет на себя ответственность за хранение и страховку более тысячи документов, сообщает РИА Новости.

    2012-04-17. Мэрия Москвы нашла место для центра Ростроповича
    Мэрия Москвы нашла площадку для Центра культурного и исторического наследия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, сообщает во вторник, 17 апреля, РИА Новости.

    2012-03-30. Выставка в Париже и Москве расскажет о творчестве Ростроповича
    На организацию выставки, посвященной виолончелисту и дирижеру Мстиславу Ростроповичу, которая будет проходить в Москве и Париже, Минкульт готов потратить пять миллионов рублей. Министерство объявило конкурс по поиску организатора выставки и разместило информацию о ней на портале госзакупок.




  • Мстиславу Ростроповичу 70 лет
  • Насмешливый бес Мстислава Ростроповича
  • Биография Ростроповича
  • Человек таланта и добродетели
  • Per Slava
  • Новости
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Кролика



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru