Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Что Вы знаете о Швейцарии?
  • Сказочный замок короля Людвика Второго
  • Биография Олега Ивановича Даля

  • 60 лет со дня рождения Олега Даля
  • Хроника пикирующего артиста
  • Солдатик из сказки, который так и не постарел
  • Зараженный вирусом совершенства
  • Фотографии Даля
  • Как морской кавалерист Олег Даль служил в...
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Люди с фотографиями
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые люди по имени Олег
  • Кто родился в Год Змеи


  • Олег Иванович Даль (1941-1981), русский актер театра и кино. Родился 25 мая 1941 года в подмосковном Люблине в семье крупного железнодорожного инженера и учительницы. В 1959 году поступил в Театральное училище им. М. Щепкина, став учеником Б. Бабочкина и Н. Анненкова.

    Первая работа в кино - роль Алика Крамера в фильме режиссера А. Зархи "Мой старший брат" (1962) по повести "Звездный билет" В. Аксенова, где Даль сыграл героя 1960-х, юнца-интеллектуала из московской подворотни. Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности - его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актеру выразить время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в жизнь.

    В 1967 году В. Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме "Женя, Женечка и "катюша". "Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок", - вспоминал позже режиссер киноленты. 21 августа 1967 года состоялась премьера и вызвала большой интерес у зрителей. Тем не менее на широкий экран картина тогда не попала: было отпечатано минимальное количество копий, прокат был разрешен только в провинции.

    Важный этап творческой судьбы Олега Даля - исполнение роли Евгения Соболевского в фильме Н. Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного парня, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актеров советского кинематографа. Роль Кукольника и Солдата в "Старой, старой сказке" (реж. Н. Кошеверова, 1968) еще больше укрепила любовь зрителей. В том же году в театре "Современник" Даль играет Ваську Пепла ("На дне" М. Горького, реж. Г. Волчек), играет ярко и неожиданно. В воре Даль увидел человека. Васька Пепел в трактовке Даля - единый и стремительный порыв к счастью и красоте.

    Даль продолжает работать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме "Король Лир" режиссера Г. Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем из одних острых углов: голый череп, торчащие уши, ввалившиеся щеки. Трагические и мудрые глаза. Вместо шутовского наряда - ветхое рубище. Его задача не развлекать, а бередить раны.

    В 1971 году Олег Даль снимается в картине режиссера Н. Кошеверовой "Тень", исполняя сразу две роли: Ученого и его Тени. Ученый - добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками. Партнерами Даля в этом фильме были А. Вертинская, Л. Гурченко, М. Неёлова, В. Этуш, Г. Вицин, А. Миронов. С 1974 года в "Современнике" идут сразу четыре спектакля с участием Даля: "Валентин и Валентина" М. Рощина, "Провинциальные анекдоты" А. Вампилова, "Из записок Лопатина" К. Симонова, "Принцесса и дровосек" М. Микаэляна и Г. Волчек. С ним работают такие режиссеры как В. Фокин, И. Райхельгауз, Г. Волчек. А спектакль "Принцесса и дровосек" был первым опытом Даля-режиссера.

    В 1975 году А. Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле "По страницам журнала Печорина". Еще будучи школьником, прочитав "Героя нашего времени" М. Лермонтова, Даль решил стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.

    Встреча с А. Эфросом вновь вернула Даля в лоно театра. Он пришел в "Театр на Малой Бронной", где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева ("Месяц в деревне" И. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых. В 1977 году Олег Даль снимается у А. Эфроса в фильме "В четверг и больше никогда" в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина "Острова в океане" (1978). "Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью - чрезвычайная тонкость и хрупкость", - говорил об актере А. Эфрос.

    Выход на экран "Отпуска в сентябре" (по пьесе А. Вампилова "Утиная охота", реж. В. Мельников, 1979) стал значительным событием в творчестве Даля. На Зилове-Дале лежала печать высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты, в ее ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как нелеп этот отсчет уже не дней, не часов, - минут.

    11 ноября 1980 года Даль был зачислен в труппу "Малого театра", где ему лишь единожды (31 декабря 1980 года) довелось сыграть роль Алекса ("Берег" Ю. Бондарева, реж. В. Андреев). Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме "Незваный друг" режиссера Л. Марягина (1981).

    Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, ее рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а особенно к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили работать актеры и режиссеры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах.

    Обычное состояние почти всех героев Даля - неприкаянность. Они не могут найти себя в окружающем мире, а главное, найти себя в себе. Им свойственно созерцание и самоуглубление.

    Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал думать очень рано, он как-будто предчувствовал ее. Уход из жизни во многом определял саму его жизнь. Из дневника: "Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное - сделать!!!". Он боялся не успеть сказать, сделать... Всегда находился в поиске.

    Даль замечательно читал стихи, чуть "оттягивая" звук, вдумчиво проживая, а не декламируя его. В Олеге Дале угадывалась и затаенная нежность, и недовольство собой, и душевная незащищенность. Он знал, что такое глубокая печаль и глубокий звук. Он падал в них как в глубокий колодец. Отсюда его неповторимость и единственность.

    Он не имел званий и наград. Не был лауреатом. Он был Артистом.

    Олег Даль умер 3 марта 1981 года в Киеве.


    Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • 60 лет со дня рождения Олега Даля
  • Хроника пикирующего артиста
  • Солдатик из сказки, который так и не постарел
  • Зараженный вирусом совершенства
  • Фотографии Даля
  • Как морской кавалерист Олег Даль служил в...
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Люди с фотографиями
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые люди по имени Олег
  • Кто родился в Год Змеи

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru