Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Рассказы о Париже
  • Тунис - жемчужина Средиземного моря
  • Братья Райт сто лет назад поднялись в небо

  • Братья Райт
  • Легендарные летчики
  • Авиаконструкторы
  • Кто родился в Год Кролика


  • Сто лет назад началась история современной авиации. Десятки тысяч людей, среди которых был и президент США Джордж Буш, собрались 17 декабря в местечке Килл-Дэвил-Хиллз на побережье штата Се-верная Каролина. Здесь, в этот день, в 1903 году братья Уилбур и Орвилл Райт совершили четыре первых в мире управляемых полета на аппарате тяжелее воздуха с двигателем внутреннего сгорания. Во время четвертого «Флайер» братьев Райт пролетел почти 260 метров за 59 секунд. Свои приветствия послали в Килл-Дэвил-Хиллз с Международной космической станции американский астронавт Майкл Фоул и российский космонавт Александр Калери.

    Все, что было до 17 декабря 1903 года, — это предыстория авиации, которая началась за тысячу лет до нашей эры с первых китайских воздушных змеев. Согласно древним летописям, в 206 году до н.э. эти змеи поднимали в воздух китайских разведчиков. Спустя полторы тысячи лет Марко Поло воочию увидел в Поднебесной империи, что такие полеты не выдумка. В Европе в основном не поднимались вверх, а прыгали вниз, соорудив себе крылья. Первым, кто при этом остался жив, стал в 1010 году английский монах-бенедиктинец Оливер, который прыгнул с аббатства Малмесбери и приземлился в 125 шагах от него, поломав ноги. Другие «полеты» кончались трагичнее. Леонардо да Винчи создал чертежи летательного аппарата, который мы бы назвали дельтапланом. Но конcтрукция осталась на бумаге. А в 1783 году с воздушного шара братьев Монгольфье, наполненного горячим воздухом, началась история воздухоплавания, но не авиации. Тут пальма первенства принадлежит братьям Райт.

    Уилбур и Орвилл родились соответственно в 1867 и 1871 году в семье, где было шестеро детей. Как-то раз отец привез домой игрушку с крылышками, которая с помощью закрученной резинки поднималась в воздух. Орвилл вспоминал, что она просто заворожила их с братом.

    Большую часть времени семья прожила в Дейтоне, штат Огайо. Когда Уилбур уже заканчивал школу, с ним случилось несчастье: играя в хоккей, он получил удар клюшкой по рту. Рана была не тяжелой, но дала осложнения. В результате мальчик впал в депрессию, которая продолжалась три года. О продолжении учебы не было и речи. К этому времени Орвилл закончил школу, но в колледж тоже идти отказался. Вместе со своим школьным другом он стал печатать объявления, открытки на заказ и даже выпускал несколько недолговечных газет. Орвилл уговорил Уилбура войти в этот бизнес.

    Братья были очень дружны. Уилбур вспоминает, что они «вместе играли, работали и в конце концов думали. Мы всегда вместе обсуждали свои мысли и идеи, поэтому все, что сделано в нашей жизни, стало результатом разговоров, предложений и дискуссий, которые мы вели между собой». Оба так и не женились.

    Работая с печатными станками, братья проявили изрядную изобретательность, постоянно придумывая разные приспособления из подручных материалов. Однажды какой-то заезжий печатник из Чикаго, ознакомившись с их станками, сказал: «Они действительно работают, но совершенно непонятно как».

    Потом пришло новое увлечение — велосипеды. К 1892 году они обзавелись собственным магазином и мастерской. Велосипедный бум в США был в самом разгаре: на смену монстрам с огромным, выше человеческого роста передним колесом пришел привычный нам велосипед с колесами одинакового диаметра — безопасная машина, которая стала пользоваться колоссальным спросом.

    Братья успешно изобретали собственные модели, которыми торговали до 1907 года. По мнению историков, именно велосипедный бизнес был поворотным моментом в становлении Уилбура и Орвилла как изобретателей воздухоплавательных машин. Ведь между велосипедом и самолетом есть нечно общее — необходимость удерживать баланс, контролировать движение.

    Новый крутой поворот в жизни случился, когда в руки братьям попала книга немецкого изобретателя Отто Лилиенталя «Птичий полет как основа для воздухоплавания». Лилиенталь конструировал планеры, на которых совершил более 2 тысяч полетов, и начал проектировать летательный аппарат с двигателем мощностью 2,5 лошадиных силы. Не погибни он во время очередного полета на планере в августе 1896 года, возможно, приоритет создания самолета принадлежал бы не братьям Райт.

    Прочитав книгу Лилиенталя, которая стала у них настольной, Уилбур и Орвилл начали собирать всю доступную литературу по аппаратам тяжелее воздуха и попросили Смитсоновский институт в Вашингтоне прислать им ссылки на все имеющиеся на английском языке работы на эту тему. Изучив и их, они сделали вывод: «Вопрос сохранения равновесия являлся непреодолимым препятствием при всех серьезных попытках решить проблему полета человека в воздухе». Ответ на этот вопрос, по их мнению, находился в создании системы управления аппаратом по трем осям посредством тросов, причем человек должен иметь возможность постоянно контролировать поворотные, наклонные и вращательные движения деталей аппарата.

    С этим убеждением они приступили к созданию своего первого планера, на котором им предстояло учиться летать. Братья не имели инженерного образования, но понимали, что без расчетов обойтись нельзя, и взялись за учебники. Опираясь на работу Лилиенталя, они смогли рассчитать, что, если хотят поднять в воздух большой планер, необходима лобовая скорость ветра примерно 30 километров в час. Братья запросили в Бюро погоды США список наиболее ветреных районов страны. Как и следовало ожидать, самым подходящим оказался Чикаго, который американцы зовут Городом ветров. Но они хотели работать подальше от зевак и журналистов.

    Шестым в списке Бюро погоды стояла деревушка Китти-Хок. В те времена это был Богом забытый рыбацкий поселок на одном из островов, вытянувшихся вдоль побережья Северной Каролины узкой цепью почти на 290 километров. Сегодня эта цепь Аутер-Бэнкс — излюбленное место отдыха американцев, приезжающих позагорать на океанских пляжах. А лет 250 назад, когда началось заселение островов, они пользовались дурной славой. Рядом с Китти-Хок, например, есть поселок Нэгс-Хэд — Голова клячи. По преданиям, там обосновались пираты, которые грабили приходившие к берегам Америки корабли. Ночью в непогоду пираты надевали лошадям на шею фонари и пускали вдоль берега. Матросы принимали огни за маяки и направляли свои корабли прямо на прибрежные камни. Остальное — дело техники. Возможно, это легенда, но до сих пор в магазинчике музея братьев Райт в Килл-Дэвил-Хиллз, да и повсюду в Северной Каролине продают карты прибрежной полосы Аутер-Бэнкс с обозначением мест гибели сотен кораблей.

    Килл-Дэвил-Хиллз находится между Китти-Хок и Нэгс-Хэд, а название местечка в переводе означает Холмы убей дьявола. Здесь высокие песчаные дюны, достигающие 30 метров. С 1900 года Уилбур и Орвилл постоянно курсируют между Дейтоном и Килл-Дэвил-Хиллз: конструируют в своей велосипедной мастерской летательные аппараты и везут их испытывать.

    Первый планер Райтов имел размах крыльев пять метров. Уилбур сделал на нем с десяток полетов в октябре

    1900 года. На двух планерах, построенных в 1901 и 1902 годах, братья совершили уже около 2 тысяч полетов, совершенствуя конструкцию в аэродинамической трубе в своей велосипедной мастерской. Они были все в ссадинах и кровоподтеках, но к осени 1902 года планер и система его управления были налажены настолько, что он мог преодолевать расстояние до 200 метров.

    Следующим шагом было оснастить планер силовой установкой. Подробное описание нужного двигателя Уилбур и Орвилл разослали на восемь машиностроительных заводов в США и не получили ни одного ответа. Тогда они в очередной раз решили положиться на себя и с помощью механика из своей мастерской сделали двигатель по собственным чертежам. Получился бензиновый, четырехцилиндровый мотор в алюминиевом каркасе с системой водяного охлаждения. Вместе с бензином, маслом, радиатором и другим снаряжением он весил 90,7 килограмма. А мощность приближалась к 12 лошадиным силам. Двигатель приводил в движение два пропеллера разработки Райтов.

    Новый аппарат, названный «Флайер», собрали в 1903 году прямо в Килл-Дэвил-Хиллз, где к тому времени братья построили два барака — ангар и жилое помещение. Самолет был во много раз больше всех планеров Райтов. Площадь крыльев — 47,3 квадратных метра, размах — 12,3 метра, вес — 274,4 килограмма. Изобретатели опасались, что двигатель не сможет поднять аппарат в воздух. Его нельзя было разогнать на бегу, держа за края крыльев. Колеса — тоже не выход из положения из-за песчаной местности. В результате решили проложить у подножия дюны монорельс длиной около 20 метров и по нему пустить тележку с самолетом.

    Подготовку к первому испытанию затягивали многочисленные поломки. В ноябре во время пробного запуска двигателя из-за его вибрации сломалось основание пропеллера, потом треснул другой пропеллер. В начале декабря самолет опробовали, разогнав по монорельсу, но при этом сломали рулевое управление. 12 декабря Уилбур, подбросив монету, выиграл право совершить первую попытку взлететь на «Флайере». Однако он взял очень острый угол при взлете и самолет упал на землю, повредив носовую часть.

    Утром 17 декабря 2003 года стояла пасмурная погода, дул сильный ветер при температуре около нуля по Цельсию. Братья подняли над своим жилым бараком знак, предназначавшийся сотрудникам службы спасения. Вскоре пришли три ее представителя. Кроме них у «взлетной полосы» были местный торговец лесом и соседский мальчик. «Флайер» установили на монорельс. Запустили двигатель. Уилбур придерживал самолет за правое крыло, а Орвилл занял позицию пилота, то есть лег животом на нижнее крыло, взяв в руки тросы управления. Аппарат медленно стал набирать скорость, разгоняясь по монорельсу, и взлетел. Это произошло в 10.30. Пролетев 36,6 метра, через 12 секунд самолет сел в песок. Затем Уилбур занял позицию пилота. На этот раз «Флайер» пролетел 53,3 метра, хотя был в воздухе те же 12 секунд. Орвилл сделал третью попытку, пролетев 61 метр. Завершил испытания в этот день Уилбур. Он поставил рекорд — почти 260 метров и 59 секунд в воздухе.

    Так были совершены первые устойчивые управляемые полеты человека на аппарате тяжелее воздуха.

    Братья Райт с горсткой людей, ставших свидетелями этого события, оттащили «Флайер» к ангару, и тут прямо на их глазах порыв ветра качнул самолет, он стал крениться. Алюминиевая стойка, державшая двигатель, лопнула. Картер раскололся, упав на землю, приводы и основы пропеллеров разлетелись, почти все стойки были переломаны. Джон Дэниелс из службы спасения был ранен, когда изо всех сил пытался удержать самолет. Кстати, ему братья Райт доверили сделать фотографии полета. Позже он шутил, что не только отснял первый полет самолета, но и стал первой жертвой авиации.

    Так «Флайер» прекратил существование. Но он сделал свое дело. После аварии братья пошли пешком по берегу в Китти-Хок, откуда дали телеграмму отцу: «Успешные четыре полета четверг утром все при ветре двадцать одна миля стартовали уровня только силой двигателя средняя скорость воздухе тридцать одна миля самый длинный 59 секунд информируй прессу».

    Уилбур и Орвилл решили оставить Килл-Дэвил-Хиллз и вернуться в Дейтон. Для продолжения работы было выбрано пастбище в десятке миль от их дома. К тому времени они стали знамениты на весь мир. Люди приезжали посмотреть на испытания, платили большие деньги, чтобы узнать у соседних фермеров, когда состоится очередной полет. И братья всерьез испугались, что конкуренты смогут скопировать их модель до того, как их детище будет запатентовано. Было решено прекратить полеты до лучших времен. В октябре 1905 года самолет загнали в ангар, и два с половиной года братья Райт не летали.

    Все это время они вели переговоры с военным департаментом США и даже рядом европейских правительств, пытаясь найти клиента, чтобы заключить контракт на создание коммерческого самолета. Снова они поднялись в воздух лишь в 1908 году. Демонстрационные полеты проводились во Франции и Германии, и только позже удалось договориться о показе возможностей самолета американским военным чинам. Сигнальный корпус армии США поставил условие: контракт на производство и продажу самолетов будет подписан, если аппарат сможет продержаться в воздухе около часа, причем на борту должен быть пассажир. Первый полет окончился катастрофой: самолет упал на поле в Форт-Майере, штат Вирджиния. Орвилл был ранен, а его пассажир погиб. И только год спустя Орвилл вернулся в Форт-Майер, чтобы продемонстрировать возможности новой модели, которые превзошли все ожидания. Контракт был подписан, и братья создали корпорацию «Райт компани». Ее штаб-квартира находилась в Нью-Йорке, а завод — в Дейтоне.

    С 1910 по 1915 год «Райт компани» сконструировала 12 разных типов самолетов. По оценке Орвилла, их завод произвел примерно 100 машин. Однако поначалу дела шли неважно, поэтому пришлось искать другие пути зарабатывать деньги. Братья организовали летную школу для всех желающих, а также начали готовить французских и американских военных летчиков. Параллельно они решили создать группу пилотов, которые должны были выступать с демонстрационными полетами. Уилбур и Орвилл надеялись, что продажа билетов на зрелища, которые можно устраивать по всей стране, принесет хорошие барыши. Однако этот бизнес продолжался всего два года: от него пришлось отказаться, когда два из шести пилотов группы погибли в катастрофах.

    С момента создания компании братья начали сталкиваться с острой конкурентной борьбой, в том числе со стороны европейских самолетостроителей. Уилбур и Орвилл возбудили многочисленные иски против американских и иностранных конструкторов и летчиков, которые, по их мнению, нарушали их авторские права, защищенные целым рядом патентов. Теперь пришло время для братьев заняться международным правом, в чем они не очень преуспели. Так, в Германии суды приняли решение не в пользу Райтов. Во Франции дело тянулось вплоть до 1917 года, когда срок патентов братьев истек.

    Все это подорвало здоровье Уилбура. Он заразился тифом и умер в 1912 году в возрасте 45 лет. Орвилл наоборот прожил дольше всех своих ближайших родственников. Правда, он отошел от бизнеса уже в 1915 году, а умер в 1948-м.

    В Америке трепетно относятся к памяти братьев Райт. Им возведены несколько мемориалов, главный из которых находится на вершине песчаной дюны в Килл-Дэвил-Хиллз. Там по-прежнему стоят два серых барака и виден монорельс, с которого в воздух ушел первый самолет. На местах, где «Флайер» оторвался от земли, а затем совершил четыре посадки, установлены гранитные глыбы. А рядом уже новые строения — музей братьев Райт, по стенам которого развешаны десятки портретов людей, которые вошли в историю авиации. Среди них — Гагарин и Сикорский. Но нет портрета Можайского, которого у нас называли создателем первого самолета. На мой вопрос, почему, куратор музея братьев Райт ответа дать не смог, так как услышал эту фамилию первый раз в жизни.


    Можайский и другие Отцы авиации

    В Советском Союзе официально считалось, что за 20 лет до братьев Райт первый в мире самолет поднялся в воздух в России. Можайский, Александр Федорович (1825—1890) — «выдающийся русский изобретатель, создатель первого самолета», черным по белому написано в 28-м томе Большой советской энциклопедии, который вышел в свет в 1954 году. «В источниках указывается, — сообщала БСЭ, — что при одном из испытаний самолет оторвался от земли и совершил короткий полет. Это был первый в мире полет на летательной машине тяжелее воздуха». Проведенные в 1950 году расчеты, согласно энциклопедии, показали, что самолет мог летать со скоростью около 40 километров в час.

    В те годы даже художественный фильм сняли о нашем авиационном приоритете — «Александр Можайский». Его самолет красовался на спичечных коробках и марках. На той, что выпущена в 1963 году в честь 80-летия эпохального события, рядом с портретом «создателя первого в мире самолета» гордо взмывала ввысь ширококрылая машина. А к 175-летию Можайского выпустили не только марку, но и художественный конверт, где все та же машина парит над зеленым полем.

    Увы, никогда и никуда она не взмывала и ни над чем не парила, ибо был у «воздухоплавательного снаряда» Можайского, как он его сам нарек, один, но существенный недостаток: в воздух он подняться не мог. Что и как рассчитывали в 1950 году, когда Россия была «родиной слонов» и многого чего другого от паровой машины Уатта до лампочки Эдисона, сказать трудно. Но в конце 1970 годов в ЦАГИ восстановили весовые и геометрические параметры изобретения Можайского, изготовили продувочную модель и провели испытания в аэродинамической трубе. В результате пришли к выводу: самолет имел втрое меньшую мощность, чем требовалось для полета. И, кстати сказать, к 2000 году, когда вышел почтовый конверт с зеленым полем, энциклопедические словари давно уже писали: «Можайский Ал-др Фед. (1825—1890), рус. изобретатель в обл. воздухоплавания, контр-адмирал. Получил в 1881 привилегию на изобретенный им «воздухоплавательный снаряд» (самолет), к-рый был построен в натур. величину ок. 1882». («Привилегией» назывался патент.)

    Между «коротким полетом» и «натур. величиной» — большая разница. Тем не менее многие в России до сих пор убеждены, что братьев Райт мы обставили. Многие, но не большинство. А вот Бразилия почти единодушно считает, что именно ей принадлежит авиаприоритет.

    Спросите любого бразильца, кто Отец авиации, и он ответит: Альберто Сантос-Дюмон. Это — национальный герой. В 1971 году национальный конгресс Бразилии посмертно присвоил ему звание маршалла авиации, в его честь назван аэропорт в Рио-де-Жанейро, его портреты смотрят не только с марок и открыток, но и фресками со стен домов. Каждый год страна отмечает день бразильских ВВС 23 октября, когда в 1906 году Сантос-Дюмон поднялся в небо под Парижем на аэроплане собственной конструкции и пролетел 60 метров на средней высоте около 3 метров на глазах у комиссии Аэроклуба Франции. Это был первый полет самолета в Европе, а, как доказывают бразильцы, и первый в мире. «Полет братьев Райт не соответствовал критериям, установленным еще в конце XIX века», — говорит бразильский специалист по истории авиации Энрике Линс де Баррос. Согласно этим критериям, летательный аппарат тяжелее воздуха должен был оторваться от земли, совершить полет на глазах экспертов и благополучно сесть, не используя никаких наземных приспособлений (рельсов, катапульт, наземных уклонов и т.п.), но лишь силу тяги, создаваемой пропеллером. Полет Сантоса-Дюмона полностью отвечал всем этим требованиям (первый полет братьев Райт — не совсем, но к этому времени в Дейтоне они давно уже поднимались в воздух без монорельсов).

    Сам бразильский Отец авиации стал знаменитостью задолго до своего полета. Отца Альберто называли Королем кофе. Кроме кофейных плантаций, ему принадлежали и железные дороги, и в 12 лет Альберто, который родился в 1873 году в штате Минас-Жерайс, любил подменять машиниста паровоза. В 15 лет он впервые увидел воздушных шар и решил, что будет летать. А в 1897 году перебрался в Париж, где била ключом конструкторская мысль.

    По Парижу бразильский аристократ ростом метр шестьдесят передвигался не в экипаже и не на авто. «К газовому фонарю рядом с его домом на Елисейских полях был привязан дирижабль, на котором каждый вечер он летал обедать к «Максиму». Днем он отправлялся на дирижабле за покупками и в гости к друзьям», — пишет биограф эксцентричного бразильца Пол Хоффмэн в книге «Крылья безумия». Дирижабли его конструкции отличались невиданной маневренностью. В 1899 году он впервые облетел вокруг Эйфелевой башни, первым придумал строить ангары. Именно ему мир обязан... наручными часами. До него они были карманными, что в воздухе создавало Альберто большие неудобства. И он заказал у своего друга Луи Картье часы, за которыми не нужно лезть в жилетку. Они были изготовлены специально для него в 1904 году, быстро вошли в моду, и появилась первая модель наручных часов «Сантос» от «Картье». Они продаются до сих пор примерно за две тысячи долларов. Но все-таки знаменит Сантос-Дюмон своими рекордами, поставленными на заре авиации, которую вынужден был оставить в 1910 году из-за рассеянного склероза. Он умер в Бразилии в 1932 году.

    Отцом авиации его считают только на родине. Даже во Франции, где летал Сантос-Дюмон и где любят оспаривать американскую точку зрения, приоритет первого в мире полета давно отдают братьям Райт. Правда, не все. Многие французы считают Отцом авиации своего соотечественника Клемана Адера.

    Французское слово «самолет» — «avion» пришло в язык от него. В 1890 году этот электроинженер и изобретатель создал летательный аппарат «авион» с паровым двигателем, двумя винтами и крыльями, как у летучей мыши. 9 октября того года — за 13 лет до братьев Райт — авион «Эол», названный в честь греческого бога ветра, поднялся в воздух, пролетел 50 метров и врезался в деревья в поместье друга Адера под Мецем. Совершенствуя свое изобретение на деньги правительства, через семь лет французский Отец авиации создал новый паровой авион. 14 октября 1897 года он взлетел на военной базе и пролетел 300 метров. Самолет развалился при посадке, а полет был неконтролируемым. Правительство отказало в дальнейшем финансировании, а Адер отказался от своего проекта, который хранили в секрете до публикации сообщений о полете братьев Райт. В отличие от их самолетов авион Адера взлетал, но не садился.

    Свой Отец авиации есть и у японцев. За 10 лет до братьев Райт сын самурая, инженер-любитель Чухачи Ниномия разработал модель моноплана по имени «Карасу». Аппарат имел фиксированные крылья, пропеллер и первые в истории авиации шасси, крепившиеся на треугольном каркасе. Такие в Европе и Америке появились лишь в 1930 годах. Наномия обивал пороги военных ведомств Страны восходящего солнца, прося финансовой поддержки. Но никто серьезно к его проекту не отнесся, а своих средств на строительство «Карасу» у него не было. Профессор Тсунэо Ногучи, изучив чудом сохранившиеся чертежи Наномии, утверждает, что если бы японский изобретатель смог собрать тогда денег на двигатель всего лишь в 12 лошадиных сил, он обошел бы братьев Райт на несколько лет.

    Деньги Наномия все же собрал, мотор заказал и ждал его поставки, когда из Америки пришла весть о «Флайере» братьев Райт. Наномия был подавлен горем, уничтожил свой аппарат, сжег бумаги и отказался от проекта. Когда до официального Токио дошло, какую ошибку он совершил, и Наномии было отправлено письмо с извинениями, было уже поздно. Изобретатель ушел в священники.

    Есть свои Отцы авиации и в Новой Зеландии, и в Уэльсе, но их претензии на приоритет еще менее обоснованы. Конечно, если бы не братья Райт, то чей-то самолет все равно бы поднялся в воздух. Но так вышло, что именно они стали первыми.


    Олег Поляковский
    "ЭХО планеты" ИТАР-ТАСС 2003, декабрь



    Добавить комментарий к статье



  • Братья Райт
  • Легендарные летчики
  • Авиаконструкторы
  • Кто родился в Год Кролика



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru