Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Интересно

Чехия. Знакомство перед поездкой
Египет. Коммунизм на отдельно взятой территории

Биография Александра Тихоновича Гречанинова


Российские композиторы
Биографии композиторов

Александр Тихонович Гречанинов Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) - русский композитор, живший после 1925 года во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился 13 (25) октября 1864 в Москве, учился в Московской консерватории у Танеева, Н. Д. Кашкина и В. И. Сафонова, затем перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классе Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, "Добрыня Никитич", была поставлена в московском Большом театре в 1903 году. Вторая, "Сестра Беатриса" (по Метерлинку) - в 1912 году в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925 году он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939 года жил в США (получил американское гражданство в 1946 году). Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера - "Женитьба" (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга "Моя жизнь". Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956 года.

Belcanto.ru
*************

Александр Тихонович Гречанинов родился 13 октября 1864 года в Калуге в семье мелкого торговца. Учился в Московской (1881-1890, у В. И. Сафонова, Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890-1893, у Н. А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. В начале своего творчества написал музыку к спектаклям МХАТа - "Царь Федор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" (1899), а также оперу-былину "Добрыня Никитич" (1901, постановка 1903 года).

В конце 1900-х-начале 1910-х годов Гречанинов пережил увлечение модерном, что отразилось в его опере "Сестре Беатрисе" по Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С. Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Бодлера и русских поэтов-символистов. В 1910-х годах композитор пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами. Как известно, введение инструментов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-1918 годов. В дореволюционный период в этом жанре Гречаниновым созданы: кантата "Хвалите Бога" (1915, 2-я редакция - 1932), концертная ария для альта с оркестром "Благослови, душе моя, Господа", полиелей "Хвалите имя Господне" для альта, струнного оркестра, арфы и органа и "Демественная литургия" (1917, 2-я редакция с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть "Сугубая ектения", записанная на пластинку Шаляпиным).

Гречанинов сначала восторженно принял революцию 1905 года (сочинил "Похоронный март" памяти Н. Баумана), а потом Февральскую революцию (совместно с К. Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью "Гимн Свободной России"). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертами-лекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 году совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т. Макухиной. В 1925 году Гречанинов покинул Россию. До 1939 года он жил в Париже, с 1940 года - в Нью-Йорке.

За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929 года по предложению известной русской певицы Н. Кошиц. В зарубежный период Гречаниновым были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера "Женитьба" по Н. Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение).

Наибольшую известность, особенно в США, принесла Гречанинову его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-1940-е годы им были созданы: монументальная Вселенская месса для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава - все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты; четвертая литургия для хора a cappelle по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера "Вселенской мессы" состоялась в Бостоне под управлением С. Кусевицкого. Премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Стоковского.

В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец "музыкального экуменизма" - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 году возобновились прерванные во второй половине 1930-х годов связи Гречанинова с Россией: в том году под впечатлением побед Советской Армии он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра "К Победе". Осенью 1944 года в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Гречанинова были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу "Моя жизнь" (Нью-Йорк, 1951, на русском языке).

Гречанинов скончался 4 января 1956 года в Нью-Йорке. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им. М. Глинки.



  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Российские композиторы
    Биографии композиторов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru