Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Таиланде для путешественников
  • Незнакомый Тунис
  • Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven). Великий композитор

  • Биография Бетховена
  • Афоризмы Бетховена
  • Трагедия Бетховена
  • Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты
  • Один против судьбы
  • Отзывы о Бетховене
  • Новости
  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Известные немцы


  • Добавить отзыв о человеке

    Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн - 26.3.1827, Вена) - немецкий композитор. Способности к музыке Бетховен проявил очень рано, и ему еще не исполнилось 8 лет, когда он стал выступать в концертах как клавесинист. Первые уроки музыки ему преподавал отец, служивший певчим в капелле боннского курфюрста; но музыкальные занятия будущего композитора в детстве были омрачены бездушным отношением отца, поставившего целью извлечение материальной выгоды из выдающегося дарования ребенка.

    Общее образование Бетховена ограничилось лишь низшей школой, и в 11 лет он уже был определен на службу помощником органиста боннской капеллы. Здесь он встретился с превосходным и чутким учителем - композитором и органистом К. Г. Нефе. В 1782 году увидело свет первое из написанных сочинений композитора - 9 вариаций для клавира на тему марша Е. К. Дреслера.

    В возрасте 16 лет Бетховен посетил Вену. Ему довелось тогда сыграть свои импровизации Моцарту, который выразил восхищение дарованием юноши. Вскоре по возвращении на родину Бетховен пережил глубокое потрясение - кончину горячо любимой матери. Отец, и раньше страдавший алкоголизмом, теперь еще больше пристрастился к вину. На юношу легла забота о куске хлеба не только для себя, по и для двух маленьких братьев. В эти годы важное значение для него имела моральная поддержка, которую он нашел в семействе Брейнингов.

    Восполняя пробелы общего образования, Бетховен совмещал службу в должности органиста и альтиста театрального оркестра не только с сочинением музыки, но и с изучением иностранных языков, античной мифологии, классической и современной литературы. В 1789 году он стал студентом философского факультета Боннского университета. Революционные идеи свободы, равенства и братства оказали огромное влияние на формирование мировоззрения композитора. Многие его произведения напоены героическим пафосом борьбы за справедливое переустройство мира.

    Осенью 1792 года Бетховен навсегда покинул Бонн и отправился в Вену для совершенствования под руководством И. Гайдна. Сохранившиеся учебные тетради Людвига Бетховена свидетельствуют о большом значении, которое он придавал овладению теорией композиции (он брал в Вене уроки не только у Гайдна, но также у И. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери). Являясь смелым новатором в музыкальном искусстве, Бетховен в то же время с подлинным уважением относился к высоким традициям прошлого. Так, И. С. Баха он называл "бессмертным богом гармонии", чье искусство "неисчерпаемо, как океан". Преклонялся он и перед Генделем, Глюком, Моцартом.

    В марте 1795 года состоялись два первых открытых выступления Бетховена в венском городском театре (одно из них в пользу вдовы Моцарта). Вдохновенный импровизатор, он вскоре завоевал ведущее место среди венских композиторов-пианистов. Но консервативные критики, не понимая яркой новизны его стиля, нередко упрекали Бетховена в излишней смелости и нарочитой оригинальности.

    За первое десятилетие пребывания в Вене Бетховен создал целый ряд замечательных произведений в различных жанрах, в т. ч. "Патетическую" и "Лунную" фортепианные сонаты, первые квартеты, "Аделаиду", 1-ю и 2-ю симфонии. Но еще не достигнув и 30 лет, композитор заболел тяжелым недугом, который стал для него величайшей трагедией жизни, - он начал терять слух. По признаниям Бетховена, он был близок к тому, чтобы покончить с собой. Только любовь к искусству и высокое сознание общественного долга удержали художника от рокового шага. Он с удвоенной энергией собрал свои творческие силы, чтобы "схватить судьбу за глотку", и вышел победителем из смертельно опасного кризиса.

    В 1803 году прозвучала "Крейцерова" соната, а в 1804 году - "Героическая" симфония - произведение грандиозное по замыслу и по масштабам, в котором, как писал А. Серов, "веяние свободы воспето со всею достодолжной чистотой, строгостью и даже суровостью героической мысли". В 1805 году увидела свет опера "Фиделио", в которой прославлен подвиг, совершенный бесстрашной женщиной во имя справедливости, во имя спасения мужа от темных сил тирании и реакции. В том же году была создана и соната "Арраssionata" - одно из самых гениальных творений мирового искусства. Около 4 лет (1804-1808) продолжалась работа Бетховен над знаменитой 5-й симфонией, идейное содержание которой можно выразить словами: от мрака к свету, через борьбу к победе. (Как и в ряде других сочинений композитора, - в 5-й симфонии отчетливо проступают интонационные связи с музыкой французской революции).

    По меткому определению Н. Я. Мясковского, "миропонимание Бетховена - захватывающий оптимизм с социальной окраской". Действительно, Бетховен воспел радость как утверждение жизни. Радость, обретаемая человеком в борьбе за идеал человечества, - такова основная концепция бетховенской музыки. Чтобы представить себе глубину и размах воплощения этой концепции, достаточно сопоставить друг с другом первые части и финалы 5-й и 9-й симфоний или вступление и заключение увертюры к "Эгмонту" Гёте. Сказанное относится не только к произведениям с триумфальным апофеозом. Медленная часть сонаты ор. 111 представляет собой совсем иную картину. Но и здесь воспевается счастливый мир, достигнутый в результате борьбы, развернувшейся в полной трагизма первой части. Не случайно гётевский Эгмонт был одним из любимых героев Бетховена, как не случайно и то, что "Appassionata" была вдохновлена образом шекспировского Просперо - образом человека, который силой воли, науки и фантазии сумел победить стихию, проявил необычайную выдержку в преодолении чудовищных препятствий и обрел высшую радость в надежде на светлое будущее.

    Демократическая основа бетховенского творчества нашла своеобразное отражение и в том исключительном внимании, которое он уделял изучению и обработке народных песен. Он аранжировал для голоса с сопровождением трио мелодии песен: шотландских и ирландских; немецких, австрийских и швейцарских; итальянских, тирольских и испанских; датских и шведских; русских и польских; венгерских и украинских (многие из них впервые опубликованы лишь в 1941 году, в т. ч. аранжировки русских песен "Во лесочке комарочков много уродилось", "Ах, реченьки, реченьки", "Как пошли наши подружки" и украинской песни "Ехав козак за Дунай"). Темы русских народных песен и танцев Бетховен использовал также и в ряде своих оригинальных сочинений, например, в финалах двух квартетов ор. 59. Но особо примечательно то, что и свои собственные музыкальные темы он нередко вполне сознательно приближал к характеру народных напевов. Примерами могут служить так называемая "венгерская вариация" финала Героической симфонии, скерцо из сонаты ор. 31 № 3, наконец - венчающая симфоническое творчество композитора хоровая тема финала 9-й симфонии, написанная на текст оды Шиллера "К радости".

    В последние годы жизни Бетховена к невзгодам, вызванным болезнью, добавились постоянные заботы и беспокойные хлопоты о племяннике (Карле). С 1818 года глухой композитор был вынужден пользоваться тетрадями, в которых его собеседники писали свои обращения к нему и отвечали на его вопросы. Эти "разговорные тетради" служат важным дополнением к письмам и дневникам композитора. В частности, они показывают, что до последних дней своей жизни Людвиг Бетховен оставался верен высокому идеалу социального равенства людей.

    Творчество Бетховена сыграло исключительно важную роль в истории музыки. Как никто из композиторов, творивших до него, он постиг заключенные в музыке возможности отражения процессов развития как борьбы и единства противоположностей. Этим постижением обусловлен свойственный бетховенской музыке глубокий драматизм жизненных конфликтов. Красота формы выступает в его сочинениях совершенно неотделимо от правдивого и всестороннего раскрытия явлений действительности, от воплощения высоких помыслов и идеалов человечества.

    Задачу искусства Бетховен видел в беззаветном служении народу. Стремясь к общедоступности инструментальной музыки, он приблизил ее язык к интонациям разговорной речи. Отсюда проистекают такие специфичные черты бетховенского стиля, как "говорящая мелодика", предельная рельефность построений и выразительность цезур между ними, отчетливость тональных планов и бесконечное богатство тончайших модуляций. Большинству своих произведений композитор не предпослал литературных разъяснений ("Пасторальная" симфония представляет одно из немногих исключений из общего правила). Но почти в каждом из крупных сочинений Бетховена всегда ощутима программно-идейная основа. Мужественный человек из народа, обладающий неиссякаемой творческой энергией и непримиримый в борьбе со злом, - таков главный бетховенский герой. В этом художественном образе получила ярчайшее выражение революционная героика современной Бетховену эпохи.

    Произведения Бетховена и поныне продолжают звучать с концертных эстрад всего мира. Популярность бетховенской музыки не только не уменьшается, но непрерывно возрастает. Призыв к единению людей, звучащий в 9-й симфонии, а также и в других его гениальных творениях, вдохновляет народы мира в священной борьбе за мир и демократию.

    М. Ю. Миркин


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


    Последние новости

    2015-05-26. Волосы Моцарта и Бетховена уйдут с молотка
    Пряди волос, принадлежащие двум великим композиторам, рассчитывают продать с аукциона в Лондоне как минимум за 16 800 евро.

    2015-04-27. Ученые выяснили, почему Бетховен потерял слух
    Достоверно известно, что Людвиг ван Бетховен имел проблемы со слухом. Всемирно известный композитор страдал от тиннитуса, или звона в ушах, с 31 года. Слух Бетховена постепенно ухудшался и со временем пропал вовсе. На премьере Симфонии № 9, состоявшейся в 1824 году, когда композитору было 54 года, он не слышал ничего.

    2015-01-08. Ученые: Композиции Бетховена связаны с его аритмичным сердцебиением
    Американские ученые связали композиции Людвига ван Бетховена с сердцебиением композитора, говорится в статье, опубликованной в научном журнале Perspectives in Biology and Medicine.




  • Биография Бетховена
  • Афоризмы Бетховена
  • Трагедия Бетховена
  • Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты
  • Один против судьбы
  • Отзывы о Бетховене
  • Новости
  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Известные немцы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru