Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Финляндия. Снежные радости
  • Кипр - остров любви
  • Арнольд Шёнберг. Основатель атональной музыки

  • Биография Шёнберга
  • Австрийские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Известные австрийцы


  • Арнольд Шёнберг (Schoenberg) (13.9.1874, Вена - 13.7.1951, Лос-Анджелес) - австрийский теоретик и композитор. Систематического образования не получил, являясь по существу самоучкой (недолгое время брал уроки у А. Цемлинского). В 1901 году Шёнберг переехал в Берлин, где дирижировал театральными оркестрами и сочинял песенки для кабаре, что было тогда его единственным источником существования. К этому времени он уже был автором ряда симфонических и камерных партитур. Летом 1903 года Шёнберг вернулся в Вену, где, продолжая активную творческую деятельность, занялся преподаванием композиции. В числе его первых учеников - А. Берг и А. Веберн. Около 1908 года начинает заниматься живописью, примыкая к направлению экспрессионизма. С 1910 года недолгое время ведет класс композиции в Венской музыкальной академии, с 1923 года - руководитель кафедры композиции в Высшей музыкальной школе в Берлине. В 1933 году Шёнберг вынужден был эмигрировать из фашистской Германии во Францию, а оттуда в США, где до 1944 года занимался педагогической деятельностью в консерватории Малкина в Бостоне и в университете Лос-Анджелеса (1936-1944).

    В ранних произведениях Арнольд Шёнберг предстает как неоромантик, последователь Вагнера, в меньшей степени Брамса: струнный секстет "Просветленная ночь" (1899; в 1917 году переложен для струнного оркестра), симфоническая кантата "Песни Гурре" (1901-1911), симфоническая поэма "Пеллеас и Мелизанда" по М. Метерлинку (1903) и др. Полифонический стиль Шёнберга достигает необычайной сложности и изощренности, при редком богатстве тембровых колористических эффектов. В 1906 году появляется Камерная симфония ми мажор для 15 инструментов (своеобразный опыт применения квартовых гармоний). В 1909 году обозначается окончательный отход Шёнберга от принципа тональности. Он создает экспрессионистские оперы - монодраму "Ожидание" (1909; пост. 1924) и "драму с музыкой" "Счастливая рука" (1913; пост. 1924), в которых приходит к полному "растворению тональности", к атонализму, получившему наиболее яркое воплощение в мелодраме "Лунный Пьеро" для голоса и восьми инструментов (1912). В этом сочинении, проникнутом чувством тоски, одиночества, Шёнберг впервые использовал прием "говорящего пения" (Sprech-gesang).

    Атональный период в творчестве Шёнберга продолжался относительно недолго. В 1922 году он опубликовал перед своими учениками результаты длительных теоретических изысканий, приведших его к идее "упорядоченного атонализма", к методу композиции на основе 12-тонового "ряда", или "серии", получившего название додекафония. Первой пьесой, написанной по новому методу, был Вальс из "Пяти пьес для фортепиано" (соч. 23). Затем с каждым новым сочинением в додекафонном стиле Шёнберг совершенствовал свою систему, основанную на полном равенстве всех 12 полутонов хроматического звукоряда, не знающих тяготения друг к другу или к основному тону. "Ряд" из 12 не повторяющихся тонов, составляемый для каждого нового произведения, должен, по мысли Шёнберга, заменять ладовую основу сочинения, вносить строгий порядок в атональное мышление, По новой системе Арнольд Шёнберг создал ряд оркестровых, камерно-инструментальных произведений: оперу "С сегодня на завтра" (пост. 1931), "библейскую драму" "Моисей и Аарон" (1932, не окончена; пост. 1957), "Вариации" для оркестра (1928), скрипки (1936) и фортепиано (1942) концерты, квинтет для духовых, квартеты №№3 и 4 и др. С течением времени отношение Шёнберга к своей системе изменялось. В сочинениях, написанных в годы жизни в США, он не раз допускал отклонения от строгих правил додекафонии, чем вызывал недовольство некоторых своих учеников и последователей. В ряде последних сочинений Шёнберг возвращается к принципу тонального письма или допускает постоянные нарушения жестких правил додекафонии, используя в своей музыке тональные элементы. Влияние Шёнберга на развитие современной музыки (особенно в годы после 2-й мировой войны) было чрезвычайно сильным и сказалось на развитии многих национальных школ. Распространению влияния Шёнберга способствовал его выдающийся талант педагога-теоретика и блестящего полемиста, создавшего ряд ценных теоретических трудов ("Учение о гармонии" - 1911, теоретические и полемические статьи, собранные в книге "Стиль и идея" - 1950, и др.).

    М. Ю. Миркин


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Шёнберга
  • Австрийские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Известные австрийцы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru