Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

10 неизвестных мест Парижа, где надо побывать
Португалия: винный рай на окраине материка

Жорж Бизе (Georges Bizet). Автор "Кармен"


Биография Бизе
Афоризмы Бизе
Французские композиторы
Биографии композиторов
Скорпионы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Жорж

Жорж Бизе (Georges Bizet) (25.10.1838, Париж - 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа) - французский композитор. Отец Бизе был учителем пения, мать - пианистка, она и стала впоследствии первой учительницей музыки своего сына. Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано. Девяти лет он поступил в Парижскую консерваторию, где учился у А. Мармонтеля (фортепиано) и Ф. Бенуа (орган). Теоретические дисциплины Бизе проходил у П. Циммермана, знатока полифонии, ученика Керубини, композицию у Ф. Галеви. Циммерману на уроках помогал его ученик Ш. Гуно, общение с которым было чрезвычайно плодотворным для Бизе. Через Гуно Бизе познакомился с некоторыми новыми творческими веяниями, в частности в области оперы. В семье Галеви юный Бизе нашел людей разносторонних интересов, встречался с литераторами, драматургами, учеными.

Талант композитора развивался быстро и гармонично; он делал большие успехи как в теоретических, так и специальных дисциплинах. В 1857 году ему была присуждена Римская премия за кантату "Кловис и Клотильда". Еще раньше Бизе получил (совместно с Ш. Лекоком) 1-ю премию за оперетту "Доктор Миракль" (поставлена в 1857) на конкурсе, организованном Ж. Оффенбахом. Среди юношеских произведений Бизе выделяется свежестью музыкальных мыслей симфония до мажор (1855).

К моменту окончания консерватории Жорж Бизе - первоклассный пианист, превосходно читающий с листа сложнейшие партитуры. Берлиоз сравнивал его в этом отношении с Листом и Мендельсоном.

Годы 1858-1860 Бизе провел в Италии. Путешествия по стране, природа, жизнь народа, художественная культура прошлого произвели на него сильное впечатление.

За время пребывания в Италии расширился общий кругозор композитора, определились художественные вкусы. Его эстетическим идеалом были Моцарт, Рафаэль, Джорджоне, он ценил "Моцартовские черты" в Россини, из современников больше всего чтил Гуно. Творческие итоги "итальянских лет" - "Те Deum" (1858) и комическая опера "Дон Прокопио" (1859, поставлена в 1906) - в духе "омоложенного Чимарозы" (как говорил сам автор), в которой он обнаружил уверенное владение стилем буфф, симфония-кантата "Васко да Гама" (1860).

По возвращении в Париж Бизе написал одноактную комическую оперу "Гузла эмира" (1862), но неудовлетворенный ею отказался от постановки. Отсутствие средств к существованию заставляло Бизе браться за любую работу - он давал уроки, занимался переложениями для ресторанных оркестров, чтением корректур. Предложение дирекции Лирического театра написать оперу было большой удачей для композитора. Несмотря на условности жанра "большой оперы" и неправдоподобный экзотический сюжет, "Искатели жемчуга" (поставлена в 1863) привлекают чувством "большой страсти", яркостью народных сцен, своеобразием мелодики и колорита. Оперу отметил сочувственной статьей Берлиоз.

Следующие работы Бизе - "большая опера" "Иван Грозный" (1865; долгое время считалась утерянной, поставлена впервые в 1946 году), отдельные музыкальные достоинства которой не могут искупить перегруженность либретто и отсутствие исторического и национального колорита; а также комическая по жанру, но драматичная по содержанию "Пертская красавица" по В. Скотту (поставлена в 1867). Драма простой девушки, преследуемой влюбленным в нее герцогом, поэтичная обстановка действия (средневековая Шотландия) вызвали к жизни музыку яркую, сочную, полную свежести и лирического обаяния, скрадывающую неровности стиля и неравноценность музыкальных характеристик. В "Пертской красавице" наметились черты позднейшего реализма Бизе, мечтавшего реформировать комическую оперу и сделать ее носительницей глубоко жизненных конфликтов и чувств. Успехи реалистического искусства в области литературы и живописи, реалистические тенденции лирической оперы помогли ему найти свой путь.

События 1870-1871 годов глубоко затронули Жоржа Бизе. Он вступил в национальную гвардию и не покинул Париж во время осады. Патриотические настроения композитора нашли впоследствии выражение в увертюре "Родина" (программно связанной с восстанием Костюшко), в замысле оратории "Женевьева Парижская" (к сочинению которой он приступил в 1875 году).

Одноактная комическая опера "Джамиле" по поэме "Намуна" А. Мюссе (поставлена в 1872) - свидетельство творческой зрелости и всесторонности мастерства Бизе. Поэтическая одухотворенность образа Джамиле своеобразно сочетается с остротой обрисовки комедийных персонажей. Скромные формы комической оперы с диалогами не мешают широте симфонического развития.

Музыка к драме А. Доде "Арлезианка" открыла собой высший этап творчества композитора. В "Арлезианке" он впервые нашел свою тему и своего героя, с глубоко гуманистических позиций раскрыл трагедию "маленьких людей". В партитуру вплетены элементы южнофранцузской народной музыки. Широкоизвестны две сюиты из музыки к "Арлезианке" (вторая сюита составлена другом композитора Э. Гиро).

В это же время Бизе работал над "Кармен" на либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноименной новелле П. Мериме (поставлена в 1875).

Написанная в традиционных формах комической оперы с диалогами, "Кармен" отличается силой драматизма, интенсивностью музыкального драматургического развития, яркостью образов и колорита. Музыка оперы пронизана интонациями и звучаниями испанской народной песни и танца; песенно-танцевальные мелодии и жанры, драматизирующиеся вместе с развитием действия, составляют реалистическую основу музыкальных характеристик. Яркость вокальных партий подчеркивается в опере блестящим и колоритным оркестром, симфоничность развития сочетается с совершенной законченностью форм, прозрачностью и легкостью письма. В "Кармен" композитор высокохудожественно воплотил глубоко реалистическую драму из жизни простых людей, найдя в обновленных традиционных национальных формах свое решение проблемы музыкальной драмы 19 века.


М. Ю. Миркин


Добавить комментарий к статье




Биография Бизе
Афоризмы Бизе
Французские композиторы
Биографии композиторов
Скорпионы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Жорж


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru