| |||
Франц Йозеф Гайдн. Представитель венской классической школы • Биография Гайдна • Афоризмы Гайдна • Счастье жить Йозефа Гайдна • Австрийские композиторы • Биографии композиторов Йозеф Гайдн (Haydn) (31.03. или 1.04.1732, Popay, Нижняя Австрия - 31.05.1809, Вена) - австрийский композитор. Первые музыкальные впечатления Гайдн получил в раннем детстве от отца - деревенского каретника, любителя народной песни. Основы музыкального образования проходил у родственника И. М. Франко. В восьмилетнем возрасте Гайдн, обладавший отличным голосом, был отобран капельмейстером венского собора святого Стефана Г. Рейтером в хор мальчиков. В Вене юный Гайдн пробует свои силы в области варьирования мотетов, самостоятельно изучает теоретические труды Фукса и Маттесона, занимается игрой на фортепиано и скрипке. В 1749 году был изгнан из капеллы собора. Он становится уличным музыкантом, часто голодает, но в то же время продолжает совершенствоваться в своем искусстве. В середине 1750-х годов он поступает на службу к Н. Порпора в качестве аккомпаниатора (и одновременно камердинера). Некоторое время он занимался с Порпорой по композиции. Здесь же Гайдн познакомился с В. Глюком, К. Диттерсдорфом, Г. X. Вагензейлем, В 1752-1756 годах появляются первые сочинения Гайдна - месса, небольшие фортепианные пьесы, написанные для учеников, дивертисменты, зингшпиль "Хромой бес" (по Лесажу) и др. Вероятно в 1755 году Гайдн сочинил свой первый струнный квартет (си-бемоль мажор), за которым следует ряд инструментальных сочинений, обнаруживающих известное влияние Ф. Э. Баха. В 1759 году Гайдн переезжает в Лукавец (близ Пльзеня, Чехия) в качестве "камерного композитора" при капелле графа Морцина. В том же году он сочинил свою 1-ю симфонию. В 1761 году Гайдн поступил па службу в капеллу венгерских князей Эстергази в Эйзенштадте. В этой капелле он служил почти 30 лет - сначала в качестве второго, а с 1766 года - в качестве первого капельмейстера. За это время Гайдн сочинил огромное количество симфоний, концертов, квартетов, трио, опер, зингшпилей и др. произведений. Постоянная зависимость от вельможного хозяина, смотревшего на музыканта, как на слугу, была для Гайдна в тягость. Но вместе с тем наличие в капелле Эстергази хорошего оркестра и хора позволяло все время проверять звучание своих произведений, экспериментировать, находить новые творческие решения. С середины 1760-х годов слава Гайдна как композитора быстро растет. Его произведения (иной раз без ведома самого Гайдна) издаются в Париже, Лондоне, Амстердаме. Никто из композиторов инструментальной музыки - предшественников Гайдна не достиг столь широкой известности при жизни, как он. В 1781 году Гайдн встречается в Вене с Моцартом; они вместе участвуют в квартетных вечерах. Дружба Гайдна с Моцартом сыграла важную роль в эволюции стиля обоих великих композиторов. В 1790 году, после смерти Н. Эстергази и роспуска его капеллы, Гайдн переехал в Вену. В конце 1790 года по приглашению лондонского скрипача и импресарио И. П. Саломона он отправился в Англию, где прожил около полутора лет. Возвращаясь в Вену, летом 1792 года, Гайдн проезжал через Бонн; здесь состоялась встреча Гайдна с его будущим учеником - молодым Бетховеном. В 1794-1795 годах Гайдн вторично посетил Англию. Здесь были написаны его знаменитые лондонские симфонии. В Лондоне Гайдн впервые услышал оратории Генделя, которые произвели на него огромное впечатление. Под влиянием этих произведений Гайдн написал в 1797 году ораторию "Сотворение мира" по поэме Дж. Мильтона "Потерянный и возвращенный рай", а в 1800 году - ораторию "Времена года". Обе оратории Гайдна принадлежат к числу значительнейших произведений мировой хоровой музыки. (Ораторией "Сотворение мира" начало свою концертную деятельность организованное в 1802 году "Петербургское филармоническое общество", которое учредило золотую медаль в честь Гайдна) После сочинения оратории "Времена года" Гайдн почти отошел от композиторской деятельности. В наследии Гайдна огромное число произведений самых разнообразных музыкальных жанров. Его сочинениям присущи жизнерадостность, простодушный юмор, бодрость тона. Проникнутая реалистическими образами, музыка Гайдна глубоко связана с народной основой; он претворял в своих произведениях интонации австрийских, немецких, тирольских, венгерских, чешских, словацких, хорватских песен и танцев, воплощал музыкальные картины природы и народного быта. В свою очередь многие мелодии, созданные композитором, впоследствии вошли в практику народного музицирования. Создатель классической 4-частной симфонии, Гайдн был прозван "отцом симфонии". Хотя произведения этого жанра создавались и до него, но Гайдн достиг в них высокого совершенства. В своих симфонических произведениях Гайдн утвердил состав современного парного оркестра, четко разграничил функции каждой оркестровой группы. С именем Гайдна связана значительная веха в истории камерной музыки, в особенности струнного квартета. Огромную роль сыграл Гайдн в развитии сонатной формы, получившей в его симфонической и камерной музыке классическое воплощение. Гайдн написал также множество фортепианных пьес-сонат, вариаций, произведений для скрипки с фортепиано и др. Композитор охотно обращался и к оперному жанру, создавая преимущественно комические оперы. Из них наиболее известна опера "Аптекарь" по комедии К. Гольдони (пост. 1760), исполняющаяся до наших дней. Наряду с Моцартом и Бетховеном Гайдн является крупнейшим представителем венской классической школы, оказавшей огромнейшее влияние на все последующее развитие инструментальной музыки. М. Ю. Миркин. Добавить комментарий к статье • Биография Гайдна • Афоризмы Гайдна • Счастье жить Йозефа Гайдна • Австрийские композиторы • Биографии композиторов Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |