Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Рассказы о Вене
  • 10 лучших блюд тайской кухни
  • Рихард Вагнер (Richard Wagner). Великий оперный реформатор

  • Персонажи опер Вагнера
  • Биография Вагнера
  • Афоризмы Вагнера
  • Полет над гнездом валькирий
  • "Призвать к жизни неслыханное"
  • Отзывы о Вагнере
  • Новости
  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Известные немцы


  • Добавить отзыв о человеке

    Рихард Вагнер (Wagner) (22.5.1813, Лейпциг - 13.2.1883, Венеция) - немецкий композитор. С детских лет Вагнер жил в семье, в которой музыка и театр играли большую роль. Он участвовал в детских спектаклях, увлекался Шекспиром, сам сочинял стихи и пьесы. Будучи студентом философского факультета Лейпцигского университета, Вагнер начал систематически заниматься музыкой; его учителями были X. Мюллер (фортепиано) и Т. Вейнлиг (композиция). Первые произведения Вагнера - фортепианная соната, 4 увертюры для оркестра, симфония До мажор, несколько композиций к "Фаусту" Гёте, струнный квартет. К 1833 году относятся эскизы задуманной, но не законченной оперы "Свадьба", а в 1834 году Вагнер написал свою первую оперу "Феи" (пост. 1888) по пьесе К. Гоцци "Женщина-змея". В том же году он переехал в Магдебург, где работал дирижером оперного театра. Здесь он сочинил оперу в итальянском стиле "Запрет любить" (пост. 1836) на сюжет шекспировской комедии "Мера за меру". В 1836 году Рихард Вагнер работает дирижером оперного театра в Кенигсберге, а в следующем году - в Риге. В 1839 году Вагнер переехал в Париж; здесь он испытывал материальные затруднения, терпел нужду, часто голодал. Но и в таких тяжелых условиях композитор не прекращал творческой деятельности. В Париже он сочинил увертюру "Фауст", закончил начатую в Риге "большую оперу" "Риенци", по сюжету романа Э. Булвер-Литтона, и написал оперу "Летучий голландец". Разочаровавшись в Париже, о котором он столько мечтал, Вагнер в 1842 году уехал на родину, в Германию. В Дрездене ему удалось осуществить постановку оперы "Риенци". Здесь же в 1843 году он поставил оперу "Летучий голландец" ("Моряк-скиталец") и получил звание саксонского королевского придворного капельмейстера. Написанная на основе народной легенды и новеллы Гейне, опера "Летучий голландец" завершает собой первый, романтический период творчества Вагнера и знаменует его вступление на путь смелого новаторства. Почти полное отсутствие замкнутых и изолированных номеров, установление смысловой взаимозависимости между музыкальными темами посредством лейтмотивов, получивших столь широкое распространение в последующих операх Вагнера, - все это отличает оперу "Летучий голландец" от оперных произведений того времени. В музыке оперы звучит страстный протест против своекорыстия и эгоизма, ее отличает правдивость выражения переживаний действующих лиц.

    Новый этап творчества Вагнера составляют 1840-е годы, когда он создал оперы "Тангейзер" (пост. 1845, Дрезден) и "Лоэнгрин" (пост. 1850, Веймар) по мотивам средневековых германских и романских сказаний. Эти произведения героико-романтического характера положили начало реформе Вебера в области оперного искусства. Он стремился к созданию музыкальной драмы, которую можно было противопоставить итальянской и французской "большой опере" с ее внешними эффектами, с ее разрывом между музыкой и действием. Рихард Вагнер считал, что композитор и драматург должны быть объединены в одном лице, и уже с оперы "Риенци" он сам писал либретто для всех своих опер. "Лоэнгрин" по существу является первой музыкальной драмой Вагнера. Идея лейтмотивов получила в этой опере свое дальнейшее развитие, большая роль была отведена оркестру.

    Участник дрезденского (майского) восстания 1849 года, Вагнер вынужден был эмигрировать за границу. Он поселился в Швейцарии и здесь в ряде своих теоретических трудов ("Искусство и революция" (1849), "Опера и драма" (1851) изложил свои эстетические взгляды. Он ставил вопрос о правильном взаимоотношении между музыкой и драмой, требовал полного соответствия словесного материала, его музыкального выражения и действия, утверждал доминирующее значение оркестра в опере. В своих теоретических трудах Вагнер высказывал прогрессивные мысли о связи искусства с жизнью, разоблачал лицемерие буржуазной цивилизации. Вместе с тем эти труды страдают известным схематизмом, идеалистическим отношением к легендарным сюжетам-мифам, в чем сказались свойственные Вагнеру той поры тенденции мелкобуржуазного анархизма.

    В конце 1850-х годов Вагнер дирижировал собственными произведениями в Лондоне, Брюсселе, Париже. Постепенно он отошел от прежних передовых взглядов и увлекся пессимистической философией Шопенгауэра. В 1858-1859 годах Вагнер создал оперу "Тристан и Изольда" на сюжет одноименного романа 13 века. В этой опере, представляющей важный шаг вперед в области гармонии и эмоциональной выразительности, уже сказался, однако, отказ Вагнера от его революционных убеждений. В 1861 году он был амнистирован и получил разрешение вернуться на родину. В 1852 году, живя в Бибрихе, композитор начал работу над одним из лучших своих произведений - комической оперой "Нюрнбергские мейстерзингеры" (пост. 1868, Мюнхен); написанная на историко-бытовой сюжет, отличающийся глубокой народностью, опера захватывает слушателя своей сочной, жизнеутверждающей музыкой, реалистически обрисованными народными типами и характерами. Реформаторская деятельность Рихарда Вагнера в области оперы получила свое окончательное завершение в его грандиозном творении - тетралогии "Кольцо нибелунга". Это цикл из четырех музыкальных драм, написанных на основе германо-скандинавского мифа о нибелунгах: "Золото Рейна" (1869, Мюнхен), "Валькирия" (1870, Мюнхен), "Зигфрид", "Гибель богов" (обе 1876, Байрейт).

    Работу над тетралогией Вагнер прервал для гастрольных поездок по Европе. Он выступал в различных странах, в т. ч. в России (1863). В Петербурге и Москве композитор с большим успехом дирижировал концертами из своих произведений. Эти концерты подготовили и первую постановку в Петербурге в 1866 году вагнеровской оперы "Лоэнгрин".

    В 1871 году Вагнер переехал в Байрейт. При содействии друзей и поклонников Вагнера, создавших "Вагнеровское общество", в Байрейте был построен театр, предназначенный для постановки "Кольца нибелунга". Первая постановка всей тетралогии состоялась в этом театре в 1876 году.

    В конце 1870-х годов Вагнер написал свою последнюю оперу "Парсифаль" (пост. 1882, Байрейт), названную композитором "торжественной сценической мистерией". При всех выдающихся музыкальных достоинствах опера по социальному содержанию является отражением реакционно-мистических взглядов Вагнера последнего периода его жизни.

    После смерти композитора в Байрейте продолжались систематические постановки его опер. Они ставятся там и поныне.

    Рихард Вагнер вошел в историю музыки как великий оперный реформатор. Он стремился к полному, органическому синтезу музыки и драмы, музыки и поэзии. Это стремление привело Вагнера к отказу от привычных форм законченных оперных номеров, к преобладанию речитативного начала, которое Лист назвал "доведенным до совершенства великим декламационным стилем", привело к системе мелодий-характеристик - "лейтмотивов", сопровождающих основные образы, передающих идеи, взаимоотношения действующих лиц. В то же время композитор несколько преуменьшал роль вокальных партий. "Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки", - писал Чайковский. Русские композиторы П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и некоторые другие, признавая большие гармонические и оркестровые достижения Вагнера, критически относились к его музыкально-драматургической концепции. Тем не менее значение Рихарда Вагнера в истории музыки исключительно велико. Он оказал влияние не только на развитие музыкального театра, но и на некоторые принципы программного симфонизма.

    М. Ю. Миркин


    Комментарии к статье:

    Автор: Гнилая википедия
    Дата: 2015-12-16 23:13:30

    Что касается влияний различных философов, которые испытал Вагнер, то здесь традиционно называют Фейербаха. А.Ф. Лосев в черновых набросках своей статьи о Вагнере полагает, что знакомство композитора с творчеством Фейербаха было довольно поверхностным. Ключевым выводом, который сделал Вагнер из размышлений Фейербаха, была необходимость отказа от всякой философии, что, по мнению Лосева, свидетельствует о принципиальном отказе от всяких философских заимствований в процессе свободного творчества. Что до влияния Шопенгауэра, то оно было, по всей видимости, сильнее, и в «Кольце Нибелунга», равно как и в «Тристане и Изольде» можно обнаружить парафразы некоторых положений великого философа. Однако едва ли можно говорить о том, что Шопенгауэр стал для Вагнера источником его философских представлений. Лосев полагает, что Вагнер настолько своеобразно осмысливает идеи философа, что только с большой натяжкой можно говорить о следовании им.

    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


    Последние новости

    2015-09-08. Ноты свадебного марша Вагнера выставили на продажу за 3,6 миллиона долларов
    Рукописная партитура свадебного марша (Treulich Geführt) из оперы немецкого композитора Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» выставлена на продажу на сайте momentsintime.com. Продавец установил фиксированную цену — 3,6 миллиона долларов.

    2015-02-25. Новосибирский театр отказался закрывать скандальную постановку оперы Вагнера
    Новосибирский государственный академический театр оперы и балета отказался закрывать постановку оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» и намерен бороться за право ее показывать, передает пресс-служба театра. Отмечается, что спектакль, в котором усмотрели оскорбление чувств верующих, уже включен в текущий репертуар театра. Продаются билеты на март.

    2015-02-24. Режиссера обвинили в оскорблении чувств верующих за постановку оперы Вагнера
    Прокуратура Новосибирска возбудила дело об административном правонарушении в отношении режиссера Тимофея Кулябина, который поставил в местном театре современную версию оперы Рихарда Вагнера «Тангезер». Поводом стало обращение главы Новосибирской митрополии Тихона, сообщается на сайте региональной прокуратуры.




  • Персонажи опер Вагнера
  • Биография Вагнера
  • Афоризмы Вагнера
  • Полет над гнездом валькирий
  • "Призвать к жизни неслыханное"
  • Отзывы о Вагнере
  • Новости
  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Известные немцы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru