Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайный словарь

Интересно
  • Франция. Знакомство перед путешествием
  • Дайвинг в Таиланде
  • Пьер Огюстен Бомарше (Pierre Augustin Beaumarchais). Жизнь Фигаро

  • Биография Бомарше
  • Афоризмы Бомарше
  • Пройдоха и гений
  • Безумный день. И вся жизнь Бомарше
  • Французские писатели
  • Биографии писателей
  • Водолеи (по знаку зодиака)
  • Французские драматурги
  • Известные французы


  • Человек эпохи Просвещения

    Пьер Огюстен Карон де Бомарше прожил жизнь, наполненную приключениями, славой, богатством, властью. Он был часовщиком, придворным, арестантом, писателем, шпионом, революционером. Этот человек воплотил в себе всю эпоху Просвещения — от надежд до разочарования.

    Бомарше — это характер веселый, активный, искрящийся. Талант приносит ему богатство, а упорство — славу. Он терпит поражение, но с блеском превращает его в победу. Опасные приключения возвращают ему деньги и влияние, и каждый этап своей жизни он освещает пером.

    Пьер Огюстен Карон родился в 1732 г., 24 января, в семье часовщика, и этот факт, казалось, определил его дальнейшую жизнь. Тем более, что юноша проявил настоящий талант: изобрел приспособление, позволившее делать часы миниатюрными, которое используется до сих пор. Его часики-кольца стали фирменным изделием, принесшим немалые деньги. Но о своем праве на это изобретение заявил швейцарский часовщик, и тогда Карон решил спор весьма оригинально: обратился с ярким посланием, но не в суд, а в академию наук. Опираясь на логику и прекрасный стиль, он доказал свой приоритет. Так проявился его талант литератора, к которому добавился еще и музыкальный: Карон недурно играл на флейте и арфе. Честолюбие молодого образованного человека соответствовало его достижениям.


    Герой-скандалист

    Карон мечтает войти в высший свет на правах равного. Его часики украшают пальцы многих дам и кавалеров, он представлен королю Людовику XV, но это все не то. Карон решается на шаг, который должен помочь достижению цели, — заключает фиктивный брак. Это мадам де Бомарше. Она вдова, старше его, достаточно состоятельна. Карон к этому времени тоже вдовец, а его деньги увеличивают их состояние. Но фиктивная любовь становится настоящей, а на общие деньги новоявленный дворянин де Бомарше купил пост контролера королевской кладовой. Это означало, что, роскошно разодетый, он поддерживал блюдо, на котором королю подавали еду, и даже был удостоен чести ставить его перед королем. Сбылась мечта: он вошел в мир, о котором так грезил, и с головой окунулся в новую жизнь. Позднее о нем говорили, что де Бомарше «любил все — славу, деньги, философию, удовольствие, а больше всего шум». Королю нравится иногда послушать весельчака Бомарше, а наследный принц (дофин) с некоторым удивлением замечает, что во всем государстве Бомарше — единственный человек, который не боится сказать правду в глаза, причем не делая из этого скандала. Его назначают учителем музыки, обучающем игре на арфе четырех дам, незаконнорожденных дочерей Людовика XV. Бывший плебей становится влиятельной особой, с которой раскланиваются вельможи в аллеях Версальского парка. Разумеется, он включается в дворцовые интриги.

    Бомарше примыкает к таким же людям, как и он, не имевшим дворянского происхождения и добившимся всего благодаря уму и ловкости. Вся Франция знает маркизу де Помпадур, главную фаворитку короля, чье влияние огромно. Она — урожденная Пуассон, ее отец — служащий банкира Дюверне, который является также графом дю Ферьером и сеньором де Плезаном, государственным советником короля и хранителем его казны. Он такого же незнатного происхождения, что и Бомарше и Помпадур, сын хозяина постоялого двора в Альпах. Свое богатство Дюверне сколотил во времена регента Филиппа Орлеанского, а во времена Людовика XV благодаря Помпадур достиг фантастического богатства. Его частным агентом и становится Бомарше. Но близость к власти не только дает преимущество, но и таит в себе угрозу.

    Семилетняя война стоила Франции миллиона солдат, 2,5 миллиарда франков и территориальных потерь. Дюверне тоже много потерял. Когда 17 июля 1770 г. 86-летний банкир умер, его имущество оценили в 1,5 миллиона ливров, что изумило многих, прежде всего наследников, надеявшихся как минимум на сумму в десять раз больше. Его внучатый племянник граф де ла Блаш, естественно, был очень недоволен и потому категорически отверг требования Бомарше оплатить долговое обязательство в 15 тысяч ливров, выданное тому Дюверне. Он объявил обязательство подлогом, а в ответ на резкие высказывания Бомарше добился наложения ареста на его имущество. Бомарше не собирался отступать, ведь сумма была для него значительная, и подал в суд. Но тут пришла новая беда.

    Нравы двора были весьма свободные, любовные приключения служили одним из основных источников новостей. Особенно любили при дворце обсуждать скандалы. Так герцог де Шон узнал, что у его любовницы есть еще один поклонник. Это был Бомарше, ставший к этому времени вдовцом. По правилам такой конфликт должна была решить дуэль, но не между дворянином и плебеем. Герцог ворвался в дом Бомарше и устроил там грандиозный переполох. Вызванные полицейские не решились действовать против столь важной персоны, и тогда Бомарше восстановил порядок сам — выставив герцога при помощи обыкновенного пинка. За подобное оскорбление дворянина по приказу короля Бомарше отправили в «прекрасный замок, с тройными дверями и решетками на окнах» — тюрьму.

    Чтобы окончательно уничтожить врага, граф де ла Блаш договорился с газетчиком Маренном. И тот стал пересказывать сфабрикованные письма, в которых Бомарше изображался как совратитель, убийца трех жен (хотя был женат лишь дважды), аферист и прочее. Причину ареста знали немногие, король запретил касаться этого вопроса, дабы не компрометировать герцога и пэра Франции. Казалось, дело Бомарше проиграно…

    Но не зря он говорил: «Когда моя голова полна дел — к черту занятия литературой, но если дела кончены, рука тянется к перу и бумаге, и я охотно болтаю чепуху». Чтобы расправиться со сплетниками, Бомарше пришлось объединить литературу и дела.

    Вначале Бомарше решил идти знакомым путем: дать взятку судье, передав тому через его жену 100 луидоров и часы с бриллиантами. Госпожа Гезман принимая «дар» заявила: «Невозможно жить прилично на то, что мы получаем, но мы умеем ощипать курицу так, что она у нас и не пикнет». Позднее госпожа судейша потребовала еще 15 луидоров для секретаря. Однако судья Гезман, поразмыслив, решил стать на сторону более сильного: Бомарше обвинили в подлоге и попытке подкупа. За это его наказали: предали моральному осуждению, лишили подданства и гражданских прав. Естественно, негласно взятка была возвращена, за исключением 15 луидоров, и тогда Бомарше решил сам подать в суд. Этот суд стал началом грандиозного скандала.

    Все детали процесса Бомарше освещал в «Мемуарах», поразительном документе: с одной стороны, юридической апелляции, с другой — политическом памфлете на нравы эпохи. Не имея шансов добиться справедливости в зале суда, Бомарше применил оружие, ранее невиданное: обращение к общественному мнению. Мемуары выходили в течение 1773 — 1774 гг., их читали во Франции, а затем и в других странах Европы. Причем там не было ни одного слова лжи, ведь это был юридический документ, и в то же время он читался как литературное произведение. В образе судьи, его супруги и других своих врагов Бомарше отобразил все нравы эпохи. Сам король вместе с новой фавориткой Дюбари, сменившей умершую Помпадур, читал эти «Мемуары». Судья — сухой педант, отец незаконнорожденного сына, отказался ради собственного спасения от жены. Госпожа Гезман, глупая и ограниченная, весь процесс вела себя по принципу «сам дурак!», но Бомарше ни в коем случае не стремился оскорбить ее, он не хотел потерять симпатии женщин. После допроса, когда госпожа Гезман окончательно запуталась, Бомарше прямо, но своеобразно обвинил ее в клевете: «Как она могла сказать, что ей тридцать лет, когда на вид ей не дашь больше восемнадцати?» Женщина, за минуту до этого метавшая громы и молнии, милостиво улыбнулась и по окончании заседания попросила Бомарше проводить ее до кареты. Хотя и назвала его при этом человеком «себе на уме».

    Процесс закончился странно. Гезмана выслали из Парижа. Бомарше вновь подвергли моральному осуждению, но в тот же день в его доме побывали с визитами все известные люди города, а принц королевской крови дал в его честь обед. Эгоистичный монарх, казалось, с удовольствием наблюдал, как его монархия катится под откос. Тем не менее вежливо, но твердо Бомарше было сказано, что, несмотря на полученное удовольствие, его величество не желает более появления чего-то подобного «Мемуарам».


    Шпион и революционер

    Бомарше нужно было думать о дальнейшей жизни. Правда, король не оставил своего любимца без внимания. Ему предложили место в «секрете короля» (разведке). Первые же поручения были как раз в духе Бомарше.

    В Лондоне собралось немало эмигрантов, по тем или иным причинам вступивших в конфликт с короной. Они вовсю пользовались свободой прессы, критикуя короля. Один из них, Тевено де Моранд, подготовил книгу, в которой описывались похождения мадам Дюбари и нравы двора. Попытка похитить шантажиста закончилась неудачей, покушавшихся искупали в Темзе. Тогда для переговоров прибыл некий шевалье де Ронак. Этот псевдоним был анаграммой фамилии Карон. Как заявил Бомарше, после изобретения денежных знаков все проблемы стали решаемы. Переговоры были трудными, стороны с яростью торговались. Моранд получил 32 тысячи ливров и пенсию в 4 тысячи, после чего в присутствии Бомарше уничтожил все экземпляры книги. Более того, Бомарше завербовал Моранда как агента.

    Шевалье д,Эон стал еще одним «клиентом» новоявленного разведчика. С ним было труднее, он имел документы более опасные, был любимцем англичан и популярной личностью, известной также тем, что переодевался в женщину. Деньги и здесь решили проблему, но взамен шевалье пришлось взять на себя обязательство носить женское платье до конца дней. В своих письмах Бомарше пишет о нем не иначе, как о женщине, точно так же к д,Эону обращаются и другие лица, что до сих пор вызывает споры о том, какого пола был этот человек. В отместку шевалье стал ухаживать за Бомарше, выводя того из себя. Тем не менее они подружились.

    В это время умер Людовик XV. Людовик XVI поручил завершить все дела. Бомарше пришлось поездить по Европе, гоняясь за новым шантажистом, его даже приняла австрийская императрица Мария-Терезия, но ее канцлер Кауниц арестовал его за инсценировку нападения разбойников под Нюрнбергом с целью подставить шантажиста. А в итоге за выполненную работу Бомарше вернули гражданство и права.

    23 февраля 1775 г. на сцене «Комеди Франсез» состоялась премьера «Севильского цирюльника». Фигаро — это и есть сам Бомарше, ловкий, умный, помогающий своим знатным хозяевам. Комедия была сочетанием прекрасных диалогов и политических идей XVIII века.

    Поправились и денежные дела. Бомарше при поддержке короны организовал поставку вооружения в США, восставшие против Англии.


    Разочарование

    Подлинными вождями Просвещения принято считать Вольтера, Руссо, Дидро, но Бомарше помог сделать их идеи общедоступными, показать, как они действуют на практике. Он, Фигаро, полный сил, надеющийся только на себя, добивается всего в жизни, и это справедливо. Жизнь Бомарше была иллюстрацией передовых взглядов. Американская революция, с одной стороны, стала удобным поводом ослабить врага — Англию, с другой — была воплощением надежд на перемены в самой Франции. В 1785 г. Бомарше пишет «Женитьбу Фигаро». Если раньше его герой помогал своим хозяевам, то теперь он им противостоит и побеждает. Людовик XVI, начавший с реформ, потом отказался от них, вызвав разочарование. «Мне придется сначала разрушить Бастилию, прежде чем разрешить эту пьесу», — сказал король после прочтения. Но пьесу поставила его жена — Мария-Антуанетта.

    Революция началась в 1789 г. с разрушения Бастилии. Как ни странно, Бомарше не нашел себя в новом мире. Вначале он успешно проворачивал операции с оружием, но происходившие перемены вызвали у него тревогу. В 1792 г. он написал третью пьесу с теми же героями, но это уже была не комедия, а драма. Его Фигаро считает, что цели достигнуты, сословия уничтожены, права всех равны. Он не хочет гибели тех людей, которые ему дороги.

    Но революция шла своим путем. Бомарше пришлось посидеть в тюрьме, он пережил якобинский террор, познал власть «жирных котов» Директории и умер в 1799 г. — уже при Наполеоне.

    Он взял от жизни все, сумев при этом сохранить себя.


    ВЛАДИМИР ДЖАРАЛЛА
    Первая крымская N 59, 28 ЯНВАРЯ/3 ФЕВРАЛЯ 2005


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Бомарше
  • Афоризмы Бомарше
  • Пройдоха и гений
  • Безумный день. И вся жизнь Бомарше
  • Французские писатели
  • Биографии писателей
  • Водолеи (по знаку зодиака)
  • Французские драматурги
  • Известные французы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru