Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Наталья Гундарева (Natalya Gundareva). Женщина, не успевшая постареть


Биография Гундаревой
"Сладкая женщина"
И жизнь, и слезы, и любовь...
Самая любимая
"Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла"
Горький привкус жизни сладкой женщины
Фотографии Гундаревой
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Натальи
Кто родился в Год Крысы

«В Москве на 57 году жизни умерла актриса Наталья Гундарева». Эта воскресная новость мало кого удивила: после перенесенного инсульта артистка болела тяжело и долго, о возвращении на сцену и экраны речь не шла, в таких случаях печально говорят — она умерла для нас давно. Вместе с тем Гундарева — слишком яркая, слишком любимая фигура, всегда была такой и сейчас осталась, несмотря на то, что количество популярных актрис-однодневок зашкаливает за все разумные пределы. Наталья Гундарева была всерьез и надолго.

Бациллой театра Наташа была заражена с детства и в драматическом коллективе Дома пионеров, будучи девочкой крупной, играла в основном матерей и бабушек. Несмотря на театральные опыты, собиралась стать инженером-проектировщиком, работала чертежницей в конструкторском бюро, успешно прошла два тура в МИСИ. Семья жила бедно, нужно было зарабатывать деньги, а актерская профессия — очень уж зыбкая.

Поступать в Щукинское Гундареву уговорил ее друг детства, артист Виктор Павлов. Он всегда восхищался талантом Наташи и прилип к ней буквально как банный лист: «Ты должна быть актрисой!» Наталья пришла поступать и попала в сущий ад — 247 человек на место. Однако абитуриентка бесстрашно прорвалась сквозь толпу страждущих. Театральные мэтры в приемных комиссиях не слишком расположены к тем, кто уже «испорчен самодеятельностью»: самим ведь полигон нужен, чтобы испортить по-своему, вылепить то, что, по их мнению, нужно. Но в случае с Гундаревой мнение было положительным. Да, слишком крупная, да, не слишком пластичная. Но зато какая обаятельная! Ее зачислили на курс к замечательному педагогу Ю. Катину-Ярцеву, причем курс сформировался просто блестящий — там учились Ю. Богатырев, К. Райкин, Н. Варлей и другие будущие звезды.

Папа говорил Наташе: «Пока вокруг тебя обежишь, буханку хлеба съешь». Но пресловутая полнота не мешала Гундаревой становиться первой ученицей, она быстро научилась превращать свой недостаток в достоинство. Уже на втором курсе педагоги отзывались о ней с восторгом. А после окончания училища ее пригласили на работу сразу четыре театра, да каких — МХАТ, «Современник», Вахтанговский и имени Маяковского. Наталья Георгиевна выбрала Маяковку, которая была тогда очень сильным коллективом, с ярким режиссером А. Гончаровым, с блестящей труппой, где солировали А. Джигарханян, А. Лазарев, В. Самойлов, Е. Леонов, С. Немоляева. Примой театра была несравненная Т. Доронина.

Разразившийся затем кон-фликт Андрея Гончарова с Татьяной Дорониной связан прежде всего с приходом в театр Натальи Гундаревой. И дилетанту было ясно: двум таким мощным дарованиям нет места в одной театральной берлоге. На стороне Гундаревой было огромное преимущество — молодость, она им и воспользовалась. В мае 1974 года она всего за десять дней блестяще ввелась на роль Липочки в спектакле «Банкрот». Доронина была повержена, покинула театр, на троне в Маяковке воцарилась новая королева — Наталья Гундарева. Оставалось завоевать кино.

Она снималась достаточно часто, уверенно шла к роли, которая оказалась бы козырной картой. Такая роль не замедлила к ней явиться, да и фильм назывался знаково — «Сладкая женщина». Работница кондитерской фабрики Аня Доброхотова — уютная, мягкая, желанная — как будто специально появилась на кинематографический свет именно для того, чтобы ее сыграла именно Гундарева. Огромный успех у публики, звание лучшей актрисы года по опросу «Советского экрана».

В театре она успешно играла Катерину Измайлову (эта ее роль стала легендарной), Люську в «Беге», в спектаклях «Молва», «Жизнь Клима Самгина», «Виктория». Но широкие зрительские массы знали и любили ее в основном по кино. Она и не думала меняться в разных своих ролях, ее любили такой, какая она есть, — и в Смеральдине («Труффальдино из Бергамо»), и в роли Нины Бузыкиной («Осенний марафон»), и в острохарактерных ролях («О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные»). А ведь еще были «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Вас ожидает гражданка Никанорова». Тут уж простой народ буквально рыдал от счастья, отождествляя себя с любимой актрисой, преклоняясь перед ней и одновременно считая ее совершенно своей.

Одна удача за другой — награды на кинофестивалях в Авеллино, Вильнюсе, Варне, Монреале, успех на фестивале «Созвездие», «Ника» за фильм «Собачий пир». В театре — блестящее устойчивое положение хозяйки (столь же властной, наверное, как и ее певица из «Зимнего вечера в Гаграх»). Она была единственной актрисой, на кого не смел кричать худрук Андрей Гончаров, который на репетициях всегда любил давать волю своим необузданным эмоциям.

Молва выдавала ее замуж за Александра Михайлова, потом за Сергея Шакурова, с которым они замечательно играли колоритных и трогательных бомжей-алкашей в «Собачьем пире». На самом деле мужем Гундаревой стал Михаил Филиппов, ее партнер по театру. Впрочем, с ним в дуэте она тоже изобразила семью кошмарных бомжей в картине Рязанова «Небеса обетованные».

Первой женой Филиппова была дочь Юрия Андропова Ирина. Вероятно, он долгое время испытывал комплекс маленького мужчины, оказывавшегося всегда рядом с сильными женщинами. Сам хороший актер, он все время находился в тени своей звездной супруги №2. Наверное, переживал, тем более родился в один день с Наполеоном, играл Наполеона в театре, и амбиции маленького императора были ему хорошо знакомы. Постепенно судьба стала к нему благосклоннее, он начал сниматься в сериалах, участвовать в антрепризах (симферопольцы могли видеть его в спектакле «Арт»). У Гундаревой же начался другой, более сложный период. Ушел из Маяковки ее многолетний партнер Джигарханян, постарел, а затем умер мэтр Гончаров, ее время как-то внезапно закончилось. Да и сниматься она стала заметно меньше, попыталась восполнить этот пробел общественной работой, став депутатом Государственной Думы.

Наверное, она была не совсем такой, какой ее представляли зрители. Внешне сочная, яркая, а дома — темные обои, коричневые гардины, вечный полумрак. В общем, не сладкая, а какая-то сумеречная женщина. Три подруги на всю жизнь — одна врач, вторая —шофер, третья — работник банка. Умение жить без посторонней помощи. Мужской характер.

…А потом был инсульт, и ничего больше не было. Муж трогательно ухаживал за ней, не подпуская близко оборзевшую прессу. За сводками о ее здоровье следила вся страна. Потом о ней тихо забыли. Недавно появились новые слухи — дескать, ей стало лучше, она гуляла и внезапно упала, теперь ей снова очень плохо. И муж, ее, дескать тоже куда-то делся. Теперь она умерла — и это уже не слух.

Из интервью Натальи Гундаревой: «Детей у меня нет, хотя со здоровьем все было нормально. Пока я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия, мне их заменяет театр. Наверное, когда я постарею, то буду очень жалеть, что нет детей. А может быть, и нет…»

Она не успела постареть.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 74, 20 МАЯ/26 МАЯ 2005


Добавить комментарий к статье




Биография Гундаревой
"Сладкая женщина"
И жизнь, и слезы, и любовь...
Самая любимая
"Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла"
Горький привкус жизни сладкой женщины
Фотографии Гундаревой
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Натальи
Кто родился в Год Крысы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru