Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайный запрос

Александр Демьяненко. Шурик - отныне и навсегда


До и после Шурика
Как Александр Демьяненко артистом стал
Фотографии Демьяненко
Биография Демьяненко
Российские актеры
Люди с фотографиями
Биографии актеров
Близнецы (по знаку зодиака)
Знаменитые Александры
Кто родился в Год Быка

Хорошо бы современным украинцам помнить, что Демьяненко — это не только главный тренер киевского Динамо. Ничуть не уступал в популярности Анатолию Демьяненко Александр Демьяненко, артист, которому на этой неделе исполнилось бы 70 лет. Тем, кто запамятовал, напомню: Демьяненко — это Шурик. Шурик — это не просто имя, не просто роль, это образ, явление, созданное кинорежиссером Леонидом Гайдаем и актером Александром Демьяненко. Актера так и называли — Шурик, а он не испытывал от этой прилипшей к нему клички никакого удовольствия. Роль подарила ему всенародную известность, но не принесла особого счастья.


«Вот спасибо, хорошо! Положите на комод!»

А ведь поначалу ничего не предвещало особой популярности. Александр Демьяненко шел, так сказать, по стопам. Стал артистом — в папу, сыграл одну из первых ролей, скромного банковского труженика в фильме «Карьера Димы Горина» — это, понятно, в маму-бухгалтера. Непонятно только, как хороший, но достаточно малозаметный артист с невыразительной, в общем-то, внешностью вдруг так внезапно пригодился режиссеру Гайдаю для комедий, которые и сегодня, сорок лет спустя, остаются непревзойденными.

Чтобы стать Шуриком в «Операции «Ы», надо было уехать жить из Москвы в Ленинград, чтобы именно там, в Ленинграде, нашел его Леонид Гайдай и позвал обратно в столицу, на «Мосфильм». Порядка 40 артистов пробовались на главную роль в «Операции «Ы». Но именно Шурик Демьяненко волею судьбы оказался назначенным быть Шуриком отныне и навсегда.

В первом варианте Шурик был то ли Владиком, то ли Эдиком. Но уж это имя Демьяненко никак не подходило. Эдик — это что-то западное, как тогда говорили, стиляжье, Владик — имя не совсем серьезное. А Гайдай хотел создать образ полноценного положительного героя, пусть и комедийного. Вот актер и вывел на экран совершенно нашего, отечественного, вечно молодого человека, сотканного из весьма противоречивых качеств: неглупого, но рассеянного, вроде бы находчивого, но всегда попадающего впросак, пылко влюбленного, но далеко не супермена, немного зануду, немного поэта — короче говоря, Шурика. Легендарного Шурика, который денежки принес за квартиру, за январь, положил их на комод, за что и получил вожделенное «вот спасибо, хорошо!». В общем, сыграл самого себя. Позднее Демьяненко признавался, что никого он не играл в гайдаевских комедиях, просто был самим собой. Но оказалось, не только самим собой. Супруга Леонида Гайдая, Нина Гребешкова, признавалась, что в роли Шурика Демьяненко сыграл… самого Гайдая со всеми его привычками, манерами и особенностями.


Слишком взрослый для комедий?

Замкнутому, малообщительному Александру Демьяненко ой как непросто было сниматься в шумной и капризной гайдаевской команде. Артист, по его собственному признанию, избегал общения с Алексеем Смирновым, игравшим громилу Федю в «Напарнике», считая Смирнова капризным и завистливым человеком. С трудом притирался Демьяненко к Моргунову, Вицина и Никулина считал людьми гораздо старше себя, с другими интересами, другим взглядом на актерство.

Демьяненко рассказывал, что поначалу ему было просто стыдно сниматься в многочисленных трюках, которые казались ему один глупее другого. Позднее он признался в этом Гайдаю.

История умалчивает, как относился Александр Демьяненко к своим обаятельным партнершам, милашкам-Наташкам — Селезневой и Варлей. Наверное, относился неплохо. Интересно, что именно новелла «Наваждение», казавшаяся наименее смешной в «Операции «Ы», завоевала главный приз на кинофестивале в Кракове. А Варлей… Ну что может чувствовать тридцатилетний мужчина к девятнадцатилетней девушке, да к тому же с цирковыми замашками? Понятно что — нежность. Иногда Демьяненко приходилось даже демонстрировать чудеса героизма — когда спальный мешок, в котором он находился, понесло по течению. Варлей до сих пор вспоминает, как изображали они с Демьяненко в «Кавказской пленнице» дрожь дуэтом. Было жарко, капли все время высыхали, артистов то и дело поливали водичкой из реки, а водичка была всего +7 градусов. Солнце хоть и палило вовсю, но после съемки пришлось отогреваться спиртным.

Спиртное доминировало в жизни Демьяненко и потом, когда он оказался не нужен Гайдаю. Режиссер породил Шурика, он же его и убил. Дороги разошлись — и никто не виноват. У Гайдая оказалась «Бриллиантовая рука», у Демьяненко — «Угрюм-река». В рифму, но врозь. Последовавший через несколько лет «Иван Васильевич», где Гайдай попробовал превратить булгаковского инженера Тимофеева в повзрослевшего Шурика и снова позвал Демьяненко, не принес особого счастья актеру. Играть ему в новой комедии было откровенно нечего, солировали в картине кто угодно — Яковлев, Куравлев, Этуш, Крамаров, Крачковская, Пуговкин, только не Демьяненко. Зритель, конечно, умилялся — жив, оказывается, Шурик, женился на «хорошей девочке Лиде» из «Операции «Ы» (в «Иване Васильевиче» играла и Наталья Селезнева), вот только куда делась Нина — комсомолка, спортсменка, красавица?... Как бы то ни было, художественный результат был для Демьяненко нулевой.


Под маской вечного студента

Актер очень переживал, что режиссеры не видят его в других ролях. Шурик, Шурик, сплошной Шурик. Он попытался избавиться от преследовавшего его образа, от ненавистной маски. Но, скорее, проиграл, чем выиграл. Он оказался не нужен зрителям в новом своем качестве, в серьезных ролях. Отлично дублировал Донатаса Баниониса и Жана-Поля Бельмондо, пытался приладиться к новым временам в сериале «Клубничка», но это было так мелко, так несерьезно. Пробовал себя в оперетте — помните нелепого адвоката в телефильме «Летучая мышь», того самого, который приходит в тюрьму к Айзенштейну — Ю. Соломину? Искал себя Демьяненко и в театре, пробовал трудно, противоречиво, в последний период жизни играл в «Приюте комедианта», взялся за серьезнейшую роль царя Креона в «Антигоне» Ж. Ануйя. Но все это было не то.

Он напомнил о себе в «Старых песнях о главном», изображая все того же Шурика, только сильно постаревшего. Отметил 60-летний юбилей, побывал на 75-летнем юбилее М. Пуговкина в Ялте (все-таки снимался с ним в кино, будучи опять-таки Шуриком).

В остальном жил тихо, воспитывал приемную дочь (нынче мы знаем ее как актрису Анжелику Неволину), сторонился друзей и тусовок, старался не привлекать к себе внимание. Говорят, очень любил элегантную обувь, покупал впрок. Жаль, не успел сносить. Сердце подвело.

Он не любил своего Шурика (или делал вид, что не любил). Считал, что эта маска вечного студента здорово помешала его актерской карьере. Но нам-то что с того? Мы, зрители, эгоисты, и мы Шурика любили и любим, и будем любить, и не хотим думать, что Шурик умер.

Был Шурик. И нет Шурика. Птичку жалко? Кстати, когда снималась эта сцена, Демьяненко шесть дублей плакал по-настоящему. А на седьмом дубле слезы пропали, высохли. Пришлось прибегать к помощи глицерина.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 176, 1 ИЮНЯ /7 ИЮНЯ 2007


Добавить комментарий к статье




До и после Шурика
Как Александр Демьяненко артистом стал
Фотографии Демьяненко
Биография Демьяненко
Российские актеры
Люди с фотографиями
Биографии актеров
Близнецы (по знаку зодиака)
Знаменитые Александры
Кто родился в Год Быка


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru