Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Мальта. Гозо. Остров великанов
Обзор курортов Малайзии

Леонид Гайдай (Leonid Gaidai). Свободы сеятель


Корифей советской комедии
Народный Гайдай Советского Союза
Биография Гайдая
Гайдай любил работать в Крыму...
Водолеи (по знаку зодиака)
Знаменитые Леониды
Российские режиссеры
Биографии режиссеров

30 января ему исполнилось бы 85 лет. Как и у всякого гения, главная загадка Гайдая - откуда он взялся.


Иркутянин

Ничто не предвещало. Поначалу все шло весьма обыкновенно. Отца - Иова Исидоровича - за какие-то провинности в 1915 г. полтавский суд сослал в Приамурье. Образование позволило Иову получить место на железной дороге, а среди ссыльных нашел он себе жену, Марию Ивановну, с которой прижил троих детей: сына, дочь и, наконец, в 23-м - младшего сына Леню. В 31-м наркомат путей сообщения переводит Иова с семейством в Иркутск, так что Леонид Иович считал себя иркутянином.

До войны на биографии его никаких отметин, никаких знаков предопределения. Ну, музыку любил, и кино, конечно: "Чапаева", Чаплина - а кто их тогда не любил? Ушел на фронт добровольцем, служил в разведке, в марте 43-го подорвался на мине. Ногу чудом спасли, но инвалидом он остался на всю жизнь.

Демобилизовавшись, в 44-м Гайдай поступает в школу при Иркутском драмтеатре, после ее окончания довольно успешно играет на его сцене. Однако - тут, кажется, первое неожиданное проявление его непостижимой личности - в 49-м он отчего-то уверился, что профессия актера зависима и ненадежна, поехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссуру. Поначалу учился у второстепенных педагогов, со второго года курс принял Григорий Александров.

По окончании ВГИКа поработал ассистентом у Бориса Барнета, еще одну картину доделывал за другого режиссера, наконец, в 58-м снял комедию "Жених с того света". В ней уже были признаки будущего Гайдая, но фильм умел вызвать страшную ярость начальства, его зверски изрезали, сократили вполовину и выпустили третьим экраном. Для Гайдая это стало сильной травмой. Обнаружился туберкулез.

Вообще его физическая оболочка была совсем не приспособлена для таких ударов - язва периодически открывалась, и рана на ноге давала себя знать. Никулин вспоминал, что палка и портфель с содой и минералкой были непременными атрибутами этого долговязого худущего человека. Дожил, тем не менее, до семидесяти.


Десятилетие шедевров

После "Жениха" Гайдай сделал что-то дежурно-патриотическое, а потом... В Иркутске в родительском доме в подшивке "Правды" он обнаруживает стихотворный фельетон Степана Олейника и пишет по нему сценарий одночастевки. Находит актеров - да-да, складывает ту самую золотую легендарную комбинацию: Никулин - Вицин - Моргунов. Снимает. В 1961 г. на экраны выходит "Пес Барбос и необычайный кросс". Так начинается поразительное десятилетие Гайдая: в том же 61-м - "Самогонщики", в 63-м - "Деловые люди" по О. Генри, в 65-м - "Операция "Ы"", в 67-м - "Кавказская пленница", в 68-м - "Бриллиантовая рука". Обойма непревзойденных шедевров.

Как эти шедевры возникли, понять трудно. Многие режиссеры охотно делятся деталями творческой кухни, подробностями возникновения замыслов и всякими радостями-горестями на пути их реализации, книги даже про это пишут. Из Гайдая всю жизнь было слова не вытянуть. Он крайне скуп на интервью и никогда не объяснял своей работы. Но сейчас, читая воспоминания его сотрудников, прежде всего сценаристов, кажется, будто фильмы являлись, как Афина из головы Зевса, в полном боевом облачении.

Рене Клер, перефразируя Расина, сказал: "Мой фильм готов, осталось его снять". Гайдай практически повторил эти слова: "Фильм создается еще задолго до съемочной площадки - в воображении режиссера. Я, например, заранее как бы мысленно "вижу" фильм".

Режиссерский сценарий писался одновременно с литературным - только что сочиненные сцены и диалоги он сразу сопровождал рисунками кадров. Он абсолютно точно показывал всем актерам, что надо делать. Принимал их идеи, допускал импровизацию - но в строго очерченных стилистических рамках. "Хорошо, но это не из нашего кино" и даже "Хорошо, но это не Гайдай!"

Он не был ни теоретиком, ни аналитиком и, конечно, не выстраивал свою художественную генеалогию. Он и к критике-то относился скептически - например, на вопрос, что в фильме означает какая-то деталь, бросил: "Откуда я знаю. Критики потом объяснят". Критика платила ему взаимностью, честя и песоча за "безыдейный смех" и "потакание грубым вкусам простого зрителя". И звания-регалии он презирал, называл "цацками".

О, Гайдай мог на все это поплевывать - он говорил не с критикой и не с начальством, а со своим народом. Буквально: его картины собирали 60-70 миллионов зрителей за год, в целом же за советское время только в первичном прокате их посмотрели 600 миллионов. Известна реплика Армена Медведева, обращенная мосфильмовским режиссерам: "Не забывайте, как вас двадцать лет кормил Гайдай".

Так вот, о своей эстетической родословной он говорил мало, хотя кое-что важное все-таки сказал: "Никто не готовит актера комедии, эксцентрического актера. А ведь здесь нужна школа, и школа особенная. Ею прекрасно владели мейерхольдовцы". И еще: "Недаром современные зрители с таким упоением смотрят немые фильмы двадцатых годов".

Гайдай не мог видеть спектаклей Мейерхольда - его театр был закрыт в 38-м. Но он совершенно справедливо усматривает свое родство с эксцентрикой 20-х, ранним Эйзенштейном, вышедшим из Мейерхольда, главными мейерхольдовскими актерами Ильинским и Гариным.

Сергей Добротворский, чья работа (лучшее, на мой взгляд, из всего, что написано о Гайдае) справедливо возводит режиссера к авторам американских комических фильмов и неожиданно, но доказательно - к Хичкоку. Мака Сеннета и Бастера Китона Гайдай точно видел во ВГИКе, Хичкока - неизвестно. Однако рискну дополнить этот список еще несколькими именами.

Из 20-х годов Гайдаю родственно еще одно художественное явление - обэриуты и близкий к ним молодой Шостакович времен опер "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда". Ослепительный блеск абсурда "Кавказской пленницы" и "Бриллиантовой руки" - совершенно олейниковски-хармсовский. Или шостаковичевский - вспомнить хотя бы знаменитый октет дворников из "Носа".

Кстати, Гайдай на них сильно походил даже в поведении. Юрий Никулин рассказал: в семье была собака, кусавшая всех гостей. "Меня не укусит", - заявил Гайдай, встал на четвереньки и принялся рычать на собаку. Та, ворча, убралась. Или он мог заявить жене, актрисе Нине Гребешковой: "Слушай, Нинок, там у тебя лампочка перегорела", - лампочка на его собственном столе, однако за хозяйство отвечает жена. Но ведь это чистый Хармс!

Между прочим, Гайдай, как и Гарин, трогательно и совершенно по-детски прятал от жены заначки водочки, чтобы выпить втихаря. И точно так же, как Шостакович, говорил все положенные дежурные слова про "воспитательную роль в борьбе с отдельными недостатками, мешающими строить социализм". И коммунистом, как он, тоже был. Но это не имело значения. Художник настоящий - в произведениях.


Преодолевая пошлость и подлость

Пора назвать в этом ряду еще одно имя, к которому восходят и обэриуты, и Шостакович, - Гоголь. Набоков заметил о "Шинели": "Подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого трансцендентального анекдота". И еще: "Его произведения, как и всякая великая литература, - это феномен языка, а не идей". Разумеется, никаких ужасов крепостнической России Гоголь не обличал, демократические идеалы не сеял и всего прочего, чему учили в средней школе, не делал. Он творил художественный мир, неисчислимые и умонепостигаемые чудеса которого всякий раз, сколько ни читай, обжигают морозом восторга почти мучительного. Но ведь подлинный сюжет лучших фильмов Гайдая тоже в стиле: он добывает химически чистую эссенцию - вещество кино.

Сейчас дико читать рецензию Марка Розовского 69-го года: "Неудачна ресторанная драка, в которой пародийный элемент не ощущается, а песенка, которую поет Семен Семенович с ресторанной эстрады, не очень заслуживает того, чтобы ее пели с эстрады". Жаль, тогда не было "албанского" - самый уместный комментарий: "Аффтар, убей сибя ап стену!"

Или вот некто Иван Фролов: "Образ Горбункова в исполнении Ю. Никулина - основная неудача комедии, идущая еще от драматургии, от замысла; неудача, которая свела на нет героические усилия Л. Гайдая-режиссера, тем более что его комедийные находки в этом фильме также не на высоте". И это написано о "Бриллиантовой руке", в которой нельзя тронуть ни одной секунды экранного времени. Эльдар Рязанов некогда рассказал, как из его "Бедного гусара" цензура вырезала план церкви сверху - и это изменило весь идейный смысл картины. Оставьте от "Бриллиантовой руки" одну любую (!) сцену - даже по ней будет ясно совершенство каждого метра пленки.

Теперь, когда фильмы Гайдая вошли в генотип народа, когда совершенно очевидно, что он великий художник, становится понятно и то, почему так сложились его отношения со зрителем и критикой. Он, конечно, не был антисоветским режиссером, каким пытаются его выставить некоторые, и никакую советскую власть исподтишка за ляжку не кусал.

Как свидетельствовал Михаил Пуговкин, "он никогда не прикрывался фразами вроде того, что снимает "лирическую комедию", или "философскую комедию", или еще какую-то... Наоборот, он старательно напоминал снова и снова, что снимает просто комедию" (актер явно намекает на Рязанова и Данелия, которых вместе с Гайдаем принято было числить "главными советскими комедиографами"). Но невероятная, головокружительная свобода, с которой созданы лучшие его работы, делает Гайдая режиссером не советским.

Скажем, Тарковский как-то умел не пустить совок в кадр, у него никогда не ощущается, что за границами съемочной площадки бурлит, чавкает, пузырится лживая, подлая, пошлая советская жизнь. Но Тарковский ведь и снимал не про нее. А Гайдай поразительным образом, снимая именно про нее, преодолевал пошлость и подлость беспредельной внутренней творческой свободой. Более того - отменял их. Переводя эту жизнь в пространство беспримесной художественности. Что, конечно же, было настоящим актом экзорцизма.


Дмитрий ЦИЛИКИН
Аналитический еженедельник "Дело" 28/1/2008


Добавить комментарий к статье




Корифей советской комедии
Народный Гайдай Советского Союза
Биография Гайдая
Гайдай любил работать в Крыму...
Водолеи (по знаку зодиака)
Знаменитые Леониды
Российские режиссеры
Биографии режиссеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru