Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Чехия. Знакомство перед поездкой
  • Дамаск - самый старый город в мире
  • Феномен Альфреда Шнитке. Выдающемуся композитору современности 70 лет

  • Биография Шнитке
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Стрельцы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Альфреды


  • Современная академическая музыка в подавляющей массе — явление, к которому тяготеют в основном эстеты, а потому это удел избранных. Причин тому несколько. Во-первых, она отгородилась от широкого слушателя малопонятным для непосвященных языком. Во-вторых, культивирует элитарные жанры и рафинированные чувства. В-третьих, развиваясь по своим внутренним и часто непонятным законам, требует все большей и большей интеллектуальной и эмоциональной отдачи публики.

    Творчество наших современников упорно, но не всегда успешно борется за своего слушателя, вкусовые пристрастия которого базируются на академических образчиках. С другой стороны, ему противостоят новые жанры, рожденные ХХ веком (джаз, рок). Наконец, вездесущая попса также стремится вставить свои "пять копеек", паразитируя на всех и вся и предлагая потребителю "легкоусвояемый" музыкальный эрзац.

    В сложившейся ситуации популярных современных композиторов, пишущих и академическую, и "легкую" музыку, — единицы. Чем же объясняется успех их творчества: гениальностью, чувством конъюнктуры или простым везением?

    Эти мысли навеяны юбилеем одного из уникальных композиторов — Альфреда Шнитке. 24 ноября ему исполнилось бы 70 лет. Этой дате был посвящен традиционный "музыкальный четверг" в посольстве Российской Федерации. Коротким вступительным словом его открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Украине Виктор Черномырдин. Молодые киевские музыканты — воспитанники Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского блестяще исполнили несколько сочинений выдающегося композитора.

    В каталоге произведений Альфреда Гарриевича — 70 названий, не считая ранних сочинений и музыки для кино, которой он активно начал заниматься после 1972 года, когда был вынужден выйти из Союза композиторов. Шнитке написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе — "Ты и я", "Восхождение", "Комиссар", "Экипаж", "Сказка странствий", "Агония", "Спорт, спорт, спорт" и другим.

    В 1980-х годах симфоническая музыка русского немца приобретает широкую международную известность, ее включают в свой репертуар ведущие мировые исполнители — Гидеон Кремер, Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Геннадий Рождественский. В российских музыкальных кругах существовала и стойкая оппозиция Шнитке, считавшая его "ненастоящим" композитором, дутой знаменитостью, поднятой на щит падким на скандалы Западом.

    В 1990 году Шнитке на год уехал работать в Берлин. Но вскоре ему предложили работу в Гамбурге, и творческая командировка затянулась. А затем в его судьбу вмешались непредвиденные обстоятельства. В июне 1994 года композитор перенес инсульт, и оказался практически полностью парализованным, после чего его вторым домом стала гамбургская клиника. Медики соорудили специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. Так было создано последнее произведение — Девятая симфония, которая сразу после выхода в свет была отмечена международной премией "Глория".

    Творчество Альфреда Гарриевича Шнитке, русского композитора, еврея по крови, предки которого в свое время переселились из Германии в Поволжье, творившего в условиях советской культуры, было во многом нежелательным в застойные времена. И, возможно, ореол запрещенности, окружавший его точно так же, как и имена Эдисона Денисова, Софии Губайдуллиной, Валентина Сильвестрова, Виталия Годзяцкого, стал еще одной составляющей популярности и востребованности его музыки в интеллектуальных кругах, жаждущих свободы и не приемлющих идеологического диктата. Феномен музыки Шнитке — в ее удивительном соответствии мироощущению современного человека уставшей, но живой культуры. В идеологической свободе и необъятности тематического диапазона.


    Юрий ЧЕКАН
    "Киевский ТелеграфЪ" 26 ноября - 2 декабря 2004


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Шнитке
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Стрельцы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Альфреды



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru