Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Великобритания. Знакомство перед путешествием
  • Португалия: винный рай на окраине материка
  • Исаак Дунаевский. Поющее сердце

  • Биография Дунаевского
  • Самый лучший "Дуня" Советского Союза
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Знаменитые люди по имени Исаак


  • 30 января исполнилось бы 105 лет Исааку Дунаевскому


    "А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…", "Сердце, тебе не хочется покоя…", "Летите, голуби", "Капитан, капитан, улыбнитесь", "Ой, цветет калина..." — одна сотая из песенного наследия Исаака Дунаевского. Эти песни на слуху у каждого, кто родился на территории, некогда называемой СССР, да и тех, кто волею судьбы оказался вдали. Уже с первых строк мы непроизвольно начинаем подпевать "нафталиновые", с точки зрения юных поклонников модных ритмов, шлягеры, и на душе становится как будто теплее. И как бы сейчас негативно ни относились к "оптимистическому периоду" в советском искусстве, равные по популярности произведения, пожалуй, сыскать трудно.

    Исаак Осипович Дунаевский родом из Украины и появился на свет в маленьком городке Лохвицы на Полтавщине в семье весьма состоятельного банковского служащего, имевшего к тому же собственное предприятие по производству фруктовых вод. Будущий композитор одновременно учился в консерватории и в харьковской гимназии, которую закончил с золотой медалью. Харьков буквально потряс воображение будущего композитора: консерватория, театры, в том числе оперный. Ежегодно отделение Русского музыкального общества проводило десятки концертов, ставились оперы, в которых выступали Шаляпин и Баттистини, Титта Руффо. С тех самых пор молодой композитор мечтал писать для музыкального театра. И как поется в его популярной песне из кинофильма "Дети капитана Гранта": "Кто хочет — тот добьется". В 1924 года он переезжает в Москву, руководит музыкальной частью в Театре сатиры, пишет оперетты, балеты, музыку к спектаклям.

    В 1929 году Дунаевский возглавил ленинградский мюзик-холл, началось увлекательнейшее сотрудничество с Леонидом Утесовым, которое увенчалось созданием "Веселых ребят", где в качестве съемочной площадки для мюзик-холла задействовали Большой театр, на сцене которого в первый и последний раз играл джаз-оркестр Леонида Утесова.

    Всего Дунаевским написано двенадцать оперетт, а последняя — "Белая акация" — стала его "реквиемом": он скоропостижно скончался, не успев дописать всего три номера... Беззаветно любя театр, он ни разу по-настоящему не был удовлетворен результатами своих усилий. В то время в советской драматургии царила печально знаменитая теория "бесконфликтности" (в пьесах не должно было быть ничего острого, сатирического, драматического и даже слишком лирического), и замечательная музыка оперетт Дунаевского жила своей самостоятельной жизнью... Тем более что ему не особо везло с либреттистами, и даже лучшие его спектакли "Вольный ветер" и "Белая акация" маловразумительны по сюжету.

    Он мог писать все: от изящных миниатюр до симфонических увертюр. Почти никому не известно, что на смерть Орджоникидзе композитор написал реквием, исполнявшийся публично один-единственный раз. Старые музыканты рассказывают, что по силе воздействия на слушателей и мелодичности он не уступал моцартовскому. Мало кто знает, что Дунаевским была почти закончена опера "Рашель" на либретто, написанное Булгаковым. Но, безусловно, триумфальную славу ему принесли саундтреки к популярным кинофильмам. Начиная с 1934 года имя Дунаевского связано с кинематографом — искусством, признанным тогдашним партийным руководством наиболее эффективным средством формирования и утверждения идеологии. Композитор создавал грандиозные музыкальные полотна, и тут он, как говорится, "спелся" с режиссером Григорием Александровым, мастером советских фильмов-утопий. Впервые в истории кинематографа режиссер выстраивал сценарии лент по уже написанным партитурам.

    Сталин по достоинству оценил результаты: за фильмы "Цирк" и "Волга-Волга" (1941 г.), а также "Кубанские казаки" (1951 г.) композитор получил две Сталинские премии. В 1950 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР. Несмотря на внешнее благополучие и успех, его судьба часто висела на волоске. Рассказывают, что "отец народов", выслушав песню, написанную Дунаевским о нем, сказал: "Так может обо мне написать человек, который меня совершенно не любит!". Но все обошлось. Он получал огромные гонорары, которые позволяли ему покупать машины, играть на скачках (одно время). Он любил друзей и женщин, делал дорогие подарки, давал взаймы и никогда не напоминал о долгах.

    Музыка Дунаевского продолжает жить и теперь и, надеюсь, будет жить еще многие годы. И хотя фильмы, в работе над которыми он принимал участие, сейчас не в фаворе, а тексты к песням давно утратили свою актуальность, тем не менее — "Легко на сердце от песни веселой…".


    Елена НАСТЮК
    "Киевский ТелеграфЪ" 28 января - 3 февраля 2005


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Дунаевского
  • Самый лучший "Дуня" Советского Союза
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Знаменитые люди по имени Исаак



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru