Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Павел Флоренский. Утверждение истины


Биография Флоренского
Биографии философов
Знаменитые Павлы
Российские философы

к 125-летию со дня рождения и 70-летию со дня мученической смерти о. Павла Флоренского (1882 — 1937)


Взаимоотношения философии и церкви никогда не были простыми. Философия, утверждая принцип абсолютной свободы разума, не хотела мириться с потребностью прямого признания определенных догм истинными. Церковь отвечала на это многочисленными анафемами, которым были подвергнуты произведения античных философов Греции и Рима, позднейших их последователей в иных местах, потом мыслителей эпохи Возрождения, последующего историко-культурного периода Нового времени, когда происходила научно-техническая революция и географические открытия, тогдашнюю церковь тоже почему-то не устраивавшие. Философия на такое отношение к себе со стороны церкви особенно не обращала внимания, стремясь самоутвердиться благодаря убедительности своих систем и исследовательских методов. Церковь же, забывая, что и сама она выросла из свободного поиска Бога, проклинала философию за вольнодумство, атеизм, нежелание превращаться в богословие.

Но в истории православной церкви были люди, в которых христианское учение без каких-либо споров объединялось с философскими поисками в целостное мировоззрение. Священник Русской православной церкви Павел Флоренский был одним из таких.

Родился будущий православный философ 9 (21) января 1882 года в городке Евлах на западе современного Азербайджана, где его отец, инженер по специальности, работал на строительстве железных дорог, мостов и транспортных конструкций. Закончив общеобразовательную гимназию в Тифлисе, где вместе с ним учились будущий богослов Александр Ельчанинов и философ Владимир Эрн, юноша едет в Москву поступать на математический факультет Московского университета, поскольку еще во время учебы в гимназии проявил незаурядные математические способности и склонность к теоретическим исследованиям в области природоведения.

Во время обучения в университете Павел Флоренский углубляет свои знания по математической теории, параллельно изучая философию, которая, по его мнению, могла бы дать интересную экспериментальную базу для дальнейших математических и природоведческих исследований. Тогда же Флоренский приходит к мысли, что вера в рациональное мироздание невозможна без веры в Бога, создавшего это мироздание по определенному разумному плану. В поисках ответа на вопрос об основах жизненного мировоззрения, Павел приходит в Церковь, где его духовным учителем становится преклонного возраста епископ Антоний (Флоренсов), живший на покое в Донском монастыре Москвы. Студент университета Флоренский начинает ходить на беседы к епископу Антонию, которому рассказывает о проблемах, волнующих его, делится своими внутренними переживаниями, ищет совета и утешения.

Преподаватели математического факультета призывали Павла посвятить жизнь научной деятельности. Но на момент окончания университета Флоренский окончательно определился с желанием посвятить свою жизнь Богу, приняв постриг. Но духовный отец епископ Антоний отвечает отказом юноше, доказывая, что монашеский путь — не для него. Один раз во время очередной духовной беседы владыка Антоний сказал Павлу, где и когда он встретит свою будущую жену (это чудо Божье потом сбылось, Павел действительно, как и предвидел старец, встретил красавицу Анну Гиацинтову, которую он искренне любил, и они вырастили в счастливом браке пятерых детей). Епископ Антоний благословил юношу вступить по окончании университета в Московскую духовную академию. Флоренский исполняет совет своего духовного отца и, отказавшись от предлагаемой ему должности на математическом факультете, поступает на первый курс академии. Конечно, это был довольно серьезный скандал, ведь тогда мало кто отваживался сменить профессорское кресло на рясу священника — священничество было делом преимущественно семейным, передавалось из поколения в поколение. Какое-то время в России существовал даже запрет детям священников поступать на обучение в светские учебные заведения.

В академии, как и в университете, были замечены незаурядные способности Флоренского. Логично, что после ее окончания в 1908 году ему было предложено остаться преподавателем философии. Со временем Павел Флоренский стал профессором, заведующим кафедрой духовной философии и редактором академического журнала «Богословский вестник». Новый редактор очень удивлял читателей уважаемого церковного журнала размещением в нем статей по теории чисел и других математических проблем, которые, по его мнению, могли стать основой для разработки нового православного богословия. За такой «модернизм» Флоренского много критиковали, даже обижались на него — в определенной оппозиции к его взглядам состояли, например, профессор морального богословия Максим Тареев, известный своими научными работами и исследованиями.

В 1911 году Флоренский принимает священный сан — ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеев) высвячивает его в иерея. По собственным признаниям, довольно долго о.Павел не мог овладеть практическими навыками богослужения, много ошибался во время отправления служб и постоянно все путал. Но вместо того во время каждой литургии он говорил глубокие, философского направления проповеди, считая этой самой важной частью богослужения — хотя прихожане часто и не понимали, о чем о. Павел им рассказывал.

В 1914 году выходит из печати первая большая научная работа о.Павла Флоренского «Столп и утверждения Истины», в которой он делает попытку разработки православной теодицеи. Двигаясь путем логических рассуждений, он хотел прийти через философский дискурс к содержанию христианских догматов, тем самым доказав их и придав им новый гносеологический статус. Реакция на этот труд была разной — интеллигенция, философы были в полнейшем восторге, они не ожидали от преподавателя Духовной академии таких смелых философских поисков. Вместе с тем консервативные русские богословы (например, архимандрит Никанор (Кудрявцев) обвиняли Флоренского во всех смертных грехах. В самом деле им трудно было понять, как в диссертации на получение научной степени магистра богословия (сокращенную версию работы о. Павел презентовал как магистерскую диссертацию, правда, теперь она называлась «О духовной истине») можно цитировать Мориса Метерлинка — писателя, мягко говоря, далекого от православия.

В 1918 году Московская духовная академия перемещается из Сергиевого Посада в Москву, а потом вообще закрывается под давлением советской власти. Однако именно на этот период приходится наиболее плодотворный этап творчества о. Павла. Он пишет такие труды, как «Философия культа», «Иконостас», «У водоразделов мысли» и прочие — все они стали позднее классическими работами модерного русского богословия.

После полного прекращения занятий в академии о. Павел идет работать в Главное управление энергетики, возобновляет свои исследования по математике и физике. Он становится автором статей на техническую тематику, пишет монографию о диэлектриках, проводит научные исследования в сфере материаловедения. Но и это не спасет его от ареста и высылки в Нижний Новгород в 1928 году, из которой он вернулся благодаря заступничеству Екатерины Пешковой — жены коммунистического писателя Максима Горького. Но следующий арест был роковым — в 1933 году о. Павла Флоренского арестовывают, отправляют по этапу на Дальний Восток, потом в лагерь на Соловки, куда была брошена вся духовная и интеллектуальная элита бывшей Российской империи, а 8 декабря 1937 года расстреливают согласно постановлению уполномоченной тройки НКВД в Ленинградской области.

Таким был путь священника Павла Флоренского. Всегда неудобный, непонятный для своего окружения, всегда готовый вести многочасовую дискуссию об особенностях голландской живописи XVI века или проблеме вычисления дифференциалов, философской системе Готфрида Лейбница или литургических песнопениях Великого поста. Человек-энциклопедия — богослов, философ, филолог, искусствовед, литературовед, эксперт по музейному делу, математик, физик, геолог, химик, поэт. Часто о. Павел просиживал за рабочим столом до рассвета, вставая из-за него, чтобы приготовиться к утренней литургии. Всю жизнь он самозабвенно служил Богу, науке и людям.


Иван ВЕРСТЮК
Зеркало недели 11 — 18 ноября 2007


Добавить комментарий к статье




Биография Флоренского
Биографии философов
Знаменитые Павлы
Российские философы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru