Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Интересные факты

Штирлица еще не знали, а Любшин уже был на невидимом фронте


Биография
Российские актеры
Овны (по знаку зодиака)
Знаменитые Станиславы
Российские режиссеры
Биографии актеров
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Петуха

Станислав Любшин, на первый взгляд, актер не очень выразительный — бесцветный, ускользающий. Но это только на первый взгляд. На самом же деле бьет редко, но метко.

Притягивает, завораживает. Вспомните самые заметные роли Любшина в кино. Правильно, Иоганн Вайс («Щит и меч») и Александр Ильин («Пять вечеров»). За обе работы, разделенные годами, Любшин признавался лучшим киноактером страны, то есть попадание в яблочко. В нынешнем апреле Любшину исполняется 75.


Герой своего времени


Рос Станислав в простой семье, и не быть бы ему актером, если бы мама не увлекалась игрой в совхозном драмкружке. Потянулся туда и Любшин-младший. Видимо, зацепило. Потому что позднее, несмотря на армию и достойную учебу в кислородно-сварочном техникуме, парень твердо решил: иду в артисты. Решил посоветоваться с родителями.

Любшин вспоминает: «У соседа телевизор КВН был, с линзой. Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. Поет Иван Семенович Козловский, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он, — показал на Козловского, — иди. А если как те, что за ним, то не надо»…

Любшин в результате стал таким, как Козловский, правда, не в вокальном жанре. У него сложилось — практически сразу после театрального училища он достаточно внятно прозвучал и в театре, и в кино. Попал работать не куда-нибудь, а в «Современник», причем первой его ролью стал Славка в пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Тогда Любшин еще не знал, что волшебная пьеса Володина окажется главной пьесой его, Станислава, жизни и много лет спустя он сыграет в ней другую, главную роль — Сашу Ильина.

В кино Любшин, как бы сейчас сказали, засветился в культовом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича». Картина выходила к зрителю с трудом, ее заставляли переделывать, поменяли название (фильм стал называться «Мне двадцать лет»), но она все равно прозвучала. Это была картина поколения (неслучайно даже эпизодические роли сыграли в ней А.Тарковский и А.Кончаловский), она дышала жизнью 60-х, в нее были включены знаменитые документальные кадры выступлений популярных поэтов в Политехническом институте.

Но даже картина «Мне двадцать лет» не стала для Любшина главной работой его жизни. Для того чтобы стать звездой, Станиславу пришлось примерить немецкую военную форму.


Вайс перебивался апельсинами и минералкой


Роман «Щит и меч», написанный В.Кожевниковым, пользовался в те годы огромной популярностью. Остросюжетный, идеологически выдержанный, он как бы просился на экраны. Постановку доверили режиссеру Владимиру Басову. Но выбор актера на роль главного героя Александра Белова — Иоганна Вайса был настолько неожиданным, что, казалось, утверждать такого артиста было никак нельзя. Посудите сами. Советский разведчик представлялся богатырем, косая сажень в плечах, силища немереная, а тут Любшин — худой, если не сказать, тощий, бледный, тихий и невзрачный. Но сказали свое веское слово профессиональные чекисты, заявившие, что разведчик должен быть прежде всего незаметным.

«Щит и меч» появился на экранах, когда о легендарном Штирлице еще никто и слыхом не слыхивал, и принес славу не только Станиславу Любшину, но и Олегу Янковскому, которого Басов случайно увидел в ресторане и утвердил на роль Генриха Шварцкопфа.

Съемки фильма проходили как в СССР, так и в ГДР, под Дрезденом. Для многих членов съемочной группы это был первый заграничный выезд. С В.Басовым, его женой — актрисой В.Титовой и С.Любшиным даже произошла забавная история. Немецкая актриса, снимавшаяся в картине, пригласила их в ресторан. Но когда наши кинематографисты узнали, что в ГДР каждый платит за себя, то заказали лишь минеральную воду да пару апельсинов, потому что не было денег.

Создателей 4-серийной эпопеи «Щит и меч» ждал огромный успех. Даже мальчик Вова Путин, посмотрев это кино, решил стать кадровым разведчиком. Если Родина, как пел в этом фильме Марк Бернес, начинается с картинки в твоем букваре, то для Славы Любшина именно после роли Иоганна Вайса началась настоящая актерская слава. Стало окончательно понятно, что в кинематограф пришел настоящий, вдумчивый, интеллигентный актер. Артист, который просто не может играть плохо.


Вечера у Михалкова


Действительно, в дальнейшем Любшину довелось сыграть немало очень разных ролей («Красная площадь», «Позови меня в даль светлую», «Кин-дза-дза»). И он всегда был убедителен, невзирая на очень разные жанры и разных режиссеров.

Конечно же, не могла пройти незамеченной работа в «Пяти вечерах». Мало того что Любшин впервые снимался у Никиты Михалкова, съемочный период картины длился, по существу, очень недолго — «Вечера» снимали между работой над «Несколькими днями из жизни И.И.Обломова». Режиссер вначале сам хотел сыграть Ильина, потом присмотрел для себя роль инженера Тимофеева, потом понял, что распыляться времени нет, и отдал Ильина Любшину, а Тимофеева Александру Адабашьяну.

Станислав Андреевич вспоминает: «В течение этих пятнадцати или семнадцати дней съемок атмосфера была потрясающая. Большего уважения к актеру я в своей жизни не встречал. Когда отснятый материал на следующий день отпечатывали, Михалков прибегал, обнимал, плакал: «Слава, как ты здорово сыграл! Какой у тебя первый дубль! А второй, по моему предложению, еще лучше!». Ильин — волк-одиночка — получился у Любшина человеком-загадкой, не всегда приятным, совершенно неоднозначным, но очень притягательным. И мятая шляпа его до сих пор помнится, и гитарка, и песенка про думы окаянные, и фирменный смешок… Картина была награждена в Болгарии, Польше, Франции, участвовала во внеконкурсном показе в Каннах. Станислав Любшин снова был назван лучшим актером страны.


Немного нежности


Помогало ему или мешало, что его называли лучшим? Не знаю. Во всяком случае, в театре он искал себя и то находил, то снова терял. Он не задержался ни в «Современнике», ни на Таганке, ни в театре им.М.Ермоловой, ни у А.Эфроса на Малой Бронной. Хотя везде успевал сыграть запоминающиеся роли. Потом остановился на МХАТе, где в постановке все того же Анатолия Эфроса убедительно сыграл пройдоху Тартюфа в бессмертной одноименной комедии Ж.Мольера, Тартюфа, так не похожего на тех героев, которых играл артист раньше. Тут его внешняя мягкость и бесцветность неожиданно обернулись мощным взрывом искушенного фарисейства.

Любшин очень удачно сыграл полковника Вершинина в одном из последних спектаклей Олега Ефремова — «Три сестры», еще раз подтвердив, что является истинно чеховским актером (это можно было почувствовать и раньше). «Три сестры» оказались ефремовским спектаклем-завещанием, спектаклем очень тонким, болевым, пронзительным, и Любшин очень чутко и верно нес свою ноту.

Сегодня актер то играет в сериалах (очень удивился, увидев его в одном из подобных фильмов в роли интеллектуального бомжа. Колоритно — с его-то длинными седыми волосами и бородой). То выходит на сцену МХАТа в спектакле «Немного нежности». То приходят вести, что он серьезно болеет и врачи говорят о самом тяжелом исходе. Но мы помним название одной из серий картины «Щит и меч» — «Приказано выжить». Живите, Станислав Андреевич, работайте, мы вам с нежностью это приказываем, мы вас очень уважаем как настоящего профессионала.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 220, 11 АПРЕЛЯ/17 АПРЕЛЯ 2008


Добавить комментарий к статье




Биография
Российские актеры
Овны (по знаку зодиака)
Знаменитые Станиславы
Российские режиссеры
Биографии актеров
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Петуха


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru