Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Швейцария: Молочные реки и сырные берега
Остров желаний. На Родосе они сбываются

Александр Митта. Сказ про то, как Рабинович арапа снимал


Биография
Российские режиссеры
Знаменитые Александры
Биографии режиссеров

Режиссер Александр Митта по сценарию, написанному им совместно с Юлием Думским и Валерием Фридом, в 70-е годы поставил фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Еще был первый советский фильм-катастроф «Экипаж», замечательное детское кино «Точка, точка, запятая», и многое другое. Сегодня мэтру отечественной кинематографии исполняется 75 лет.

Москвич Александр Наумович Митта (настоящая фамилия - Рабинович) начинал в прямом смысле со сказки. Его наставником на режиссерском факультете ВГИКа был великий советский киносказочник Михаил Ромм. Как режиссер Митта дебютировал в 1961 году. Его дипломной работой стала лента «Друг мой, Колька!». Через добрых 30 лет Александр Митта совместно с английскими кинематографистами поставил политическую драму «Затерянный в Сибири», которая выдвигалась на премию «Оскар» как лучший иноязычный фильм. Кроме того, Александр Митта писал сценарии, преподавал и даже снялся в двух фильмах Марлена Хуциева – «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь».

В главных ролях фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» у него снялись Алексей Петренко и Владимир Высоцкий. Петренко – один из лучших наших актеров, на днях отметивший свой юбилей – талантливо сделал Петра. Высоцкий – гениальный русский поэт, тоже юбиляр этого года - показал Ибрагима философски задумчивым, пылким и по-детски откровенным.

Режиссеру на страницах журнала «Советский экран», еще до выхода фильма, задавали вопрос, неужели же вы не смогли найти на роль Ибрагима Ганнибала актера негра? Ведь есть же замечательные и даже преотличные африканцы, снимающиеся в кино. На что Наумович им корректно отвечал, мол, конечно же есть, товарищи, славные черные парни, но нам-то нужен африканец с русской душой. Он должен ходить по-русски, голос ведь можно дублировать, а какой дублер изобразит походку? Ибрагимушка должен и страдать по-русски - тут что ли нужен «каскадер»? Проще взять русского актера.

И снимал Александр Митта не совсем по Пушкину. Недаром в титрах имя тезки не обозначено. И назывался фильм не «Арап Петра Великого», а так, как назывался в титрах.

- Свой фильм, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», я сначала весь нарисовал. Мы задумали его как большой аттракцион, разбитый на десятки маленьких», - говорил тогда Митта, называя мир своего фильма «придуманным».

Напомним, что после окончания инженерно-строительного факультета МИСИ имени В.Куйбышева, Митта работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах. Это было еще до того, как в его жизни появился Ромм. Так слились воедино мир сказки и нарисованный мир. Картина начинается с мультипликации, где шалят рисованные человечки. Но и после этой озорной увертюры, Митта продолжает талантливо, занимательно и остроумно творить сказ про Ибрагима и царя, про свадьбу частного человека и дела государственные.

Сюда попадает несколько затейливый персонаж Филька, попрошайка и бунтарь, обжора и любитель исторических штудий, которого Валерий Золотухин сыграл на стыке кукольного Петрушки и чего-то серьезного.

В любом случае чувствуется, что Александр Митта любит и понимает Пушкина. Фильм Митты лучше соответствует принципу экранизации классики, чем тупое, пусть и добросовестное, прочтение маститого автора. Это не означает, что обязательно нужно снимать только так. Тут нет и не может быть никаких догм. «Ставя фильм, - писал давно один критик, - Митта отходил, чтобы приблизиться, изменял, чтобы доказать свою верность. Словом, рисковал. За этим фильмом, таким играющим и игривым, дразнящим, вызывающим даже, угадывается очень нелегкая, наверняка истерзавшая режиссера внутренняя творческая история».

Зрители благодарны режиссеру за его творчество, за прекрасный актерский ансамбль, который он собрал, за трепетное отношение к нашей классике и истории, просто за гениальный фильм. Спасибо вам, Александр Наумович! Долгих вам лет жизни!


Игорь Буккер
Правда.Ру 28.03.2008
Сказ про то, как Рабинович арапа снимал


Добавить комментарий к статье




Биография
Российские режиссеры
Знаменитые Александры
Биографии режиссеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru