Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Юлия Борисова. По-настоящему великая


Турандот без возраста
Российские актеры
Рыбы (по знаку зодиака)
Знаменитые Юлии
Кто родился в Год Быка

Штрихи к портрету Юлии Борисовой


ПРИ ВСЕЙ своей непомерной в театре и театром рожденной славе (в кино Борисова снималась мало) это одна из самых загадочных актрис современной русской сцены. В ней изысканная хрупкость и - мощь, в иных ролях - яростная.

Крикливость, резкость, вульгарность. И - пленительная, угловатая женственность, когда детство не умирает и в "матроне" видна девочка, даже мальчишка (Борисова играла "матрон", в том числе и римских). В молодости актриса обладала данными исчезнувшего амплуа травести, своих "девчонок" (Люсю в "Двух сестрах", Аню в "Коронации") одевала в короткие мальчишеские парички, в спортивные клетчатые рубашки, с полным небрежением к женскому наряду, который впоследствии чувствовала несравненно, носила с невиданной на нашей сцене элегантностью. Умопомрачительные, дорогостоящие туалеты Миллионерши в комедии Шоу, и бедное студенческое платьице с бумажной розой у плеча, и затканное серебром концертное платье польской певицы Гелены в "Варшавской мелодии", и золотую мантию египетской царицы Клеопатры в трагедии Шекспира.

Индивидуальность Борисовой столь специфична, отчетлива и ярка, что не растворяется в ролях, "выпадает в осадок". И голос у нее "специфический" - гортанно-звонкий, звонко-ломкий, прозрачный, который не спутаешь ни с каким другим. (По театральной легенде, так - капризно, чуть в нос - говорила великая Савина.)

Но отчего тогда в ней, столь "привязанной" к себе, что каждая роль - это прежде всего Юлия Борисова, а затем уже кто-то, сочиненный автором-драматургом, такой диапазон, такой размах, такая радостная сила преображения, вхождения в чужую судьбу, в другую жизнь?

Не скажешь, для каких ролей актриса более годится - для народных, простонародных, элитарных, легендарных, из сегодняшнего дня или из седой древности?

Она идеально сыграла знаменитую Вальку-дешевку, продавщицу, потом экскаваторщицу в "Иркутской истории". Автор - драматург Арбузов, посвятив пьесу Борисовой, не пропускал ни одного спектакля и, стоя в кулисе, плакал от умиления и восторга.

Через десятилетия, "по наследству" приняв роль от великой первовахтанговки Елизаветы Алексеевой, она сыграла и беспутную деревенскую соблазнительницу, бунтарку, кержачку - сибирячку Виринею, в начальных эпизодах даже бесстыдную в неутоленном женском томлении, "сексуальную", как сказали бы нынче.

И колхозную стряпуху Павлину в комедии Софронова тоже сыграла; лихо, ладно, азартно орудуя ухватами и чугунками, жарила, парила, терла так, как будто родилась не в московской городской семье, а под вольным степным небом и всю жизнь только и знала, что заниматься стряпней на колхозном стане.

Но была у нее и нежнейшая Лика Мизинова - в мучительных тревогах безответной любви, в душевном хаосе рефлексии и самообнажений, катастрофах и грехах женщина Серебряного века. Какой-то другой Чехов чудился за этой - не "чеховской", а лишь по его и ее письмам сочиненной автором нашего времени роли. Чехов - более театральный, обостренный? Тот, которому не нравились "комары и сверчки" во МХАТе? Чехов - Вахтангова, не лирик, а автор трагедий, провидевший "зачумленный мир", безумие массового "топотания"? Или трагикомический и саркастический Чехов Мейерхольда? (Как жаль, что ни Аркадину, ни Раневскую Борисова не сыграла. А какая в молодости актрисы могла бы быть Нина Заречная! С Крестом и Верой, с потаенным в слове рыданьем, с яростными абсолютами памяти и любви, жертвенным служением Богу - Театру, которое знала и знает сама Борисова.)

Трудно сказать, в каком репертуаре ей свободней, счастливей, легче - в отечественном или европейском, мировом, классическом или современном?

Шекспировскую Клеопатру она сыграла "по-царски".

Но польская девочка, потом - знаменитая "камеральная" певица Гелена, сочиненная н а ш и м, м о с к о в с к и м Леонидом Зориным, - тоже "царственная роль", по крайней мере женски царственная. Здесь не только идеальное проникновение в стихию чужого языка. Изысканность и музыкальность, артистизм польского акцента (и польской пластики, жизненной грации) переданы актрисой упоенно, вдохновенно. Здесь - проникновение в иную природу души, с иной мерой свободолюбия. У Гелены - неискоренимой, на грани смертельного риска и безумия многолетней молитвой перед Святой Ядвигой - вернуть возлюбленного, если люди помочь не могут. Тогда как русский ее избранник, смело воевавший на войне, "победитель" Виктор (его характерно точно играл Михаил Ульянов) смирился с грозными обстоятельствами разорванного новой враждой послевоенного мира.

Общепринято говорить о т е а т р а л ь н о с т и искусства Борисовой, якобы помешавшей ей сниматься в кино, хотя, на мой взгляд, и Настасью Филипповну в фильме Ивана Пырьева "Идиот", и Чрезвычайного Посла Советского Союза Кольцову она сыграла великолепно.

Меньше говорят о том, что дала этой глубокой, всегда редкостно естественной, не фальшивой актрисе ее театральность - то есть интенсивность, яркость, даже чрезвычайность творчества, праздничность, в том числе и в самых серьезных ролях, упоение игрой, счастьем быть на сцене.

Театральность (органическая или благоприобретенная, усилившаяся с годами еще и потому, что у актрисы были отличные учителя, режиссеры "вахтанговского корня" - Рубен Симонов, Александра Ремизова, Евгений Симонов-младший) дала Борисовой огромную свободу.

Она не прикреплена к определенному жанру. Играет комедию, играет трагедию и драму. Любит мелодраму, сегодня вновь популярную. Юмор - от трезвого и умного видения жизни, иногда - грубоватый, не оставляет Борисову даже в самых серьезных драматических ее ролях. Так лишила она траурной унылости, черных одежд, постоянной скорби Кручинину в "Без вины виноватых" Петра Фоменко. Бывший любовник Муров изо всех сил обольщает и покупает знаменитую актрису Елену Ивановну, даже на руки ее берет, а она лежит себе преспокойно в его объятиях и смеется. В грандиозную, свою лучшую в спектакле роль Кручининой Борисова вложила все свое знание о театре, великую любовь к нему как дар судьбы и возмещение утрат.

Вахтанговка - оттого она так подвижна, свободна, яростно ярка, так отважна в своем искусстве, экстатическом, пафосном. Лучшая принцесса Турандот нашего времени, она в генах хранит память о том, что Вахтангов был художником трагическим. Его таинственная формула "трагедия - праздник" доступна ей. Творческий акт для нее - это высшее, до патетизма, состояние души, полет и ликование. Трагедийное и смешное в ролях Борисовой присутствует не в простом "арифметическом" сложении, не в чередовании, а в живом взаимопроникновении этих стихий театральности. И потому за словами молодой, красивой, полной жизни Павлины вдруг слышится надрыв недавно пережитого горя. А в Кручининой живет не только боль и безумие утраты сына, но и веселье, и крепость души истинного художника.

Существующая закрыто, Борисова не пускает к себе бойких нынешних журналистов, никогда и ничего о себе не рассказывает. Полная достоинства, она за всю свою теперь уже долгую жизнь не тронута ни грязью, ни фамильярностью, ни сплетней. Актриса, рожденная для "самых главных ролей", так много сыгравшая, она поразительно сохранила не только профессиональную форму, но сияющую молодость женщины. Ее мир - театр, сын, внучки, обожающая необыкновенную молодую "бабушку" семья. Юлия Константиновна работает так, как живет.

Мы часто и без разбора произносим сегодня - "великий", "великая". Не стоит стесняться этого слова в адрес Борисовой. Ибо "величие" есть удел этой уникальной вахтанговской актрисы.


Вера Максимова
Независимая Газета 17.03.2000
По-настоящему великая


Добавить комментарий к статье




Турандот без возраста
Российские актеры
Рыбы (по знаку зодиака)
Знаменитые Юлии
Кто родился в Год Быка


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru