Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Память сердца. Актер Иван Лапиков


Не похожий на артиста
Российские актеры

В недавно изданном роскошном четырехтомном словаре «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000» - сотни имен, пестрый калейдоскоп событий. Среди упомянутых в издании есть люди далеко не выдающиеся, но хорошо, что и им уделили внимание дотошные составители. Только странно, почему при такой скрупулезности выпала из энциклопедии биография одного из ярчайших киноактеров двадцатого столетия - Ивана Герасимовича ЛАПИКОВА.

Иван Герасимович Лапиков родился 7 июля 1922 года в селе Горный Балыклей, недалеко от Царицына. Его актерский талант многие годы был известен лишь театралам. На киноэкран Лапиков попал в сорокалетнем возрасте, когда актеры начинают уже испытывать недостаток предложений и им доверяют все больше возрастные роли. В этом смысле Иван Герасимович был исключением из правил, снимаясь ежегодно в трех-четырех картинах. «Председатель», «Андрей Рублев», «Братья Карамазовы», «Егор Булычов и другие», «Степь», «Минута молчания», «Отец Сергий», «Юность Петра» и еще десятки фильмов не были бы столь успешными без его участия.

Проработав вместе с И. Г. Лапиковым несколько лет на «Андрее Рублеве», консультантом, я оценил его талантище и полюбил этого человека - скромного, порой застенчивого, но всегда принципиального, а потому иногда и взрывного, если речь шла о несправедливости или подлости. Последний раз мы встречались с Иваном Герасимовичем в клубе газеты «Известия», где отмечался шестидесятый день рождения Андрея Тарковского. Пожаловавшись на только что перенесенный инсульт, старый мой приятель сказал: «Держись, Савва, нас остается все меньше и меньше. Без нас будет скучно и серовато». Слова его стали пророческими: я почти на десять лет погрузился в постельный режим, а Иван Герасимович через год после нашей встречи погиб. Не умер, а именно погиб, выступая перед воинами одной из подмосковных частей. Он не хотел ехать на эту встречу и отказал С. Ф. Бондарчуку, сославшись на нездоровье. Но, увидев 1 мая 1993 года, как в Москве омоновцы избивают демонстрантов, сказал жене Юле, что считает своим долгом хоть как-то помешать развязыванию гражданской войны в России. Сердце его остановилось во время выступления, и смерть эта была под стать всей его жизни - трудной, ответственной, порядочной и, в конце концов, счастливой.

К 80-летнему юбилею Лапикова в родном его селе открывается небольшой музей. Я решил собрать воспоминания о большом актере его друзей, коллег и просто почитателей. Представляя сегодня эти небольшие тексты читателям нашего журнала, я надеюсь сохранить память в сердцах тех, кто знал и любил талантливого артиста, и пробудить интерес к его творчеству среди молодого поколения зрителей, которым есть чему поучиться у замечательного человека, «великого русского мужика».


Савва Ямщиков


Николай Бурляев, народный артист России:

- Я всегда относился с настороженностью к артистам, похожим на «артистов», играющим и в жизни роль «артистов». Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на «артиста». Выглядел простым русским добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты. К моменту, когда мы с ним познакомились на съемках «Андрея Рублева», за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в «Председателе», с которым Лапиков ворвался в советский кинематограф. И всем без исключения было ясно, что в кино вспыхнула новая ярчайшая и самобытная планета (язык не повернулся сказать «звезда»).

Весь - от земли, от корней, весь - русская суть. Ни с кем не сравнимый и неповторимый Иван Лапиков.

И хотя в «Рублеве» у нас не было прямого партнерства в кадре, не было общих сцен, мы замкнули между собой вольтову дугу благорасположения друг к другу, безмолвное, не иссякавшее уважение от начала и до конца. Такие же отношения сердечной природной привязанности были в «рублевские» времена и с Николаем Григорьевичем Гринько, и с Анатолием Солоницыным - тоже совершенно не похожими на «актеров». Видимо, это и роднило всех нас. Гений Тарковского предпочел ваять свою «рублевскую» кинофреску ликами русских мужиков, далеких от «актерства».

Мы нечасто встречались с Иваном Герасимовичем: несколько раз на гриме, в костюмерной, в тон-студии, в буфете, на премьерных показах «Андрея Рублева», на банкете, в коридорах «Мосфильма», «Ленфильма», в поезде «Красная стрела», в Доме кино… Я наблюдал за Лапиковым, за его отстраненностью от этого киномира, сосредоточенностью на чем-то своем, сокровенном, вглядывался в его «публичное одиночество» - скромное, неброское пребывание со своей сердечной тайной, со своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться.

У нас никогда не было доверительных, задушевных бесед. Он не рассказывал мне историю своей жизни, всегда оставаясь для меня загадочной русской душой. Великим и неповторимым русским артистом Иваном Герасимовичем Лапиковым.


Валентин Лазуткин, член правления Академии Российского телевидения:

- Слово «рейтинг» мы узнали недавно, а прежде телевидение получало сотни тысяч писем буквально со всех концов нашей необъятной тогда страны. Люди писали, что нравится, а что нет, каких героев телеэкрана любят, а кого - не очень, кому верят, кого хотят видеть по телевизору чаще, а кого в дом не зовут.

Приступая к съемкам первых больших сериалов, студии творческого объединения телефильмов «Экран» старались приглашать мастеров, любимых народом. Ивана Герасимовича Лапикова наш народ любил и глубоко ему верил. Талант его огромен и самобытен. Лапиков не играл судьбу, не рассказывал многословно о пережитом. Просто в нем эта судьба была - трагическая, многотрудная, битая и врагом, и родной страной судьба русского мужика. Режиссеры телекино Валерий Усков и Владимир Краснопольский пригласили Ивана Герасимовича на ведущую роль в огромном сериале «Вечный зов». От его работы в фильме дух захватывает. Сериал вошел в золотой фонд отечественного телевизионного кино. В наши дни он вновь на телеэкранах - значит, люди тянутся к правде. Действительно - вечный зов.

Низкий поклон и сердечная благодарность Ивану Герасимовичу Лапикову от старых останкинцев.


Вадим Юсов, народный артист России:

- Для меня, оператора, актер перед камерой - это фактор, определяющий смысл фильма, его драматургию и изобразительное начало кинопроизведения. Присутствие же в кадре такого актера, как Иван Герасимович Лапиков, усиливало достоверность происходящего на экране и делало эмоциональное воздействие на зрителя особенно острым и многогранным.

С Лапиковым мне посчастливилось встретиться в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» и на картине «Они сражались за Родину» С. Бондарчука. Если первая совместная работа была абсолютно профессиональным сотрудничеством, исключающим какие-либо бытовые контакты, когда ни я, ни Тарковский, ни консультант фильма С. Ямщиков сознательно не допускали лишнего панибратства с большинством членов съемочной группы, то во время съемок шолоховской эпопеи я узнал Ивана Герасимовича как человека большой души, обладающего лучшими качествами, свойственными русскому народу. Никогда не забуду я неторопливых рассказов Лапикова, так органично вжившегося в образ старшины Поприщенко. Мне казалось, что я беседую не с актером, а с настоящим участником Великой Отечественной, защитившим Родину от иноземных захватчиков. И таким правдоподобным И. Г. Лапиков был во всех фильмах, в которых ему довелось играть.


Василий Ливанов, народный артист России:

- Иван Лапиков - подлинно русский артист, который не копирует жизнь, а раскрывает ее перед нами во всем многообразии и драматизме.


Георгий Жженов, народный артист СССР:

- Впервые о существовании мало кому известного в пятидесятые годы прошлого столетия драматического артиста Лапикова Ивана Герасимовича я узнал от Кеши Смоктуновского, из его писем ко мне в Норильский Заполярный театр, где я работал тогда, находясь в ссылке.

Смоктуновский, также работавший в Норильском театре, сменил Норильск на Сталинград и стал артистом Сталинградского драматического театра. Там он познакомился с Лапиковым и писал мне о нем много лестного. Позже, уже после моей реабилитации, Великий Кинематограф и общие пристрастия жизни свели меня с Иваном Герасимовичем в личном знакомстве. Сниматься же вместе, в одном фильме, нам, к сожалению, так и не привелось.

Память о большом, суть Русском, талантливом артисте - народном артисте СССР - принципиальном человеке в работе, самозабвенном рыбаке в быту, на природе, уважаемом всеми Иване Герасимовиче Лапикове, с которым имел честь быть на дружеской ноге, храню в своем сердце вечно.


Валентин Гафт, народный артист России:

- Иван Герасимович Лапиков - артист, как говорят, милостью Божьей. Он не из тех, кто пришел в мир театра и кино, чтобы попритворяться да поприкидываться. Источником его вдохновения были всегда мудрость, совесть и душа. Он был подлинным самородком, впитавшим все соки благодатной и такой многострадальной земли русской. Его фигура, голос, глаза всегда гармонировали с тем, что человек хотел сказать, о чем думал. Острота, ирония, гнев были в нем не самоцелью. Он все глубоко переживал. А играл он людей из народа, тех, на ком держится весь этот мир; играл людей, которые сеют и пашут, воюют и умирают, сражаясь за родину, как старшина Поприщенко в фильме С. Бондарчука «Они сражались за Родину». Он потрясающий монах Кирилл в «Андрее Рублеве» Тарковского, Семен Трубников в «Председателе» режиссера Салтыкова. Это уже не актерство, а исповедь, свойство великих, могучих личностей.

Таким и был неповторимый Иван Герасимович Лапиков.


Савва Ямщиков, заслуженный деятель искусств России:

- Работа над фильмом «Андрей Рублев» - одно из счастливейших событий в моей жизни. Я узнал в это время немало удивительных людей, и среди них - Ивана Герасимовича Лапикова - величайшего русского актера, ни на кого не похожего, а потому неповторимого. Одаренность его - от Бога, и он щедро делился ею с людьми.


Маргарита Терехова, народная артистка России:

- Иван Герасимович Лапиков - великий и ни на кого не похожий артист, оставшийся в памяти людей навсегда. Особенно в роли иконописца Кирилла в фильме «Андрей Рублев» А. Тарковского. У Тарковского все артисты великолепны, но так сыграть, как И. Г. Лапиков, зависть и покаяние! Это школа для всех поколений артистов.


Никита Михалков, народный артист России:

- Мы не сталкивались с Иваном Лапиковым никогда, ни в одном фильме. И даже не были знакомы. Но меня всегда поражала оглушительная естественность, истинная народность и уникальная самобытность этого русского артиста.

Думаю, он был непростым человеком, как любой истинный талант, но также уверен, что сложность его была результатом глубочайшей внутренней, порой противоречивой, жизни настоящего художника.


Аналитический журнал "Русский предприниматель"


Добавить комментарий к статье




Не похожий на артиста
Российские актеры


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru