Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Интересные факты

Интересно
  • Мальта. Слово "любовь" в прозрачной воде
  • Виктория, Британская Колумбия - заповедный край
  • Грозный и пушистый Эльдар Рязанов

  • Андерсен российского кино
  • Рязанов - легендарный, необъятный и по-прежнему...
  • Жизнь с любовью
  • "Сочетание Эльдар и Рязанов запоминается сразу..."
  • О чудном Эльдаре замолвите слово
  • Биография Рязанова
  • Фильмография
  • Отзывы
  • Болезни
  • Новости
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Кролика


  • Добавить отзыв о человеке

    Народному артисту СССР, любимцу зрителей как за кадром, так и в кадре, Эльдару Рязанову исполняется 80!


    КАК-ТО Леонид Якубович долго и эмоционально рассказывал, какой замечательный Рязанов, и вдруг подытожил сказанное очаровательной фразой: «Облако в штанах» — вот что такое Рязанов!». Вообще говорить, а тем более писать об Эльдаре Александровиче — занятие более чем неблагодарное, потому для нас он такой же национальный герой, как, например, Юрий Гагарин или Юрий Никулин. А о перипетиях создания культовых рязановских фильмов уже рассказана масса историй, начиная с первого звездного — «Карнавальной ночи», от которой он поначалу четыре раза отказывался, но после ее выхода на экран проснулся знаменитым. С тех пор его считают режиссером-комедиографом, хотя его картины уже вышли за рамки этого сложного жанра. Недаром там больше неудач, чем где-либо, кстати, и у самого Рязанова тоже. Режиссер без кокетства констатирует: «Если бы не было моих фильмов, мы все были бы еще хуже».

    Однажды на вопрос журналистской анкеты «Что вы считаете главным достижением в жизни?» Эльдар Александрович ответил: «Несмотря ни на что, остаться самим собой». И вспоминаются слова его, пожалуй, самого большого друга еще со ВГИКА Василия Катаняна: «Я знаю только одного человека, который, обладая такой славой и популярностью, совершенно сохранил себя. Прошел огонь, воду и медные трубы — и ни в чем не изменился. Это — Элик. Как ему это удалось — не понимаю».


    ЛЬВОВ ДОЖДЛИВЫЙ И СНЕЖНЫЙ


    Сам себя Рязанов вместе с друзьями и даже врагами совершенно обоснованно называет «рабочей лошадью». Он просто не умеет ничего не делать и, делая несколько дел одновременно, всех вокруг заражает, объясняя все своим авантюрным характером. Потому, если нет кино, возникает телевидение или писательство; сначала втихаря, а потом и громко — поэзия (чтобы Андрей Петров написал музыку на его стихи, выдавал их за Мориц или Блейка); а иногда и эпизодические роли в собственных фильмах. Большой и добрый, наделенный вкусом и юмором, он иногда бывает бурным и взрывным. О его подчас «скверном» характере ходят легенды. Начинающий режиссер в пятидесятые годы посмел отказать всесильному чиновнику Булганину, приславшему на главную роль в «Карнавальной ночи» свою любовницу. Рязанов потом еще долго просыпался в холодном поту от страха, но не уступил. Был случай, когда он так хлопнул дверью зампреда Госкино, что она слетела с петель. А наделавшая так много шума киевская премьера «Гаража» и аполитичное выступление Рязанова в Доме кино!

    На съемочной площадке, желая все сделать как можно лучше, он бывает просто страшен в гневе. Актеры вспоминают случай на съемках «Гаража». Однажды во время очень тяжело дававшейся сцены «сумасшествия» героини Светланы Немоляевой кто-то тихонько разговаривал. Вдруг Рязанов, всей своей массой сшибая декорацию, бросается на этот голос, нецензурно ругаясь и угрожая убить негодника! На следующий день у него температура за сорок. Фильм «Старики-разбойники» снимался в Украине, во Львове, дождливой осенью. А он «видел» последнюю сцену с уходящей вдаль троицей героев (Никулин, Евстигнеев и Аросева) и обязательно падающим снегом. И сколько его не уговаривали, что «уход в дождь» — это тоже очень неплохо, ни в какую. Он таки добился своего. Сначала на площадке работало огромное сооружение, стреляющее мелкой бумажной стружкой, похожей на снег. Но за то время, пока снимались многочисленные дубли, запасы киношного «снега» иссякли. И тогда Рязанов сам полетел в Москву доставать «реквизит», но на обратном пути застрял с двумя мешками «снега» в аэропорту, так как на Львов обрушился настоящий снегопад...


    «ВАША НЕИСТРЕБИМАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ МНЕ НЕ ГОДИТСЯ»


    Рязановские аура и магия так велики, что все, кто попадает в орбиту их влияния, остаются «утепленными» на всю оставшуюся жизнь. Актеры вспоминают съемки у него как невиданное счастье, несмотря на все курьезы и «выбросы лавы» характера режиссера. И то, чего не простили бы другому, ему прощают запросто и снова бегут на съемки по первому его зову.

    Татьяна Догилева: «Забытую мелодию для флейты» вспоминаю с ощущением счастья. А вот в фильме «Привет, дуралеи!» я стала жертвой... монтажа: большая роль, которая мне предлагалась, в картине стала маленькой. Утешаю себя тем, что в «Жестоком романсе» Рязанов всю большую роль Гурченко вообще вырезал». А рассказ о том, как Эльдар Александрович ездил на дачу в какую-то «тьму таракань» убалтывать сняться в картине «Берегись автомобиля» заболевшего и захандрившего Смоктуновского, стал уже хрестоматийным. Актер, поначалу очень его боявшийся, впоследствии писал, что особенно зауважал Рязанова после того, как тот сказал: «Как снимать этот эпизод, я не знаю».

    Алису Фрейндлих режиссер снял только с третьей попытки в «Служебном романе». Он и фильм-то этот делал, чтобы поработать с ней. «Первый раз мы общались на предмет съемок в «Гусарской балладе». Я там не сгодилась, — вспоминает актриса. — Но Эльдар Александрович даже отказ мне сделал комплиментарно: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик». Как можно обижаться на такое? Потом Рязанов позвал меня на роль Алевтины в «Зигзаге удачи»: уже не по принципу «неистребимой женственности», а по принципу явной некрасивости, как я поняла. И тогда не смогла сниматься уже я (как раз должна была родиться Варюша, я ходила на сносях). Дальше был «Служебный роман». Нагрузка на меня тогда легла совершенно дикая, иногда по шесть ночей приходилось проводить в поезде из Москвы в Ленинград и обратно. Бывало, после «Стрелы» попадала в кадр такая помятая! Но Эльдар Александрович со мной обращался очень бережно».

    А Лию Ахеджакову вообще называют актрисой Рязанова. И она каждый раз признается в любви к нему: «Представьте, на «Небесах обетованных» Рома Карцев, который на помойке был моим соседом, входил ко мне и, вместо того, чтобы, как все люди, спросить: «Ну, что хорошего?», говорил: «Ну, что плохого?». А плохого было, как всегда, много — то не привезли реквизит, то погода совершенно никуда не годилась, то нет кого-то из актеров. Но только существенным все равно оказывалось не это. Потому что Эльдар Александрович вокруг себя — на своей ли даче, где собираются гости, на своем юбилее, на съемочной площадке — умеет сделать так, что все оставляют за дверями боль, раны, грусть, занудство. И всегда в «среде» Рязанова люди становятся блестящими».

    Когда я дозвонилась к Светлане Немоляевой, то, услышав о Рязанове, она радостно выпалила: «Конечно, это очень дорогой для меня человек. В нем нет ничего приземленного, бытового. Даже в гостях за столом при нем обязательно разговор переводится только на творчество. Он любит писать и читать стихи, петь песни, слушать талантливых людей и умеет ценить талант».


    «Я НЕ ДАМ ТЕБЯ В ОБИДУ»


    Вообще-то режиссер, умудрившийся не жениться на актрисе (хотя ему очень долго приписывали брак с Людмилой Гурченко), конечно, уникум. «Я сделал довольно много фильмов о любви. И во всех них есть собственный опыт. Это все, что я могу по этому поводу сказать», — обычно обрывает тему сам Рязанов.

    Три его жены были, пожалуй, из «умных профессий». Первая — однокурсница по ВГИКу Зоя Фомина — его студенческая любовь, с которой они сняли совместный дипломный фильм о Москве. Осталась дочь Ольга и любимый внук Митя, которому уже 20. Второй женой стала редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина. Именно состояние влюбленности в нее послужило толчком для написания сюжета культовой «Ирония судьбы, или С легким паром». Нина Григорьевна умерла в 1994 году. Через полгода Рязанов сделал цикл телепередач «Русские музы», посвященный женщинам, которые стали женами, подругами, любовницами великих французских деятелей искусства. А его третьей женой-музой вскоре стала Эмма Валерьяновна Абайдуллина — журналистка, работающая в Бюро кинопропаганды. Знали они друг друга давно, но никогда не думали, что соединят свои судьбы — такой себе «коридорный флирт». А когда они впервые вместе вышли «в свет», муж подбадривал: «Эмка, ты не дрейфь. Я тебя в обиду не дам!».

    Всю жизнь Эльдар Александрович мечтал о своем киноварианте «Мастера и Маргариты», но даже не подступился к нему. По повести своего друга Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» он уже проделал большую работу, но «общение» с английскими собственниками прав все перечеркнуло (зато осталась любимая собака с именем «Чонкин»). Уже начинался в 1969 году и его «Сирано де Бержерак», но был сразу же диктаторски запрещен. На роль Сирано претендовали популярные актеры Ефремов, Кваша, Миронов, Юрский, Высоцкий, но Рязанов уперся — только Евгений Евтушенко, опальный в то время поэт. Даже сам Евтушенко пытался отговорить режиссера, но тот ответил: «Старина, дело тут не в политике и не в том, что я хочу выглядеть шибко порядочным. Я поступаю так потому, что сейчас не вижу в этом фильме никого другого». От этой кинозатеи у Евтушенко остались на память лишь специально пошитые для этого фильма ботфорты Сирано.

    Когда режиссер стал работать в содружестве с Эмилем Брагинским, появился как бы новый Рязанов. Именно этот тандем выдал киноклассику: «Берегись автомобиля», «С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Забытая мелодия для флейты», «Старики-разбойники». Их дуэт продолжался около 35 лет без единой ссоры. Они сразу же выработали как бы негласный «устав соавторства», состоящий из четырех правил: никто и никогда не рассказывает, кто и что придумал. Если один говорит «нет», то соавтор не спорит, а соглашается.

    Вплоть до смерти Брагинского все правила четко соблюдались. Когда они перестали вместе работать, было много сплетен, но все оказалось гораздо прозаичней — пропало «взаимное фонтанирование». И рязановские фильмы в этот период стали мрачнее и злее. Недаром, когда Рязанов пригласил в свои «Небеса обетованные» актрису Надежду Румянцеву, она, прочитав сценарий, отказалась: «Этот фильм не оставляет надежды». Спустя десять лет на «Тихих омутах» Рязанов и Брагинский вновь объединились, но, к сожалению, Эмиль Вениаминович скоропостижно умер, не дождавшись премьеры. Без него были сняты «Старые клячи» и гротесковая комедия «Ключ от спальни». К сожалению, они в рязановском творчестве стали очевидными шагами назад, хотя порадовало то, что в них были привлечены новые замечательные актеры.


    «КАК НИЩИМ ГОЛОДРАНЦАМ УДАЛОСЬ ВСЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?»


    «Я вообще докатился до ТВ. Конечно, некоторые попытались объяснить мою очередную сделку с совестью тем, что не стало денег на кино. Но все равно это никак не может меня оправдать. Вместо того чтобы, стиснув зубы, строчить «нетленку» в стол, я, как истинная шлюха, пошел торговать собой на голубом экране», — так Рязанов писал о своей телекарьере. И хотя за кадром остались его очень непростые взаимоотношения с этим голубым экраном, но как замечательно, что его программы, начиная с легендарной «Кинопанорамы», которую он подхватил и снова сделал суперпопулярной, состоялись! Чего стоят лишь четыре передачи о Владимире Высоцком или «Шесть вечеров с Юрием Никулиным»! А без открытых им личностей Зиновия Пешкова, Романа Гари, показанных крупным планом самых-самых французских звезд и обожаемых им российских, наша тележизнь была бы намного беднее. И не случайно правительство Франции наградило Рязанова своим орденом «изящных искусств и литературы» за цикл «Парижские тайны». В благодарственной речи награжденный съюморил: «В случае со мной ясно, что правительство Франции в искусстве разбирается». Но в своей книге «Неподведенные итоги» признавался: «Если сформулировать мои главные впечатления от сериала «Парижские тайны», то они сводятся к изумлению: как нам, нищим голодранцам, удалось все это сделать? И, честно говоря, этим я горжусь больше всего». К концу 2006 года Эльдар Александрович преподнес нам целых два подарка — фильм «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальную ночь-2», хотя после «Ключа от спальни» он категорически заявил, что больше на съемочную площадку не выйдет. Впрочем, если такую «Канавальную ночь-2» действительно можно было и не снимать, то «Андерсена» — сам Бог велел. Фильм о датском сказочнике под названием «Счастливый неудачник» со Смоктуновским в главной роли режиссер задумал снимать еще 20 лет назад. Сам Рязанов называет свой фильм «белой вороной» сегодняшнего кинематографа, «так как там нет ни одного выстрела, ни одной погони, ни одного изнасилования, никому не отрубают фаланги пальцев, никого не травят и не расчленяют. Зачем смотреть такое пресное кино?». В таком случае да здравствует «пресное кино» Эльдара Рязанова!


    Галина ЦЫМБАЛ, журналист
    "Киевские ведомости" 2007


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


    Последние новости

    2017-01-18. Гафт обиделся на Украину за запрет фильмов Рязанова
    Актер театра и кино Валентин Гафт прокомментировал в беседе с Национальной службой новостей (НСН) запрет российских картин на Украине.

    2015-12-03. В Москве похоронили Эльдара Рязанова
    Кинорежиссер Эльдар Рязанов, скончавшийся в ночь на 30 ноября в одной из столичных больниц, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Об этом в четверг, 3 декабря, сообщает РИА Новости.

    2015-11-30. Эльдара Рязанова похоронят на Новодевичьем кладбище
    Режиссера Эльдара Рязанова похоронят 3 декабря на Новодевичьем кладбище в Москве, сообщает ТАСС. Церемония прощания пройдет в тот же день в Центральном Доме литераторов (ЦДЛ), она начнется в 10:00.




  • Андерсен российского кино
  • Рязанов - легендарный, необъятный и по-прежнему...
  • Жизнь с любовью
  • "Сочетание Эльдар и Рязанов запоминается сразу..."
  • О чудном Эльдаре замолвите слово
  • Биография Рязанова
  • Фильмография
  • Отзывы
  • Болезни
  • Новости
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Кролика



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru