Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Чехия. Знакомство перед поездкой
Хорватия. Тысяча волшебных островов

Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Современник каждого дня


Биография Пикассо
Афоризмы Пикассо
Маленький гений?
Грандиозный мистификатор
Пабло Пикассо признается в любви к России
Король-ключник и фаворитки
Любовь, сжигающая жизнь
Замужем за Пикассо
Хороший мастер, но плохой человек?
Картины Пикассо
Пабло Пикассо и Жаклин Рок
Новости
Французские художники
Биографии художников
Скорпионы (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Змеи

Добавить отзыв о человеке

Пабло Пикассо — мастер бескомпромиссности


Он удостоился многих горячих и страстных эпитетов. История, кажется, не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров, не оставляя никого равнодушным. Не зря 2006-й — год 125-летия со дня рождения выдающегося мастера — по инициативе ООН был Годом Пабло Пикассо. 8 апреля исполнилось 35 лет со дня смерти художника.

Замечательный русский поэт Осип Мандельштам остроумно заметил, что художник-кубист Пикассо однажды в Париже "разбил" скрипку, и теперь ее кусочки — "святые реликвии" — можно обнаружить по всему миру.

Его имя известно сотням миллионов людей, однако его искусство понимают немногие. Одни называют его "буржуазным растлителем", другие — "формалистом", третьи — "большевиком в искусстве". Выставки его работ в различных городах мира неизбежно становились событием, которое будоражило не только художественный мир. О нем говорили на улицах, в клубах, метро, словно о самой животрепещущей проблеме — скачке цен или политическом кризисе.

Республиканская Испания, отдавая дань признания и любви испанского народа к художнику, назначила его директором Музея Прадо. Народная Польша наградила его высоким орденом. А Гитлер приказал удалить его картины из музеев. Трумэн назвал его искусство "развращающим". Черчилль, сам на досуге писавший натюрморты, пренебрежительно отозвался о живописи Пикассо. Вполне возможно, что если бы он остался в Испании, его действительно расстреляли бы: уж больно досадил он режиму Франко. Но главное — он не стал бы Пикассо вне художественной жизни Парижа. Франция неотделима от него, как и Пикассо нельзя отлучить от Франции. Он всегда будет ярким образцом "мастера без ярлыков", национальных или стилистических.

Сам художник иронизировал над натужным "ранжированием" его творчества: "голубой", "розовый", "негритянский", "кубистический", "классический" периоды. Ища формы, которые могли бы передать его мысли и чувства, он порой резко менял их, возвращался к уже "оставленным". И почти всегда работал одновременно в разных манерах. Начиная работу, художник не всегда знал, как будет создавать полотно или скульптуру: "Так, как лучше смогу выразить то, что хочу...".

Но, безусловно, самым поучительным для нас может стать знакомство с присутствием в творчестве Мастера весомого "русского следа".

…В 1908 году молодой Анри Матисс привел видного русского мецената и коллекционера Сергея Щукина в убогую студию, расположенную в подвальчике Монмартра, где ютился безвестный молодой испанец. С тех пор и вплоть до 1914 года Щукин был самым надежным и щедрым заказчиком Пикассо. Всего в коллекции Щукина было более полусотни его картин. Вместе с работами Матисса они украшают теперь залы Московского Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Щукин стал своего рода "крестным отцом" художника, без которого будущему мэтру было бы куда тяжелее пробиваться к известности и славе. Неудивительно, что Пикассо испытывал особую привязанность ко всему, что касалось России. Покупал его работы и Иван Морозов, чьи приобретения составили основу эрмитажной коллекции произведений художника. Его творчеством по-настоящему заинтересовались русские искусствоведы и даже философы. Блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев: "Перед картинами Пикассо я думал, что с миром что-то происходит". При этом, как признавался позднее Петров-Водкин, "для нас Матисс, Пикассо, Ван Гог были неожиданными, и мы с трудом и с руганью разбирались в них".

Молодой испанец посещал выставки русского искусства в Париже, часами простаивал перед полотнами Врубеля, восхищался талантом театрального художника Бакста. Читал Толстого, Достоевского, Гоголя, Лермонтова. Большой интерес Пикассо испытывал и к русскому театру. С легкой руки Жана Кокто познакомился и подружился с труппой "Русского балета" во главе с Сергеем Дягилевым. Пабло стал завсегдатаем труппы Сержа, как называли Дягилева французы. Их первой совместной работой стал балет "Парад" на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина.

Тесные связи с русскими художниками, поэтами, театральными деятелями, естественно, вызывали у Пикассо желание посетить Россию. Художник даже изучал русский язык и вполне прилично изъяснялся на нем. Однако визиту в Россию помешала Первая мировая война. Не состоялась поездка ни в 1928-м, ни в 1937 году. Намерение посетить СССР в 60-е годы также не осуществилось, хотя политическая репутация художника-коммуниста была, казалось бы, безупречной. В послевоенном Союзе его картины впали в немилость — уж больно далеки от соцреализма… О легендарной "Гернике", созданной в 1937 году и вызвавшей отчаянные дискуссии в мире, в нашей стране могли судить только по репродукциям и отзывам тех, кому удалось увидеть ее в оригинале. Для популяризации Пикассо в Союзе много сделал Сергей Эйзенштейн, а также Илья Эренбург, долгие годы друживший с художником.

…Пикассо и русский театр — отдельная страница в его биографии. Он был хорошо знаком с творчеством гремевших тогда Таирова и Мейерхольда, с которым его связывали дружеские отношения. Современники воспринимали их как художников одного творческого темперамента, одних целей. "Мейерхольд в театре — это Пикассо в живописи". Взаимный интерес к творчеству друг друга увенчался договоренностью Мейерхольда и Пикассо о совместной работе над "Гамлетом". Увы, так и не осуществившейся... А когда Всеволод Мейерхольд в 1940 году был расстрелян, для Пикассо это стало большим ударом.

Такой же удар он пережил за 10 лет до этого, когда узнал о смерти Маяковского. Встретившись в 1922 году, они сразу нашли общий язык… Когда жизнь поэта трагически оборвалась, Пикассо вместе с российскими художниками, осевшими в Париже, Михаилом Ларионовым и Марком Шагалом, отправил в Москву телеграмму соболезнования.

…В дягилевской труппе Пикассо встретил свою первую жену — балерину Ольгу Хохлову. Она была родом из Нежина. писаной красавицей Ольга не была, но имела приятную внешность, отличалась хорошими манерами и особым "русским шармом". При этом характер у нее был твердый, решительный, отвергавший компромиссы. Они познакомились весной 1917 года, а через год состоялось их бракосочетание. Свидетелями были Дягилев, Аполлинер, Кокто, Матисс, Гертруда Стайн. Венчались они в русском соборе Александра Невского на улице Дарю.

Друзья отговаривали его: "Пикассо и покой, семейный очаг — несовместимы!". Но влюбленный художник их не слышал. К сожалению, друзья оказались правы. Пикассо, исповедующий свободу во всех ее проявлениях, так и не смог стать примерным отцом семейства. Не спасло и рождение в 1921 году сына Поля, которого художник при русских друзьях в шутку звал "Павел Павлович". Он говорил: "Ольга слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни". А она не смогла вынести ни отстраненности мужа, ни присутствия соперниц. Через девять лет супруги расстались (хотя она официально оставалась женой Пикассо до самой своей кончины в 1955 году. В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу)…

Тогда из его жизни ее вытеснила 17-летняя Мари-Терез Вальтер, имевшая вид старательной школьницы. И так — неоднократно... Пылко и всерьез… Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

…Что ж, художнику, бывшему "гражданином мира", великому "мизантропу в толпе", выпало сполна "пригубить" этих терпких и жгучих, прекрасных и испепеляющих le passion a la russe — "страстей по-русски".


Андрей ШЕСТАКОВ
"Киевский ТелеграфЪ" 18 - 24 апреля 2008 №16


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2020-01-17. Испанский банкир заплатит 52 млн евро за попытку вывоза картины Пикассо
Экс-глава испанского банка Bankinter Хайме Ботин решением суда в Мадриде оштрафован на 52 млн евро за попытку вывезти из страны принадлежащую ему картину Пабло Пикассо, которая считается национальным достоянием.

2019-12-31. В Лондоне разрезали картину Пикассо стоимостью 26 миллионов долларов
В галерее современного искусства Тейт в Лондоне вандал повредил картину художника Пабло Пикассо. Об этом сообщает «Би-би-си».

2018-11-18. Пропавшее шесть лет назад полотно Пикассо нашли в Румынии
Картину художника Пабло Пикассо «Голова Арлекина», которую украли из Роттердамской художественной галереи шесть лет назад, обнаружили в Румынии. Об этом сообщили в пресс-службе румынского Управления по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, передает ТАСС.





Биография Пикассо
Афоризмы Пикассо
Маленький гений?
Грандиозный мистификатор
Пабло Пикассо признается в любви к России
Король-ключник и фаворитки
Любовь, сжигающая жизнь
Замужем за Пикассо
Хороший мастер, но плохой человек?
Картины Пикассо
Пабло Пикассо и Жаклин Рок
Новости
Французские художники
Биографии художников
Скорпионы (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Змеи


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru